«Да благословит возбранный воевода Русской земли свое воинство»

Иконы преподобного Сергия, отсылаемые Троице-Сергиевой лаврой в конце XIX – начале XX века для воинских частей и в зону военных действий

В бытность настоятелями Троице-Сергиевой обители отца Павла (Глебова) и Товии (Цымбала) в разные уголки России было отправлено несколько специальных заказов с иконой преподобного Сергия: и частным лицам, и в монастыри, и в действующую армию. Можно сказать, что последним деянием архимандрита Павла было благословение на Русско-японскую войну иконой «Явление Богоматери преподобному Сергию» генерала Куропаткина – на следующий день отца Павла не стало.

1 (99).jpg

В канун жестокой схватки на Дальнем Востоке среди прочих кораблей в строй российского флота вошли однотипные броненосные крейсеры «Пересвет» и «Ослябя». Они оба в качестве благословения получили иконы преподобного Сергия из Троице-Сергиевой лавры: «Пересвет» в 1898 году и «Ослябя» в 1899 году. Власти монастыря следующими словами обосновали свое решение (в письме о передаче иконы «Ослябе»): «Духовный собор, имея в виду одинаковое историческое значение для Свято-Троице Сергиевой лавры имен, присвоенных обоим сим крейсерам, полагал бы послать и на второй крейсер в благословение обители такую же икону, какая была послана на первый». Образ был отослан вместе с благословением Святой Лавры, напечатанным типографским способом.

Броненосный крейсер «Ослябя» погиб в несчастном Цусимском сражении в 1904 году, и трагическую участь команды разделил судовой священник иеромонах Троице-Сергиевой лавры Виктор. В 1911 году в Санкт-Петербурге был построен храм в память моряков, погибших в войне с Японией. Устроители памятника заранее попросили Лавру прислать икону, подобную судовой. Предполагалось поместить ее внутри храма над списками с именами погибших на крейсере «Ослябя». Причем заказчикам было неизвестно, образ какой иконографии являлся судовым, ведь практически весь экипаж погиб. Для иконы были присланы размеры, подходящие для установки на назначенном месте. Отцы Духовного собора выяснили, что на судне находилась поясная икона преподобного Сергия. Однако для храма-памятника руководство Лавры отправило икону ростовую, как более соответствующую присланным размерам. Образ «иконописного новгородского стиля» был изготовлен на кипарисной доске. Параллельно состоялся сбор средств на храм-памятник по «подписному листу» от монастыря; например, Гефсиманский скит пожертвовал 100 рублей.

В 1899 году икона преподобного Сергия была отправлена в благословение 2-й батарее 2-й запасной артиллерийской бригады, стоявшей в Таганроге (область войска Донского). Батарея, как и вся бригада, была учреждена всего за год до обращения ее начальства в Лавру и находилась на стадии формирования и устройства. В обитель Троицы отправил письмо командир бригады К. Н. Оссовский. Вообще, в письмах военных видна особенная «стать»: они обращаются к настоятелю обители с большим почтением, благоговением, и подчас видно, что военные, прекрасно зная об иерархии, и к настоятелю обращаются как к начальнику. Константин Нестерович пишет: «Как русские артиллеристы, мы… всегда особо почитали Святого Сергия, благословившего князя Димитрия Иоанновича, который впервые применил в бою артиллерию, а потому является основателем нашей родной артиллерии. Считая Святого Сергия своим покровителем, русские артиллеристы воздвигли в г. Петербурге Сергиевский всей Артиллерии собор», «…беру на себя смелость просить Вас… благословить нас, грешных, образом Преподобного Сергия, писанным на месте святого жития его». Воины прислали 25 рублей на свечи к мощам преподобного. В письме из лавры ответствовали, что была поставлена одна свеча весом в один пуд.

«Как русские артиллеристы, мы всегда особо почитали Святого Сергия»

В 1905 году был отправлен образ во вновь устроенный храм в селе Хорошеве – в летнем лагере 221-го пехотного Троице-Сергиева полка. Лавра пожертвовала икону, «сочувствуя торжеству полка». И далее в письме наместника сказано: «Да будет этот св. образ… свидетельством того духовного общения русского православного монашества и православного русского воинства, какое всегда было им присуще и ныне живет в сердцах истинных слуг Божиих и Царевых».

2.jpg (2).jpeg

И снова была изготовлена икона именно преподобного Сергия для 5-й Горной батареи 1-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригады, сформированной в 1896 году. Батарея избрала себе, по слову ее командующего, «Заступником и Ходатаем пред престолом Всевышнего преподобного Сергия». Поэтому «чины батареи» просили для себя в качестве основной иконы своего подразделения образ преподобного «в киоте, средней величины, с серебряною вызолоченною ризою и надлежащими украшениями». И за него было отправлено 200 рублей. Кроме того, командир бригады попросил для нижних чинов маленькие образки преподобного Сергия. В эту Горную батарею из Лавры была отправлена икона согласно заказу – с указанием, что на ней были сделаны «эмалевые украшения», а также 200 небольших образков, про которые извещалось, что все вместе окупится на те самые 200 рублей. Таким образом, Троицкая обитель не стала назначать цену за иконы небольшого размера.

Точно так же поступило руководство лавры и в отношении следующего заказа. В день Богоявления Господня 1900 года Сретенский резервный кадровый батальон в Забайкальском крае направил письмо с просьбой о написании 500 образков Преображения Господне на финифти, размером «в половину» тех образков, которые были «выписаны» из лавры в прежнем году. Был прислан денежный залог для оплаты заказа, но сверх залога лавра ничего более не потребовала, удовлетворившись полученной суммой.

В Первую мировую войну, осенью 1916 года главнокомандующий генерал-адъютант Алексей Алексеевич Брусилов в письме наместнику лавры выразил пожелание, чтобы от лавры была отправлена икона преподобного на Юго-западный фронт, дабы она могла храниться в походной церкви штаба фронта. Для этой цели была изготовлена поясная икона преподобного Сергия, а в нее помещена частица мощей «для большего благоговения» (по слову Духовного собора лавры).

Последний наместник лавры архимандрит Кронид лично планировал вскоре отправиться с этим образом в город Бердичев, чтобы прибыть туда 8 ноября для приветствия воинов и раздачи «Троицких листков», а также доставки упомянутой иконы. Отношение ко встрече святыни в войсках было теплым, неформальным, и, хотя икона могла быть получена в войсках и без участия наместника, генерал Брусилов ожидал именно архимандрита Кронида. И когда возникла заминка с выездом Троицкого наместника, генерал написал ему письмо, в котором есть непосредственные строки-уговоры: «В чем (препятствия) заключаются? Не откажите мне их сообщить, и уповаю… препятствия окажутся весьма одолимыми».

Отношение ко встрече святыни в войсках было теплым, неформальным

Иеромонах Порфирий, бывший на Русско-японской войне и «прикрепленный» духовно окормлять армейские госпитали, писал в родную ему лавру о том, чтобы прислали «образков, подходящих к войне»: Спасителя, Божией Матери, преподобного Сергия, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца. При этом он упоминал о том, что книг в армии всегда очень много: «Из Петербурга, Москвы и других городов высылают… не сотнями и тысячами, а вагонами всевозможных книг и духовных…», не хватает именно нательных крестов и икон.

3 (76).jpg

В 1904 году командующему Маньчжурской армией генерал-адъютанту Алексею Николаевичу Куропаткину был вручен древний складень с образом «Явление Богоматери преподобному Сергию», что над южными дверями иконостаса Троицкого собора, и для нахождения при означенном образе был командирован иеромонах Захария. Вручая икону, казначей лавры Никон, из-за болезни наместника отца Павла, жизни которого осталось всего несколько часов, говорил напутственную речь, не лишенную поэтичности, в которой упоминались имена преподобного Сергия и князя Дмитрия Донского: «Да благословит возбранный воевода Русской земли и паки свое воинство победами на берегах Тихого океана – над потомками тех монголов, коих побеждал за молитвами преподобного Сергия Дмитрий Иоаннович на берегах тихого Дона. С нами Бог! Да воскреснет Бог, да возстанет Сергий…» Лично генералу был подарен образ с составом изображенных, соответствующим воинской теме: преподобный Сергий, архангел Михаил, преподобный Серафим. Уже в самом лагере действующей армии икона Богоматери после молебна обносилась по рядам войск, и, согласно отчету полевого главного священника 1-й Маньчжурской армии, «прикладывались к святой иконе все до одного чины полков; последним из приложившихся приходилось дожидаться по несколько часов… Не раз приходилось слышать не только от офицеров, но и от начальников дивизий: теперь хорошо бы в бой пойти, пошли бы мы спокойные с Божиим благословением».

Жанна Курбатова 23 декабря 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить