Две церкви и одна династия

Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых на Руси святынь. Она –хранительница нашей, Сретенской обители. Судьба почтаемого образа Пресвятой Девы связана с землей древнего Владимира. Поэтому дорога ведет меня по его старинным улицам к храму Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Солдатской слободе. Слобода и улочки давно изменили свой исторический облик. Но и сегодня здесь еще можно увидеть дома, передающие городской колорит прошлых веков. И, слава Богу, осталось главное: два храма – Сретенский и вернувшийся из небытия и забвения храм Успения Пресвятой Богородицы, кровно связанные с историей нашей страны. С большим волнением иду на встречу с настоятелем храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери протоиереем Виктором Егоровским, матушкой Еленой и иереем Михаилом Егоровским. Мы будем вести неторопливый добрый разговор о дорогих сердцу церквях, о служении Богу и династии, от чего на душе будет светло и тихо.

– Отец Виктор, расскажите, пожалуйста, о таком красивом древнем храме.

– Эта церковь уникальна по своему храмонаименованию. Первоначально храм с таким названием – Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» – был построен в 1164 году на берегу Клязьмы, недалеко от наплавного моста и Волжских ворот, то есть на месте встречи иконы во Владимире, месте, где икона и получила свое название «Владимирская». Указ об этом был дан самим Андреем Боголюбским. В это время князь строил Успенский собор во Владимире. До этого привезенная из Ужгорода икона находилась в Боголюбове, в его покоях. Когда был построен Успенский собор, икону торжественно перевезли по реке во Владимир, где ее с радостью встречали народ и духовенство. Крестным ходом икону перенесли в Успенский собор, в котором святыня хранилась до тех пор, пока ее не перевезли в Москву. На месте встречи (сретения) иконы на берегу реки Клязьмы возвели деревянный храм. Престольный праздник храма – 4 октября. Долгое время церковь находилась на речном берегу, приход был небольшим, храм – бедным. Как пишется в исторической справке, с одной стороны его подмывал родник, происходили и подтопления во время весеннего разлива Клязьмы. Все это наносило храму ущерб. Очевидно, пострадала церковь и в 1238 году во время разорения города Батыем, вошедшим во Владимир через Волжские ворота. Дальнейших документальных упоминаний о церкви достаточно мало. В 19-м веке о ней напоминала лишь маленькая часовенка у наплавного моста.

Храм построен на месте, где икона и получила свое название «Владимирская»

Здесь же, в Солдатской слободе, где изначально жили стрельцы, а затем военные люди, был храм Николая Чудотворца, который после литовского разорения переживал запустение, а потом сгорел во время грозы. Жители нуждались в храме и в 1784 году обратились к епископу с просьбой открыть церковь, на что получили согласие. Было решено перенести в Солдатскую слободу церковь с берега Клязьмы как самую ветхую и стоящую на неудобном месте. Тем более что в том году за этим храмом числилось всего три двора, а просители говорили, что жители ста дворов не имеют возможности посещать церковь в праздничные и воскресные дни, исправлять мирские требы.

Такое решение удовлетворяло просьбу людей и спасало церковь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» от гибели. Храм разобрали и перенесли сюда. В 1785 году церковь освятили. Но храм был холодным. И в 1787 году было подано прошение о теплой церкви, где можно служить в холодное время года. Так сюда была перенесена теплая церковь Трех Святителей из упраздненного Покровского монастыря и переименована.

Деревянная церковь постепенно и довольно долго перестраивалась в каменную. Это происходило уже в 19-м веке, начиная с 1805 года. В то время этот храм оставался во Владимире единственным, построенным из дерева. Что интересно, так это преемственность в его строительстве: бревна церковных стен и ветхие дома Солдатской слободы пошли на обжиг кирпича. В 1809 году освятили главный престол Сретенской церкви. В 1812 году воздвигли колокольню.

Кстати, Сретенский храм полностью посвящен Божией Матери. У нас главный придел – в честь Сретения иконы Божией Матери во Владимире; северный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; южный – в честь праздника Сретения Господня как смешанного Богородичного и Господского.

– Какой была судьба храма в советской России?

– В 1922 году из церкви изъяли серебряную утварь. Но службы продолжались. Первая попытка закрыть храм, отдав его под учреждение пролетарской культуры, произошла в марте 1930 года. Прихожане отстояли храм. Затем власти предприняли вторую попытку и на этот раз сняли стопудовый колокол. Весной 1937 года из НКВД в горсовет поступил циркуляр о закрытии Сретенской церкви. Зимой 1939-го военное ведомство стало использовать церковные помещения в хозяйственных целях. При этом прихожане продолжали писать жалобы. Поэтому только в 1940 году Верховный совет РСФСР утвердил постановление Ивановского облисполкома (Владимир тогда входил в состав Ивановской области) о закрытии церкви, о чем и было объявлено верующим Затем в советские время здесь был склад мебели гостиницы «Заря», дважды случался пожар, поэтому не сохранились росписи на стенах. В 90-е годы в храме размещался кооператив по обработке древесины, стояли станки и делались какие-то поделки.

– Новая жизнь Сретенского храма началась только в 1992 году. В этом заслуга архимандрита Маркелла (Егоровского), Вашего отца. А первый крестный ход возглавлял Ваш маленький сын и внук отца Маркелла, несший крест. Сегодня он клирик храма – иерей Михаил.

– В 1992 году архимандрит Маркелл обратился к владыке Евлогию за благословением открыть церковь. B Сретенском храме вновь начались богослужения. 15 февраля 1992 года отслужили первую Литургию и состоялся крестный ход, который, как Вы сказали, возглавлял будущий отец Михаил. Церковь, конечно, находилась в плачевном состоянии. В 90-е годы в храм из всех находившихся в нем святынь после реставрации вернулась только одна икона 19-го века «Всех скорбящих Радость», которую буквально из огня спасли прихожане при его закрытии. Владимирский музей-заповедник подарил Сретенской церкви еще несколько икон.

В то время я служил в городе Ковров Владимирской области, в храме, который мне также пришлось восстанавливать. В 2005 году отец Маркелл умер, и я задавал себе вопрос, что мне надо делать? Оставаться ли в Коврове, где я прослужил 15 лет и сроднился с людьми, а потому бросать храм мне очень жаль, или проситься сюда – в Сретенский храм во Владимире, то есть по обычаю как бы наследовать приход.

– Духовная линия отца Маркелла прослеживается на протяжении не лет, а веков. Факты говорят о том, что династии более 350 лет.

– Действительно, его духовная линия прослеживается на протяжении многих-многих лет Та линия, из которой произошел отец Маркелл (Михаил до принятия монашества), идет из Тамбовской губернии, города Пичаево. Он делится на три района: Пичаево, Нижнее Пичаево и Егоровка. Предки отца Маркелла из поколения в поколение служили в Егоровке и получили прозвище Егоровские священники. Фамилия его мамы Бельская. Историю этого рода можно проследить со времен Ивана III и затем Ивана Грозного. При Иване III князья Бельские (Вельские) бежали из Литвы к русскому царю просить его милости. В России они приняли православие и стали князьями Бельскими. При этом некоторые из них уже были и православными, и священниками. От священников пошла ветвь мамы отца Маркелла, Марии Васильевны Бельской.

Мария Васильевна Бельская вышла замуж за семинариста Виктора Егоровского, в 1929 году в семье появился шестой ребенок – Михаил, будущий отец Маркелл.

– Как складывалась жизнь семьи отца Маркелла в годы советской власти?

– Очень тяжело. Надо сказать, что власть в семье не любили. Дед отца Маркелла по матери во время сельхозработ заразился столбняком и умер, что избавило его репрессий. Через небольшой промежуток времени его сын, мой дед и отец отца Маркела, священник отец Виктор, служивший в церкви в Уварове, был арестован. В то время отцу Маркеллу было 6 месяцев. И что интересно: отец Маркелл всю жизнь помнил эпизод из своей жизни, когда ему было всего полгода. Он рассказывал о моменте прощания с отцом маме, и она подтверждала, что именно так все и было. Бабушка принесла в тюрьму передачку, следователь посоветовал ей взять ребенка, чтобы отец в последний раз увидел сына. И маленького Михаила (отца Маркелла) передали отцу через решетку, чтобы он мог взять его на руки. Потом он шутил, что с 6 месяцев находится в тюрьме.

Но его отец вернулся. Ему дали срок 5 лет концлагерей и еще 5 лет ссылки. Вернулся больной и служить больше не мог. За две недели до начала Великой Отечественной войны он умер в больнице Тамбова. После ареста отца Виктора семью выселили из дома, просто выгнали на улицу. Местные жители, прихожане церкви, заступились за них, и им оставили сарай для хранения пчел без окон и фундамента – омшаник (строение для зимовки пчел). Сказали: сарай оставляем, а с земли убирайтесь! Мужики на бревнах выкатили этот сарай. Так и жила женщина с четырьмя детьми. Мама отца Маркелла преподавала в школе французский язык, но после этих событий пришлось работать пчеловодом в колхозе. Пчелы умирали, так как им не хватало своего меда, который забирало руководство колхоза. Ей грозил суд, но все обошлось. Жили крайне скудно. Ели лепешки из очисток, снятых с вареной картошки. Часто мальчишки часами лежали около пекарни рядом с кучей навоза и ждали, когда пекарь вынесет хлеб и спрячет его в ней. Иногда удавалось найти этот хлеб.

Была ситуация, когда, как говорил отец Маркелл, Архангел Михаил кормил семью. В Уварове стоял закрытый храм Архангела Михаила, в нем хранился фуражный овес для лошадей Красной Армии. Мальчишки бегали вокруг, играли. Через разбитые окна мой отец заметил, что в подвале лежит маленькая кучка зерна. Он посмотрел наверх и увидел дырочку в потолке. Пошевелил прутиком, и зерно потекло. Мальчишки набрали несколько мешков овса. Но когда пришли в другой раз, то окна уже были заколочены. Этот овес и спас их от голодной смерти.

Была ситуация, когда, как говорил отец Маркелл, Архангел Михаил кормил семью

– После Великой Отечественной войны впервые за годы советской власти открываются Богословский институт в Загорске (1945 г.) и Ленинградская семинария (1947 г.), где и учил Михаил Егоровский (отец Маркелл). Расскажите, пожалуйста, об этом периоде жизни священника.

– В семинарию он поступил в стадии истощения, с дистрофией, и ходил с палочкой, так как просто не было сил. Но в семинарии кормили, к тому же дядя дал ему хлебные карточки. Так что, когда он приехал на каникулы домой, мама его не узнала. Он поправился. Но очевидно, что это наложило отпечаток на здоровье.

Знаете, среди семинаристов у Михаила Егоровского (отца Маркелла) было прозвище – Санктус, то есть святой. Наверное, мальчишки, его коллеги, что-то в нем видели, если дали такое прозвище. Во время учебы в семинарии произошел такой случай. Однажды он дал духовную литературу мальчику-школьнику, и тот на уроке стал доказывать неправоту учителя по какому-то вопросу. А это конец 40-х годов! Выяснили, кто хозяин книги. Действие попадало под статью о религиозной пропаганде среди несовершеннолетних. Повезло, что ректор Ленинградской семинарии дружил с дядей отца Маркелла, который тоже был священником. Они быстро смогли сделать так, что он якобы по собственному желанию перевелся в Московскую семинарию, которую и окончил. Затем отец Маркелл учился в Академии, но диссертацию не защитил, так как был сыном врага народа.

Архиепископ Калининский и Кашинский Варсонофий (Гриневич) взял его на службу. А вот уполномоченный по делам религии упустил этот момент. Позднее выяснилось, что на дороге Москва – Ленинград, по которой ездит правительство, в церкви служит сын врага народа. В результате чиновнику приказали лишить его регистрации священника, значит, запретить служить, иначе это привело бы к закрытию прихода. Отец Маркелл стал искать новое место, пытался найти службу в Рязанской и Ивановской епархиях, ведь надо было кормить семью. Но все время получалась такая ситуация: епископ его принимает, а уполномоченный по делам религии нет. Когда он приехал во Владимирскую епархию, здесь служил архиепископ Онисим (Фестинатов), который взял его временно, так как уполномоченный по делам религии находился в отпуске, и направил в город Меленки.

С уполномоченным они пересеклись и поговорили уже в Меленках. Отец Михаил (отец Маркелл) принял гостя, угостил хорошим коньяком и разрешил ему закурить в его доме «Казбек». Уполномоченный пригласил его прийти на прием, чтобы посмотреть личное дело. И когда отец Михаил пришел к нему, тот стал зачитывать последние листки его личного дела. «Давайте почитаем: не признавал ни советских, ни церковных законов, служил у закрытых церквей, говорил проповеди». Это происходило в хрущевскую оттепель. Причем местные власти не хотели открывать храмы и ссылались на разные причины, в том числе и бытовые – то ключей нет, то еще чего-то. И он начал служить сам. Собрал актив, спилили замки с закрытых храмов и стали служить. Когда горисполкомы снизошли и сказали: «Давайте посмотрим, можно ли там служить», богослужения уже шли больше месяца. Это их, конечно, задело.

Уполномоченный по делам религии посмотрел, покачал головой, сложил листочек, порвал его и сказал: «Врут! Вы же прекрасный человек, Михаил Викторович». Так он остался во Владимирской епархии.

В 1975 году у отца Маркелла погибла дочь, а через два года, в 48 лет, умерла супруга. Он принял монашество. Был период, когда по состоянию здоровья он находился не у дел. Затем владыка Евлогий благословил открыть этот храм и назначил его настоятелем.

В 2005 отец Маркелл отошел ко Господу, пережив шесть обширных инфарктов. Вообще непонятно, каким образом его сердце могло работать. Как говорили врачи, он мог в таком состоянии только лежать, а он служил и многое делал для восстановления храма. Вот, например, прекрасные росписи нашего храма – его заслуга. Впрочем, так же как отопление, вода.

Как говорили врачи, он мог в таком состоянии только лежать, а он служил и многое делал для восстановления храма

– К могиле отца Маркелла приходят люди и чувствуют его помощь.

– Люди всегда приходили к нему, приезжали из других городов области и страны, из Москвы и даже Дальнего Востока. Отец Маркелл совершал молебны для стужаемых от духов нечистых, читал молитву Иоанна Златоуста об изгнании бесов, но делал это тайно, так как в советское время такое было под запретом.

Вероятно, он обладал и даром провидения. Многие свидетельствовали, что отец Маркелл называл их болезни и говорил, кто поправится, а кто не поправится. Молился о них. Кстати, у него было составлено много своих молитв, по которым были исцеления.

– Матушка Елена, прихожане Сретенского храма и сегодня говорят о том, что отец Маркелл обладал даром прозорливости.

– Да, и этому есть подтверждения. В субботу 4 апреля 1998 года перед утренним богослужением был такой случай. Отец Маркелл всегда очень рано приходил в храм совершать проскомидию. В храме стоял молодой человек, довольно подозрительный. Отец Маркелл вышел из алтаря, подошел к нему и сказал: «Делай то, зачем ты пришел, или отдай то, что ты принес». Парень упал на колени и стал плакать. Отец Маркелл повернулся и ушел служить. Парень успокоился и отдал служащим в Сретенском храме женщинам нож, которым пришел убивать отца Маркелла. Это был сатанист. Парень сказал, что придет каяться, но так и не пришел.

– Отец Виктор, какие слова отца Маркелла Вам кажутся напутственными для каждого священника?

– Отец Маркелл всегда говорил мне: «Не люди для священника, а священник для людей». То есть не должно быть никакого высокомерия: целуйте мне руки, ведь я священник. Если человек и целует руку, то он целует священнику руку, а не персоне, и надо еще заслужить это. То есть послужить людям. Священника у нас называют батюшка, то есть отец, поэтому и отношение к людям должно быть жертвенное. Если в семье нормальный отец душу свою положит за детей, так и здесь должно быть семейное отношение к людям. Путевый или непутевый ребенок, все это дети. Для родителей дети всегда хорошие. И надо не ждать добра, так как дети всегда эгоистичны от рождения своего  .

– Скажите, пожалуйста, лично у Вас было желание непременно стать священником?

– Я стоял на распутье. И сначала окончил Владимирское медицинское училище. Стал фельдшером, успел поработать на скорой помощи. Затем служил в армии в войсках ПВО: Казахстан, Горный Алтай. Помню, первый населенный пункт находился километрах в сорока. У меня было время подумать. Именно в армии созрело твердое желание идти в семинарию. Но когда я вернулся из армии, мои друзья рассказали о льготах при поступлении в институт, и я решил закончить медобразование. Так я поступил в Ивановский медицинский институт. Проучившись полгода, посчитал, что надо шесть лет учиться, год – интернатура, пять лет отрабатывать. И подумал: а когда же мне идти в семинарию? Я написал заявление на отчисление, не скрывая, что собираюсь учиться в семинарии. Конечно, этот факт был позором для института: из их вуза студент уходит в семинарию. Это был 1981–82 год.

Меня долго не отпускали, придумывая разные причины, уговаривали остаться. Но я поступил в Московскую духовную семинарию в Загорске (сейчас Сергиев Посад). Закончил ее за три года вместо четырех. Написал заявление на поступление в Академию, но уже был женат, и стало сложновато учиться. К тому же надо было пересдать тройки по Конституции СССР, английскому языку, искусству проповеди.

– Выбранный путь служения Богу никогда не вызывал у Вас каких-то сомнений?

– Никогда не было никаких сомнений, и даже более того, я считаю, что учеба в институте и работа фельдшером – это опыт, помогающий мне в жизни священника. Я знаю, что такое боль и страдания, я видел смерть, видел неблагодарность людей. Я никогда в своей жизни не сказал, что иду на работу или что работаю священником. Я служу, потому что есть три службы: служба государева (силовики, армия), служба людям (врачи), служба Богу. Офицер всегда офицер и должен выполнять свой долг. Врачи тоже ходят на службу. И священник всегда священник. Я не представляю себя не священником. Было, конечно, и сложно, было и трудное материальное положение, но никогда сомнений не возникало.

Учеба в институте и работа фельдшером – это опыт, помогающий мне в жизни священника

– Сегодня династия священников Егоровских продолжается, и это большое счастье.

– Если бы я не пошел по духовной линии, то династия прервалась бы. Мой отец (отец Маркелл), конечно, хотел, чтобы я шел по духовной линии, но не настаивал. Здесь нельзя заставлять. Понимаете, поп-расстрига (то есть лишенный сана и оставивший службу), как я считаю, предатель. Такого не должно быть, это ненормально. Это как изменить Родине. Мы ведь даем обет Церкви. Во время хиротонии мы снимаем обручальное кольцо, потому что мы больше не принадлежим семье, жене. Священник принадлежит Церкви в глобальном смысле. Сегодня династия священников Егоровских продолжается. Наш старший сын Михаил пошел по духовной линии и служит в Сретенской церкви. Дочь замужем за священником, который служит в Видновском благочинии Московской области. Младший сын Константин – семинарист.

– Матушка Елена, быть женой священника и матерью священника – это также служение Богу. Вам удалось воспитать в сыновьях ответственность за династию.

– Однажды наш старший сын Михаил сказал мне: «Когда родился Костя, мне стало легче дышать». Ему было 13 лет, когда родился младший брат. До этого времени он чувствовал свою огромную ответственность за династию. Это чувство ответственности было с детства. Сейчас Костя учится во Владимирской семинарии в Богородице-Рождественском монастыре, потом, если Бог даст, пойдет в магистратуру. Так династия священников Егоровских продолжается.

– Отец Виктор, жена священника – это более чем тыл?

– У священника должен быть тыл. Как говорится, с хорошим тылом любая армия продвинется. Моя матушка Елена понимает меня и во всем поддерживает. Она родилась в семье священника. Жена священника должна понимать, что мы не ворочаем рельсы, но после службы наступает и физическая усталость. Знаете, у меня был дьякон, который раньше работал в горячем цеху. Я как-то спросил его: «Отец Александр, что тяжелее: на заводе работать или служить?» Он ответил – служить.

– Сегодня у Вас новое большое дело – восстановление вернувшейся к верующим церкви. Не так давно жителям Владимира явилось чудо – воинская церковь Успения Пресвятой Богородицы.

– Действительно, мне пришлось восстанавливать церкви, в которых я ранее служил. В настоящее время здание храма Успения Пресвятой Богородицы передано Министерством обороны РФ Владимиро-Суздальской епархии, идут ремонтные работы и оформление документов. Церковь передана под начало Сретенского храма, и мы стараемся спасти то, что осталось, и восстановить ее. К сожалению, многие годы жители этого района не знали, что ходят мимо храма с уникальной историей. Отец Михаил стал ответственным за его восстановление.

Мы стараемся спасти то, что осталось. Многие годы жители района не знали, что ходят мимо храма с уникальной историей

– Отец Михаил, у воинской церкви удивительная и при этом горькая судьба: в 1913-м, в год посещения Владимира императором Николаем II и его семьей, начинается строительство храма. В 1914-м, в год начала Первой мировой войны, в ней уже проводятся службы и продолжаются вплоть до 1918 года. Затем такое долгое забвение. Расскажите, пожалуйста, об этой церкви.

– В Солдатской слободе были расквартированы 10-й Малороссийский полк и 9-й Сибирский гренадерский полк. Именно солдаты гренадерского полка стояли в почетном карауле во время визита Николая II во Владимир. Была здесь и Казанская церковь – походная, больше похожая на палатку. Здесь же, в слободе, на опушке Вокзальной рощи (улица Красноармейская) в давние времена находилось старое лютеранское кладбище, в 1887 году его участок в 486 квадратных саженей отводится под единственное в городе воинское кладбище. В 1911 году в городскую думу Владимира обратился командир 10-го Малороссийского полка с просьбой выделить землю для строительства каменного храма при кладбище. В 1913 году проект утвердили, освятили закладной камень и начали возведение церкви Успения Пресвятой Богородицы. Интересно, что строили ее нижние чины полков. Летом 1914 года, в канун Первой мировой войны, храм начал действовать, по понятным причинам кладбище расширялось.

В 1918 году храм закрыли. В нем находились гараж, кузня и ремонтные мастерские. В результате Успенский храм был частично разрушен, были утрачены притвор и колокольня со звонницей. В 1930-е годы и само кладбище с захоронениями военных и членов их семей стало стираться: плиты убирали и использовали при строительстве домов, а потом оно и вовсе исчезло. Сегодня сохранились только два надгробных камня.

Очень жаль, что нет фотографий и чертежей церкви Успения Пресвятой Богородицы. В архиве города найдена только справка в несколько строчек. Поэтому нам предстоит решить довольно сложные архитектурные вопросы: какой был четверик, какая была крыша церкви? Все не так просто. Но у нас есть уже опытный епархиальный архитектор Александр Николаевич Трофимов, работающий с памятниками архитектуры; налажена связь с реставрационными организациями и Отделом защиты памятников архитектуры. А пока идет оформление документов на землю: мы просим у Министерства обороны РФ хотя бы по 3 метра земли вокруг храма, чтобы совершать крестные ходы. И мы верим, что скоро в храме Успения Пресвятой Богородицы начнется полноценная жизнь.

Беседовала Ольга Сокиркина

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Людмила   2 февраля 2022, 15:02
Статья очень понравилась, как будто побывала во Владимире .  Спаси Господи, что Вы все  есть  в моей жизни. Очень благодарна батюшке, моему духовному наставнику !  И хоть я уехала сейчас очень далеко, на Дальний восток, мое сердце осталось в Свято-Сретенском храме!   Божьей помощи в служении ! Обнимаю,помню,молюсь!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить