Икона Божией Матери «Нерукосечная Гора»

Фото 1.jpg
Икона Богородицы «Гора Нерукосечная»,
конец XVI века, Сольвычегодский
историко-художественный музей

Икона Божией Матери «Нерукосечная Гора» («Камень Нерукосечныя Горы», «Камень Горы Нерукосечный») известна с XV века, но в храмах встречается весьма редко, и даже день празднования не установлен Церковью.

Это один из символических типов изображения Богоматери, получивший происхождение из эпизода ветхозаветной истории, связанного с толкованием пророком Даниилом сна царя Навуходоносора про колосса на глиняных ногах, которого разрушил камень, отколовшийся от горы (см.: Дан. 2: 34–35). В христианском богословии этот рассказ стали трактовать как пророческое указание на Боговоплощение: гора – Богородица, а камень, оторвавшийся от Нее, – Иисус Христос, поэтому гора стала главным и обязательным мотивом этой иконы.

Отдельные символические элементы образа заимствованы из других ветхозаветных сюжетов, истолкованных богословами, а также из Великого акафиста Богородице и сложившихся под его влиянием гимнографических текстов. Такие иконы преследовали образовательные цели: они помогали христианам запоминать символические образы, истолкованные в христианском богословии как ветхозаветные предсказания новозаветных событий.

Основу иконографии образа Богородицы «Нерукосечная Гора» представляет тронный образ Одигитрии с Богомладенцем. Мафорий Богородицы, как правило, украшают символические изображения горы, радуги и лествицы. Все известные иконы образа «Гора Нерукосечная» являются оригинальными работами, содержащими различные символические элементы, а их композиция перерабатывалась мастерами с целью подчеркнуть те или иные смысловые акценты. Композицию иногда сопровождают ветхозаветные тексты, от которых икона получила свое наименование.

Такие иконы преследовали образовательные цели: они помогали христианам запоминать символические образы

Древнейшим изображением Богородицы образа «Нерукосечная Гора» является икона из Соловецкого монастыря, хранящаяся в собрании музея-заповедника «Коломенское». Традиционно ее датируют серединой XVI века, а написание связывают с богословскими идеями и художественными поисками периода митрополита Московского и всея Руси Макария. Однако существуют и иные датировки иконы. Так, в монастырской описи 1514 года упоминается образ «Одигитрия Облачная» (на соловецком списке иконы «Гора Нерукосечная» мафорий Богородицы украшен сложным волнообразным рисунком, трактуемым как облачный мотив). Кроме орнамента мафория, особенностями соловецкой иконы являются помещенные на челе и плечах Богородицы три лика, олицетворяющие ветры, от которых исходят золотые лучи (их понимают как замену традиционных звезд, которые символизируют девство Пречистой Марии; аналогичные диски-лики известны по иконографии Богоматери «Аравийская» и «Неопалимая купина»).

Фото 3.jpg
Икона «Нерукосечная Гора»,
музей-заповедник «Коломенское»

Пречистую Госпожу, Владычицу вселенной, мы видим сидящей на Небесном престоле среди прекрасных райских цветов. На коленях Пресвятой Девы находится Младенец Христос. Он держит в руке развернутый свиток с текстом: «Аз есмь преже Авраама» (Ин. 8: 58). Правой рукой Богородица держит лестницу. На фоне Ее груди помещены изображения горы и радуги. Позем представлен в виде травяного орнамента, изображающего горний мир. Престол Царицы Небесной украшен распустившимися соцветиями, и его основание словно вырастает из раскрывшихся лепестков цветов, а на подлокотниках помещены два горящих светильника. На прозрачно-белых и темно-зеленых изогнутых стеблях распускаются огромные листья и бутоны самых причудливых форм. Очевидно, что перед нами райский сад, посреди которого утвержден престол Небесного Царя – «Радуйся, яко еси царево седалище». Таким образом, икона «Нерукосечная Гора» наглядно иллюстрирует важнейшую тему Богородичной гимнографии – прославление Богоматери, открывшей путь к Царству славы и являющей образ «словесного рая».

Как мы говорили, на мафории Богородицы помещены символические изображения. Попытаемся привести некоторые их истолкования.

Гора и камень. В предсказании гора олицетворяла Пресвятую Деву, а камень – будущее непорочное рождение Спасителя.

Радуга стала знамением завета между Богом и праотцем Ноем (см.: Быт. 9: 12–13). В таком качестве она служит выражением новых взаимоотношений, установленных между людьми и их Творцом.

Фото 4.jpg
Икона Богородицы
«Свеча Неугасимая Огня Невещественного»

Теперь упомянем некоторые символы иконы «Нерукосечная Гора», взятые, как думается, из Великого акафиста Пресвятой Богородице.

Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог. Лествица – это лестница из сна Иакова. Этот ветхозаветный сюжет является одним из первых пророчеств о приходе на землю Христа, поскольку роль Божией Матери сравнима с лестницей, по которой Господь во плоти спускается с небес на землю.

Радуйся, цвете нетления. Радуйся, венче воздержания. Символическое изображение родословия Иисуса Христа связывают со строками из книги Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11: 1).

Радуйся, огненный столп, путеводящий находящихся во мраке. Пламя, свеча и светильник – очевидные символы Богоматери. Есть даже такая икона – «Свеча Неугасимая Огня Невещественного».

В монастырской описи 1570 года икона «Нерукосечная Гора» именовалась как «Богоматерь Одигитрия на престоле» и почиталась в монастыре чудотворной.

Уникальность композиции иконы из Соловецкого монастыря, а также ее художественные достоинства свидетельствуют о мастерстве иконописца, имевшего отношение к ведущим книжным центрам в Москве или в Новгороде. Датировка этого памятника, XVI век, позволяет рассматривать «Нерукосечную Гору» как один из первых символических образов Богородицы.

«Нерукосечная Гора» – один из первых символических образов Богородицы

Подобные иконы сохранились в Ярославле (середина XVII века, из церкви Илии Пророка), а также в собрании Государственной Третьяковской галереи: одна из них – московской иконописной школы, другая – из макарьевской мастерской, обе датируются серединой XVI века. Также есть единичные экземпляры и в других музейных собраниях.

Ни одна из икон образа «Нерукосечная Гора» не повторяет другой: допускается введение новых символических элементов и переработка композиции в зависимости от изменения смысловых акцентов.

Фото 5.jpg
Икона «Нерукосечная Гора»,
середина VII века,
Ярославский музей-заповедник

С середины XVI века иконография «Нерукосечной Горы» усложнилась: начинают изображать ангела с орудиями Страстей Христовых (обязательный для второй половины XVI – середины XVII века элемент иконографии, возникший под влиянием Страстной иконы Божией Матери). На четырех строгановских иконах конца XVI – начала XVII века к трем изначальным символам Богородицы (гора, радуга, лествица) добавляются руно и Неопалимая купина, а мафорий изображается без облачного орнамента. Другим дополнительным элементом иконографии на строгановских иконах является изображение Ветхого денми, из уст Которого на Богородицу в виде голубя нисходит Святой Дух, подчеркивающий непорочность Девы Марии (эта композиция возникла под влиянием «Устюжского Благовещения»).

В Ярославле икона XVII века находилась в церкви Илии Пророка. Предположительно, ее написал Иван Дьяконов, один из художников, который работал над первым иконостасом церкви. Особенность ярославской иконы – изображение летящего архангела с крестом. Он характерен для другой иконы Богоматери – «Страстной». В данном случае образ ангела стал собственной интерпретацией мастера.

Изображение Богородицы на иконе восходит к типу Одигитрии: Пресвятая Дева сидит на престоле с Младенцем на руках. Сочетание цветов в этом произведении традиционно для ярославских икон данного времени. Насыщенные алый, темно-зеленый, охристый цвета одежд выделяются на светлом фоне, переходящем от сиреневого к бледно-зеленому. Складки одеяний переданы сложным сочетанием золотых, серебряных и белых пробелов – высветленных частей изображения. Перед Девой Марией горит светильник, на Ее груди изображены лестница и гора.

Лествица небесная – это и мост, соединяющий земной и небесный миры, их границы на иконе обозначены густыми темно-зелеными облаками. Богоматерь с Младенцем восседают на троне, символизирующем Небесный престол. Символы на иконе связаны между собой воедино и подчеркивают царственное положение Богоматери. В верхней части иконы изображен Господь Саваоф во «славе» – особом сиянии. Его окружают символычетырех евангелистов – авторов канонических Евангелий.

Символы на иконе связаны воедино и подчеркивают царственное положение Богоматери

В конце XVI века к символическим атрибутам иконы «Нерукосечная Гора» добавляются заимствованные с образа «Неопалимая купина» изображения Царя-Христа в стенах града, древа и запечатанного источника. В XVII–XVIII веках композицию дополнили изображения облаков, образующих над Богородицей подобие арки, солнца и луны. На некоторых иконах появляются Архангелы Михаил и Гавриил, предстоящие Богородице.

С XVII века начинает преобладать поясное изображение Богородицы. Наиболее часто в этой композиции изображали только главные символические атрибуты – гору, радугу и лествицу. Мафорий изображали облачным, на челе Богородицы помещали изображение солнца, а на правом плече – луны. Более поздние иконы, как правило, повторяют иконографию, сложившуюся в XVII веке.

Светлана Рыбакова 8 ноября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить