Икона царского рода

Царскосельский образ Богоматери находился в Царском Селе в малой придворной церкви. Он замечателен во многих отношениях: и как памятник древнего иконописного искусства, и как источник многих благодатных исцелений и чудес.

1.jpg
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Царскосельская, фрагмент

Происхождение Царскосельской иконы «Знамения» Божией Матери весьма древнее; икона принадлежит к самым высоким образцам древне-византийского иконописания. Она была принесена в дар царю Алексею Михайловичу святым Афанасием Пателарием, патриархом Константинопольским, и на протяжении трехсот лет находилась в непосредственной близости к царствующему дому Романовых.

Изображение на Царскосельской иконе Богоматери восходит к иконографическому типу, именуемому «Оранта», что означает «Молящаяся». Божия Матерь изображена с воздетыми вверх руками и с Младенцем на груди. Этот иконографический тип известен в памятниках византийского искусства еще со II века. В России поясное изображение «Оранты» с Младенцем на груди, как уже было сказано, получило название «Знамение». Главный смысл образа «Знамение» – молитва Божией Матери за весь мир к воплощенному через Нее Сыну Божию.

Первоначально на святой иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными Херувимами, впоследствии, по велению императрицы Елисаветы Петровны, по краям иконы были изображены святой апостол Петр, святой Алексий, человек Божий, праведные Захария и Елисавета. А в царствование Николая Павловича на ней появились лики святителя Николая и святой мученицы Александры – небесных покровителей августейшей четы.

Петр Великий глубоко почитал эту икону как память о своем отце, про которого иностранные мемуаристы говорили, что он такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но немногие имеют. Император, будучи на смертном одре, благословил ею дочь Елизавету как наследницу престола после Екатерины I. Но, как известно, история пошла по другому пути и воцарилась Анна Иоанновна. Царевна Елизавета никогда не забывала благословения державного отца. В ночь перед переворотом, приведшим ее к власти, имея к иконе «Знамение» особое благоговение, усердно молилась перед ней Богоматери и дала обет во время своего царствования отменить смертную казнь, что и было исполнено.

В благодарность Богородице императрица в любимом Царском Селе выстроила около дворца небольшую церковь и в мае 1744 года с великим торжеством перенесла туда святыню. В трехдневном крестном ходе участвовал Святейший Синод и весь двор. Государыня все время шла пешком и даже помогала нести образ своей Всевышней Покровительницы.

1а.jpg
Икона Пресвятой Богородицы
«Знамение» Царскосельская

Императрица Екатерина II также любила молиться в Знаменской церкви. Перед Царскосельской иконой служились молебны по случаю военных побед, а также во время стихийных бедствий и эпидемий. Так, в ноябре 1771 года, во время свирепствовавшей в России чумы, при участии императрицы был отслужен молебен, и моровая язва, не коснувшись Царского Села, вскоре прекратилась. Чтобы не стеснять своим присутствием богомольцев, государыня повелела устроить в храме хоры, где она могла молиться, не замеченная прихожанами.

В 1812 году, по молитве перед Царскосельской иконой императора Александра I, прекратился пожар. Когда образ вынесли из церкви, он воскликнул: «Матерь Божия, спаси мой дом!» Мгновенно ветер, направляющий пламя на церковь и соседние здания, словно повинуясь невидимой силе, переменил свое направление, и огонь сошел на нет.

Главный смысл образа «Знамение» – молитва Божией Матери за весь мир к воплощенному через Нее Сыну Божию

А в 1863 году при Александре II царскосельский дворец и его собор были почти истреблены страшным огнем. Но когда царственные особы подошли к чудотворному образу, приложились к нему, а потом обнесли вокруг горящего здания, пожар почти мгновенно прекратился.

В декабре 1788 года Екатерина II распорядилась построить рядом с дворцом и вблизи от Знаменской церкви большой четырехэтажный дом. Впоследствии в нем поместился Царскосельский Лицей, открытый 19 октября 1811 года. Воспитанники Лицея, когда не было службы в Дворцовой церкви, посещали Знаменскую, ходил в нее и лицеист Александр Пушкин. Поэт молился перед этой иконой Богородицы и даже посвятил ей стихотворение.

Дар фрейлин

В царствование Николая I, в 1831 и 1848 годах молитвы перед чудотворной иконой спасли Царское Село от холеры. В 1831 году в Петербурге разразилась неслыханная эпидемия: умирали до 600 человек в сутки. 14 июня на Сенной площади произошел бунт. Толпа, возбужденная нелепыми толками, бросилась на временные больницы, разбила окна, изранила и выкинула больных. На другой день император Николай I приехал на Сенную площадь, где собралось тысяч пять народу. Встав на коляске и обратившись к толпе, государь сказал: «Вчера учинены были злодейства, общий порядок был нарушен; стыдно народу русскому, забыв веру отцов своих, подражать буйству французов и поляков, они вас подучивают; ловите их, представляйте подозрительных начальству, но здесь учинено злодейство, здесь прогневали мы Бога, обратимся к церкви; на колени и просите у Всемогущего прощение». Вся площадь стала на колени, но несколько человек из толпы возвысили голос. Тогда государь воскликнул: «До кого вы добираетесь, кого вы хотите, меня ли? Я никого не страшусь, вот я», – и с этими словами Николай Павлович показал на свою грудь. Раздались крики восторга и «ура!».

2.jpg
Император Николай I на Сенной площади во время эпидемии холеры

Видя надвигающуюся опасность от холеры, жители Царского Села собрались в Знаменской церкви для молитвы перед святой иконой. Народ в благочестивом смирении повергся ниц и слезно молил Матерь Божию о помиловании и избавлении города от бедствий. По окончанию молебна начался крестный ход. Затем прочитали коленопреклоненную молитву, которую еще в 1170 году вместе с жителями осажденного Новгорода читал перед иконой «Знамение» архиепископ Иоанн Новгородский. Сообщение Царского Села со столицей не прекращалось, но не было ни одного случая заболевания. По просьбе царскосельских жителей император Николай I разрешил соорудить киот.

В 1848 году в России снова началась эпидемия холеры. Это грозное посещение послужило к новому прославлению иконы. В знак благодарности царскосельские жители украсили ее великолепной ризой, образец которой был указан в тонком сне Самой Царицей Небесной некой благочестивой девице Марии Давыдовой и, по благословению царицы земной, императрицы Александры Федоровны, вышит ею. Во время работы постоянно поступали приношения золотом и драгоценными каменьями. Причем нельзя было не видеть Божией руки, касавшейся сердец благотворителей. Как только не хватало подходящих драгоценностей, они тут же появлялись от неожиданных жертвователей. Внизу иконы на сердцевидной золотой дощечке были вырезаны слова: «За спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».

Трудами многих знатных особ был соткан «ковер усердия», покрывавший алтарь и половину церкви. В 1853 году для иконы были сооружены новый соответствующий ее славе киот и бронзовый вызолоченный подсвечник, сделанный по рисунку академика Ф. Г. Солнцева и называвшийся «фрейлинским», потому что своим устройством он обязан преимущественно благочестивым и христолюбивым фрейлинам Высочайшего Двора.

Народ слезно молил Матерь Божию о помиловании и избавлении города от бедствий

В том же 1853 году издано хромо-литографическое изображение иконы. Первый экземпляр его был поднесен императору Николаю Павловичу. А в 1891 году в Знаменской церкви упразднили боковые приделы. На месте правого придела была поставлена Царскосельская икона, здесь она и простояла до закрытия храма. На месте левого придела был установлен чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В том же 1831 году было испрошено и Высочайшее соизволение на учреждение ежегодного крестного хода в том самом порядке, в котором он проходил в первый раз. И он совершался вплоть до 1918 года.

К Царскосельской иконе прибегали матери с прошениями благополучия их детям. По молитвенному обращению к этому образу разрешалось неплодие, излечивались разные болезни, приходила помощь в устройстве житейских дел, во время бедствий на суше и на воде.

3.jpg
Горожане Санкт-Петербурга, XIX в.

М. Д. Воеводский, служивший при русском посольстве в Афинах, перед отъездом из Петербурга в 1849 году отслужил молебен о благополучном путешествии. В Афинах в глухом месте на него напали разбойники. Но Воеводский, вдруг назвавшись русским, был неожиданно отпущен со словами: «А, ты русский! Ваш Николай (император) добрый, иди с Богом…» Этот же человек на обратном пути в Черном море попал в страшную бурю. Корабль уже погибал, Воеводский мысленно обратился к Царскосельской иконе и с верой призвал на помощь Божию Матерь. В этот момент волна ударила о борт со страшной силой, и судно неожиданно оказалось в тихой и спокойной бухте.

В начале ХХ века

К почитаемой Царскосельской иконе Богоматери ежедневно стекалось множество православного народа, она стала главной святыней Царского Села. Ежегодно 5 июля здесь совершалось большое торжество: икону «Знамение» после Литургии выносили на громадный плац перед дворцом, где совершался молебен с коленопреклонением, а затем ее обносили вокруг всего Царского Села.

Икона Богородицы Царскосельская была особо почитаема семьей Царственных мучеников. Перед ней они молились во всех выпавших в их жизни испытаниях. Для августейшей семьи был сделан список с чудотворной иконы. Перед ней царица Александра Федоровна особенно усердно молилась во время Первой мировой войны, когда Государь Николай Александрович принял на себя командование всей армией и уехал из Царского Села в Ставку на фронт. В начале лета 1916 года небольшие фотографии с изображением Царскосельской иконы Божией Матери распространялись среди народа и в первую очередь среди солдат действующей армии. Они освящались в придворной Знаменской церкви. Их удобно было носить на груди.

Государь и Государыня молились перед этим образом 22 февраля 1917 года, когда царь в последний раз покидал Царское Село, направляясь в Ставку. «…Простился со всем милым своим семейством и поехал с Аликс к Знамению, а затем на станцию».

К Царскосельской иконе прибегали матери с прошениями благополучия их детям

Перед иконой «Знамение» императрица молилась и 2 марта 1917 года. В дневнике настоятеля Царскосельского Екатерининского собора (с 1918 года также и Федоровского собора) протоиерея Афанасия Беляева читаем:

«1917 года, марта 2 дня… Войдя в церковь и встретив там о. настоятеля протоиерея Иоанна Сперанского, уже распорядившегося приготовить облачение, достать икону и избрать людей для несения Ее, я тотчас облачился, взял крест и с причтом Знаменской церкви при пении тропаря "Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая" отправился во дворец.

Пропуск во дворец, хотя и охранялся часовыми свободного пехотного полка, был свободен. С первого подъезда мы поднялись во второй этаж на детскую половину и, пройдя ряд светлых комнат, вошли в полутемную большую комнату, где на отдельных простых кроватях лежали больные дети. Икону поставили на приготовленный стол. В комнате было так темно, что я едва мог разглядеть присутствующих в ней. Императрица, одетая сестрою милосердия, стояла подле кровати наследника, недалеко от нее стояли другие сестры милосердия и няни. Пред иконою зажгли несколько тоненьких восковых свечей. Начался молебен. О, какое страшное, неожиданное горе постигло царскую семью! Получилось известие, что государь, вызванный императрицею в Царское Село и уже возвращавшийся из Ставки в родную семью, задержан по дороге, арестован и даже, возможно, отрекся от престола. В Петрограде делается что-то ужасное… Неспокойно и в Царском Селе. В Софийской части города, где расположены войска, слышан шум и неистовый крик, идет учащенная пальба из ружей, солдаты громят и разбивают винные лавки и магазины, поджигают полицейские дома, из тюрем выпустили арестантов на свободу.

Трудно себе представить, в каком положении оказалась беспомощная царица-мать с пятью своими тяжело заболевшими детьми! Подавив в себе немощь женскую и все телесные недуги свои, геройски самоотверженно посвятив себя уходу за больными, с полным упованием на помощь Царицы Небесной, она решила, прежде всего, помолиться пред чудотворною иконою "Знамение Божией Матери" и сделала распоряжение о принесении иконы в покои больных детей. Горячо, на коленях, со слезами просила земная царица помощи и заступничества у Царицы Небесной. Приложившись к иконе […], попросила принести икону и к кроватям больных, чтобы и все больные дети могли приложиться к чудотворному образу. Давая целовать крест, я сказал: "Крепитесь и мужайтесь, Ваше Величество, страшен сон, да милостив Бог. Во всем положитесь на Его святую волю. Верьте, надейтесь и не переставайте молиться". Святую икону пронесли по всем детским комнатам, спустились вниз и пришли в отдельную, изолированную комнату, где лежала больная корью, покрытая сыпью Анна А. Вырубова… Когда мы вынесли икону из дворца, он был уже оцеплен войсками и все находящиеся в нем оказались арестованными»[1].

Так начался мученический путь Царской семьи.

4.jpg
Семья Императора Николая II

Августейшая семья молилась перед этим образом и перед отъездом в Сибирь. 30 июля 1917 года Государь сделал в своем дневнике следующую запись: «Сегодня дорогому Алексею минуло 13 лет. Да даст ему Господь здоровье, крепость духа и тела в нынешние тяжелые времена. Ходили к обедне, а после завтрака к молебну, к которому принесли икону Знаменской Божией Матери. Как-то особенно тепло было молиться Ее святому Лику вместе со всеми нашими людьми. Ее принесли и унесли через сад стрелки третьего полка».

Икона Богородицы Царскосельская была особо почитаема семьей Царственных мучеников

В дневнике протоиерея Афанасия Беляева читаем: «Мы с пением тропаря "Необориму Стену и Источник чудес" встретили показавшуюся в дверях святую икону, сопровождаемую протоиереем Иоанном Сперанским со своим диаконом. Икону торжественно пронесли по коридорам дворца и поставили, не снимая с носилок, посредине церковного зала. Тотчас же явилась вся царская семья, свита, прислуга и караул. На икону, на венчик Младенца Спасителя я положил цветы гвоздики. Начался молебен. Царская семья, преклонив колена, усердно молилась стоя на своих обычных местах. По окончании молебна все приблизились к иконе и, земно кланяясь перед нею, приложились к Лику Богоматери. Я снял лежащие на иконе цветы и подал их императрице, целуя ее руки. После этого государь молча подошел ко мне под благословение, за ним супруга его, дочери и наследник. Икону подняли на руки принесшие ее солдаты и понесли через круглое зало в парк. За иконой шло духовенство, певчие, царская семья на балкон до спуска в парк, где все и остановились. Икону понесли дальше, а мы, возвращаясь в церковь, уже окончательно последний раз поклонились царю и его семье».

Последние слова государя, сказанные священникам, были: «Мне не жаль себя, а жаль тех людей, которые из-за меня пострадали и страдают, жаль родину и народ».

На Афоне, в бывшим русском скиту святого пророка Илии, до сего дня находится трон императора Николая II, сделанный в 1916 году для приема на Афоне русского царя после победоносного для России, как ожидалось, окончания Первой мировой войны. В 1998 году в скиту пророка Илии произошло знаменательное событие. Чудотворная икона Святых Царственных мучеников[2] на время была установлена на императорском месте. Не сподобившись принять царя при его земной жизни, скит и трон встретили икону святых Царственных Страстотерпцев через 80 лет после их мученической кончины.

В период богоборческих гонений почитание этой иконы Богоматери еще больше усилилось. Власть кожаных комиссаров относилась к святыне как к «монархической» и «контрреволюционной». За совершаемыми молебнами установили чекистский надзор. Во время насильственного изъятия церковных ценностей в 1922 году с Царскосельской иконы сняли драгоценную ризу.

5.jpg
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Царском селе

В ответ на эти «мероприятия» православный народ стал особенно прославлять свою Заступницу в пении Акафиста Пресвятой Богородице: «Честному Ея Знамению, еже в Велицем Новеграде», на которое собиралось значительное число молящихся. Но очень скоро П.П. Мироносицким был написан новый акафист, более соответствующий этому времени гонений на Церковь Христову. Настоятель Знаменской церкви митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) направил его в Москву к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) и состоявшему при нем Священному Синоду. Рассмотревший акафист член Синода преосвященный Филипп (Ставицкий), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, нашел, что акафист «обладает содержательностью, дает возможность воспевать славу Богоматери независимо от Новгородских событий, в осенении Ее всемирных чудес, согрет теплым, благоговейным чувством и написан искусно, правильным церковно-славянским языком», – и потому дал о нем благоприятный отзыв (Архив Московской Патриархии). Согласно этому отзыву, Синодальным определением от 16(3) октября 1929 года за №147 Акафист Царскосельской иконе Божией Матери был разрешен к церковно-богослужебному употреблению. С того времени в Знаменской церкви в Царском Селе стали читаться два акафиста поочередно. Он является удивительным памятником веры и исповедничества православных людей.

Знаменская церковь была закрыта одной из последних в епархии – в самый канун Великой Отечественной войны. По одной из версий, в середине 1930-х гг. икона была изъята из Знаменской церкви в т.н. ГОСФОНД и бесследно исчезла. Вместо нее в церковь был передан один из списков этой иконы, выполненный в начале XIX века и находившийся в ризнице Екатерининского собора в Царском Селе.

Осталась с русским народом

В августе 1941 года город Пушкин (так переименовали Царское Село) был оккупирован фашистами. История еще не знала таких зверств, которые совершались гитлеровцами, разве только во времена нашествия диких монголо-татар.

Екатерининский дворец был варварски разрушен. Перед своим отходом в 1944 году фашисты постарались исковеркать или утащить с собой все мало-мальски ценное, включая дверные ручки. Знаменская церковь была вся сожжена и разрушена внутри, двери и окна выбиты, а икона «Знамения» Царскосельская похищена[3].

Но Бог поругаем не бывает. Советские войска, преследуя неприятеля, в Риге обнаружили в одном из брошенных обозов панически убегавшего врага, иконы Божией Матери «Знамение» и Казанскую, облачения и священные сосуды из Знаменской церкви.

Православный народ стал особенно прославлять свою Заступницу в пении Акафиста Пресвятой Богородице

«Пречистая Матерь Сама не пожелала идти на Запад. Она осталась с русским народом», – так сказал об этом подвижник веры и благочестия протоиерей Василий Ермаков, волей судеб оказавшийся в одном оккупационном лагере под Ригой вместе с жителями Красного Села, Петергофа и Пушкина.

Есть и несколько иная версия спасения иконы, изложенная в «Православной энциклопедии»: «В 1942 году из осажденного Ленинграда, героически перебравшись через линию фронта, к оккупантам в город Пушкин (ранее Царское Село) пришли сестры Зоя и Вера Шамонины – дочери известного санкт-петербургского протоиерея Владимира, духовного сына праведного Иоанна Кронштадтского. Они просили отдать им находящийся в Знаменской церкви образ (список XVIII в.) и получили его. Не возвращаясь в блокадный город, они отправились в Ригу, где икона и находилась до конца войны. В 1946 году митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) передал ее в церковь апостола Иоанна Богослова при СПбДА, где она пребывает в настоящее время. В Знаменской церкви находится ее список ХХ века»[4]. Мы не можем это комментировать, но в любом случае Царскосельская икона осталась в России.

6.jpg
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение», Царское село

К концу Великой Отечественной войны безбожное советское правительство на малое время остановило гонение Церкви, была даже открыта Троице-Сергиева лавра, возвращены из лагерей и действующей армии священники, открыты духовные учебные заведения. А царскосельские святыни были привезены в Ленинград и переданы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию.

По его благословению, весной 1948 года икона «Знамение» и Казанская были переданы в храм Ленинградской духовной академии. Вновь, как в прошлом столетии, на пожертвования верующих людей икона «Знамение» была украшена венчиками над главами Богоматери и Богомладенца, а в 1952 году для обеих икон сделали прекрасные дубовые киоты[5]. Сейчас мы даже не можем себе представить, с какими трудами и даже опасностями была связана такая, казалось бы, маленькая забота о чудотворных святынях.

Отец Василий Ермаков, один из первых выпускников Ленинградской духовной академии, имел особое благоговение перед этой иконой, потому что в дни испытаний получил от нее благодатную помощь.

В октябре 1946 года его, 19-летнего юношу, неоднократно вызывали в Главное управление милиции на допросы, «чтобы отчитаться за годы оккупации». У него взяли отпечатки пальцев и выдали ему «волчий билет». Теперь он не имел права жить в Ленинграде и учиться в семинарии. Идти было некуда. На родине его ожидал разрушенный дом и известие о смерти отца. Помощи было ждать не от кого, и он обратился с молитвой к Божией Матери Царскосельской. В тот день, когда должна была решиться его участь, он снова молился перед ней. И спустя два часа ему вдруг ответили, что он может учиться в семинарии. Так Божия Матерь еще раз защитила его в трудный час. За семь лет учебы в духовных школах он никогда не забывал утром и вечером после общего чтения молитв встать на колени и помолиться Пречистой…[6]

Как и в давние времена приходят к иконе Богородицы «Знамение» верующие люди, склоняясь перед любящим взором Богоматери с надеждой, слезами и благодарностью. Множество великих знамений, милостивых утешений подаются всем притекающим к дивному образу: «Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки…»


[1] Боханов А.Н. Сумерки монархии. М., 1993. С. 269–270.

[2]Этот образ был преображен, словно расписан Божественной невидимой рукой; от него исходило тонкое благоухание, а во время молитвы на ликах святых царственных страстотерпцев появлялась кровь; произошли многочисленные исцеления.

[3] См. Алексий, митр. Немецкие злодеяния в Петергофе и Пушкине // ЖМП, 1944. №2. С.21.

[4] Э. П. И. «Знамение» Царскосельская икона Божией Матери // Православная энцикл. Т. 20. М., 2009. С. 273.

[5] Парийский Л.Н. "Царскосельская икона Знамения Пресвятой Богородицы в храме Ленинградской Духовной Академии"// ЖМП, 1966, № 11. С. 54.

[6] См. Дамиан (Залетов) игумен. Величавая Жена // Град Духовный, 2004, № 1. С. 10.

Светлана Рыбакова 9 декабря 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Елена   11 декабря 2023, 23:12
Спасибо. Захотелось поехать в Царское Село.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить