Иконография праздника Рождества

Поклонение Христу. Пастыри и мудрецы

В иконографии Рождества Христова присутствует ряд персонажей «второго плана», появившихся под влиянием как Предания, так и апокрифических источников. Изображения волхвов и пастырей основаны на евангельском повествовании, а также на текстах апокрифов (Протоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея). Основные сюжеты с присутствием мудрецов – это беседа с Иродом, поклонение Богородице и Младенцу, путешествие со звездой, возвращение в свои страны. В тексте Евангелия от Луки описаны эпизоды Рождества Христова, известные как «Благовестие пастухам» и «Поклонение пастухов».

1.jpg
Тиссо Джеймс «Благовестие пастухам», 1896 г.

Богоматерь созерцает тайну, подперев голову рукой, что мы видим на многих Синайских иконах. Ниже, посреди иконописных горок, сидит в задумчивости Иосиф, рядом с ним стоит пастух. Можно предположить, что пастух подошел к Иосифу с вопрошанием о произошедшем чуде. Вместе они размышляют над тайной воплотившегося Христа. Пещеру, в которой произошло чудесное Рождество, осеняет звезда, показавшая путь к Младенцу; на поздних иконах иногда вместо звезды изображается Святой Дух, сходящий вниз из верхнего сегмента иконы.

Раннее предание сообщает о том, что в Вифлееме были две прилегающих друг к другу пещеры, в одной из которых Богоматерь родила Спасителя, а в другой положила Его в ясли. Арка входа в пещеру с решеткой изображена на ампуле (сосуде для святого масла) из церкви святого Иоанна Крестителя в Монце (VI–VII вв.). Помимо основных персонажей события – изображения вола и осла, которые вкупе с контуром арки переносят нас в Вифлеемскую пещеру.

Очень рано появился отдельный сюжет, связанный с праздником Рождества, – «Поклонение волхвов». Волхвы приносят в дар Христу золото, как царю, ладан, как Богу, и миро, как смертному человеку, – в Евангелии не говорится о числе пришедших на поклонение мудрецов, но оно увязывается с числом даров, описанных в Священном Писании.

В Евангелии не говорится о числе пришедших на поклонение мудрецов, но оно увязывается с числом даров

Волхвы изображаются в коротких туниках, широких персидских штанах. На головах – фригийские – маленькие, закрывающие только верх головы, – шапки с высокой, но узкой тульей, порой похожей на помпон. Иногда одежды орнаментированы: оформление одеяний подчеркивает восточное происхождение волхвов. В западной традиции волхвы еще называются царями и бывает, они одеты в царские одежды, а на их плащах орнаменты в виде лилий, как на императорских мантиях. В позднейших русских иконах на головах волхвов городчатые венцы, – с ними они и скачут на конях. Сами конные изображения волхвов чаще всего и встречаются на русских иконах.

Пришествие волхвов хронологически произошло несколько позже поклонения пастухов, но в христианском искусстве допускалось совмещение событий. Волхвы, так же как и пастухи, нередко стоят по обе стороны Богоматери и Младенца. А вот изображение путешествующих волхвов вверху иконы в полной мере канонично: волхвы скачут за звездой, скажем, к Иерусалиму, где их выслушает Ирод и предпримет затем страшные действия – прикажет убить младенцев в пределах Вифлеемских «от двух лет и ниже» (Мф. 2: 16). В современных росписях церкви Воскресения Христова в Белостоке силуэты мудрецов вписаны в расщелину пещеры: этим художественным приемом показано, что волхвы находятся не здесь – посреди поклоняющихся пастырей, – а пока еще совершают свой путь «со звездой».

Пришествие волхвов произошло позже поклонения пастухов, но в христианском искусстве допускалось совмещение событий

На русских иконах XV–XVI веков все поле иконы покрыто «горками». На этих горках живописно, буквально как орнамент, располагаются фигуры пастухов, Иосифа, волхвов. В росписях собора святой Софии в Самаре, выполненных иконописцем Александром Чашкиным, горы написаны двумя цветами, на них произрастают травы и деревья, кроны которых очертаниями похожи на горящие свечи. Изображения мудрецов мы видим иногда на самих горах, иногда вверху, над их вершинами – посреди или напротив благовествующих ангелов. В храме Рождества Богородицы села Анискино композиция вытянута по горизонтали, благодаря чему все персонажи объединены с центром композиции, старец Иосиф сидит в своей обычной задумчивой позе, но очень близко к пещере Рождества, напротив повитухи (сцена «Омовение Младенца»).

2.jpg

Иконописец Василий Архиповский изобразил на прориси 1809 года (Государственный исторический музей) симметричную композицию, в которой праведный Иосиф находится напротив повитухи, только сюжет с Иосифом совсем иной. Иосиф спит, а рядом с ним стоит ангел и предупреждает его в сонном видении о том, чтобы он взял «Матерь Младенца» и отправился в Египет. Эта прорись имеет двойное название: «Рождество Христово – Поклонение волхвов».

После дней торжественного, но при этом смиренного принятия поклонения волхвов, Богоматерь с Иосифом бегут в Египет. На больших развернутых иконах Рождества Христова мы видим этот сюжет. Согласно Протоевангелию Иакова, Ангел является во сне Иосифу и затем Святое семейство держит путь в Египет. Для Богоматери в этом сюжете найдены особенные иконографические нюансы: она сидит верхом, держа Младенца на руках, и кормит Его – взгляд Богоматери обращен к человеку, к зрителю. Страна фараонов изображена в виде града, рядом – персонификация Египта: женщина в царских одеждах, с поклоном принимающая путников. Все темы, связанные с историей Рождества Христова, неслучайны для иконописного образа: художники разных веков духовно размышляли над изображениями Рождества Христова, так же как и поэты, и детские писатели. Пожалуй, нет ни одного праздника, который бы имел такое обширное иллюстративное наследие: квинтэссенцией подобных размышлений уже в Новое время являются известные «подробные» западные вертепы.

Сюжет поклонения волхвов выглядит на византийских памятниках весьма церемонно и празднично: волхвы, одетые в парадные одежды, торжественно преклоняют колена, преподнося драгоценные сосуды Богоматери, представленной как Царица Небесная. Русские памятники имеют иное звучание. Изображения волхвов и пастырей сближаются: волхвы нередко одеты так же, как молодые пастухи. Хотя изображение фригийских шапок было введено в икону, чтобы показать, что волхвы – чужеземцы, но бывает, что и пастухи одеты в эти нарядные головные уборы. Русские иконописные памятники показывают единство, общность персонажей через это их внешнее сходство – ведь все они пришли поклониться Младенцу Христу.

Жанна Курбатова 6 января 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить