Иконография Преображения Господня

Иконография Преображения возникла под влиянием евангельского повествования. Спасителю, пришедшему помолиться на гору с апостолами, явились пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о грядущих страданиях и тайне Воскресения. Одежды Спасителя сделались белыми, как снег, а апостолы в страхе упали (см.: Мк. 9: 3) На иконах вверху горы помещаются Спаситель и пророки, иногда – на отдельных горных вершинах. Согласно одному из прочтений образа, Христос и пророки стоят на Фаворе, Хориве и Синае. С вершины горы Фавор видна гора Ермон, покрытая временами шапкой снега: некоторые духовные писатели считали, что Преображение произошло именно там, а не на Фаворе. Фавор порой изображается покрытым богатой растительностью, что отражает настоящий вид этой горы: на ней и сейчас растут травы, цветы и деревья. На Фаворе при царице Елене был возведен храм, а впоследствии устроен монастырь. В XIX веке началось восстановление этого храма, освятили его в 1862 году. Помимо центрального престола в честь Преображения, здесь были устроены приделы в честь пророков Моисея и Илии. 

Преображенские храмы нередко строились в русских монастырях. Знаменитые северные монастыри – Валаамский и Соловецкий – посвящены празднику Преображения. В Дивеево по заповеди преподобного Серафима Саровского был выстроен Преображенский собор. По словам святых отцов, на Фаворе апостолы увидели проявление нетварных Божественных энергий, воспринятых ими как сверхъестественный свет. Подвижники связывали Божественную благодать, получаемую путем молитвы и подвига, с этим нетварным Божественным явлением или «нетварными энергиями». Преподобный Серафим учил о приобретении Святого Духа, сравнивая это делание с земными стяжаниями, «куплей житейской», но при этом вознося душу слушающего человека к небу. Интересно, что в истории монашества образ горы, восхождения на гору был связан с преображением человеческого естества. Церковь Преображения венчает гору Афон, да и про сам Афон говорят, что для насельников горы он является Фавором.

В истории монашества образ горы, восхождения на гору был связан с преображением человеческого естества.

Строго и лаконично отражает икона суть Евангельского рассказа о событии, когда Христос взошел на гору Фавор: «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2). Иконографическая схема вполне устойчива и различается лишь в нюансах. Соответственно этим словам, на иконе Спаситель представлен в белых одеждах, вокруг Него сияние – белая или же голубая мандорла; ее форма бывает разной: например, в виде перекрещивающихся ромбов. На иконе «Сошествие во ад с клеймами двунадесятых праздников» Федора Телегина 1838 года (Ярославский художественный музей) «слава» вокруг Спасителя не овальная, а круглая, золотисто-желтая, подобная солнцу. 

О надмирности происходящего говорит то, что Христос изображен на самой вершине горы и иногда едва касается ее ногами, а также изображение Горнего Иерусалима, которое иногда появляется в русской иконе, например, в Ярославской. В небесном сегменте изображается благословляющая рука как отображение слов Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17). 

Пророки изображаются так же, как и апостолы, – в хитонах и гиматиях, но иногда Илия одет в милоть (плащ мехом наружу) из козьих шкур. Моисей держит в руках скрижали, а Илия – свиток. Но чаще всего пророки с раскрытым жестом рук обращаются к Спасителю, будто вслушиваясь, слегка склонившись к Нему. На иконах XIX века Илия и Моисей иногда изображены сидящими в облаках, как на седалищах. Для культуры XIX столетия было обычно изображение облаков, которыми окружались небожители; облаками также разграничивались регистры в некоторых иконах, например, в образе Покрова Богородицы. Но здесь это изображение напоминает о Евангельском повествовании: «И явилось облако, осеняющее их…» (Мк. 9: 7).

Праздник Преображения в церковной традиции считается Богоявлением для учеников Христа. Положение апостолов на иконе варьируется, и тем не менее иконописные подлинники так или иначе фиксируют их изображение определенным образом, например: «Петр под горою лежит, Иоанн на камне пал, а смотрит вверх, Иаков головою оземь, а ноги вверх, закрыл рукою лицо свое» (Филимоновский иконописный подлинник). Таким образом, на иконах показаны необычайные переживания апостолов, переданные через жесты, характер изображения одежд, которые развеваются, иногда взвиваясь вверх. Неудивительно, что апостолы изумлены, потому что смерть и распятие Спасителя – тайна любви Божией. 

Праздник Преображения в церковной традиции считается Богоявлением для учеников Христа.

С XII столетия основное изображение иногда дополняется сценами восхождения и схождения с горы в правой и левой его части, а с XV века становится достаточно распространенным изображение Христа с тремя учениками в расщелине горы. По словам святителя Прокла Константинопольского, эти три ученика «по духу представляли в лице своем и всех прочих». Апостолы Петр и Иоанн были ближайшими учениками Христа, а апостол Иаков, старший брат Иоанна Богослова, – единственный апостол из числа двенадцати, о мученической кончине которого говорится в Новом Завете. В сцене «схождения» Христос обращается к ученикам, призывая к вниманию: из Евангелия мы знаем, что Христос просил апостолов не рассказывать о том, что они видели, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9: 9). 

Жизнерадостная и яркая живопись иконы отражает настроение праздника. Художники, писавшие Преображение, искали возможность изобразить светлые одежды Спасителя, которые сделались «блистающими, весьма белыми». Некоторые живописцы писали Иисуса Христа в белых одеждах, а вместе с Ним – пророков и апостолов; другие писали Спасителя в ярких, в том числе красных одеяниях, а затем каждый по-своему пользовался пробелами, создавая праздничное звучание образа. В мелкой пластике на медном складне «Праздники» XIX века из Азовского музея-заповедника Христос стоит на горных лещадках из белой эмали, а пророки Моисей и Илия – на светлых эмалевых облаках. 

Сюжет Преображения в росписях храмов включается в состав Страстного цикла или рядом со сценой Богоявления, а в праздничном ряду иконостасов эта сцена может быть расположена рядом с Крещением и Входом Господним в Иерусалим. На иконе из Государственного исторического музея «Троица Ветхозаветная с избранными святыми и праздниками» конца XVIII – начала XIX столетия изображено три двунадесятых праздника, и Преображение входит в цикл восхождения на Голгофу: «Преображение – Вход Господень в Иерусалим – Воздвижение Креста». Митрополит Николай (Ярушевич) в слове на праздник Преображения говорил: «Сын Божий, сходивший на нашу землю, явился не в Своей Божественной славе… А здесь, на горе Преображения, Он показал Себя в сиянии той славы, в которой Он пребывает от века».

Жанна Курбатова 18 августа 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить