Иконография святителя Василия Великого

1 (1).jpg
икона Василия Великого.
Источник: pravslovo.ru

Святитель Василий Великий (329–379 гг.) был архиепископом Кесарии Каппадокийской. Благодаря его трудам на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) была одержана победа над арианской ересью, грозившей нарушить важнейшее для христианского вероучения представление о единосущии Пресвятой Троицы. Святитель Василий, как творец чина Литургии, изображается на Царских вратах в паре со святым Иоанном Златоустом. Несколько таких комплексов хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В России действует около 50 храмов, посвященных святителю Василию, и еще несколько десятков церковных построек имеют престолы, освященные в его честь. В Москве шесть храмов и приделов имеют посвящение святому, например, храм на ВДНХ, построенный отчасти на средства посетителей выставочного комплекса. Покровитель этого храма, думается, выбран не случайно: церковь стоит на территории питомника. Как не вспомнить о знаменитом «Шестодневе», составленном святым, (предметом этих бесед было повествование книги Бытия о творении в шесть дней): «Представь себе, что по малому речению… холодная и бесплодная земля вдруг приближается ко времени рождения, подвигнута к плодородию и, как бы сбросив с себя печальную и горестную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством и производит на свет тысячи родов растений». Святейший Патриарх Алексий II при освящении храма кратко выразил свою мысль о его посвящении: «ВДНХ всегда славила все новое, передовое, как в науке, так и в народном хозяйстве, поэтому святой Василий Великий будет помогать… в продолжении этого пути».  Природа, «звери земные» так подробно описаны у святого, что иконописцы вдохновлялись его словами, когда изображали первые дни творения: «птиц небесных» и «зверей дубравных».

2.jpg
Храм-часовня Святого Василия Великого. Источник: vdnh.ru

В искусстве Московской Руси мы видим иллюстрацию жития Василия Великого во фресках XVI столетия дьяконника Благовещенского собора Московского Кремля, где с 1489 года располагался придел его имени. На иконе Семена Спиридонова 1674 года из Ярославского художественного музея целых 42 клейма жития святого: обращают на себя внимание несколько клейм, рассказывающих о святом как о просвещенном человеке: «Обучение "эллинскому любомудрию" в Афинах», «Божественное призвание Василия Великого учиться божественной мудрости», «Обучение у Порфирия в Египте» и другие. Предполагают, что в Египте Василий провел около года, наблюдая за жизнью иноков и изучая богословские творения в тех обителях, куда его приглашали. Среди иконописных произведений нам больше известны совместные образа Трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Однако общее почитание «вселенских учителей» было установлено относительно поздно, в конце XI века, и вплоть до этого времени иконография святых развивалась самостоятельно.

3.jpg
Икона трех святителей

Изображения Василия Великого можно увидеть в миниатюрах к его творениям, а также в Минологии (византийском манускрипте в жанре житийной литературы) императора Василия II (976–1025), где святой представлен за престолом, совершающим службу. Святитель Василий, в отличие от Иоанна Златоуста и Григория Богослова, иногда изображался в монашеской мантии, – ведь в жизни святого был период, когда он удалился из мира в пустыню и даже основал монашеские общины в Понтийской области (современная Турция).

В России действует около 50 храмов, посвященных святителю Василию

В XVIII столетии получил распространение образ четырех святителей, предстоящих Триипостасному Божеству (Троице Новозаветной). На переднем плане традиционно изображены святые Василий Великий и Иоанн Златоуст, на втором плане – Григорий Богослов и Николай Чудотворец. Они олицетворяют надежное основание христианской Церкви. В Художественной сокровищнице Патриаршего музея церковного искусства при Храме Христа Спасителя – икона двух святых: «Святители Григорий Богослов и Василий Великий» XVI века. Одеяния святых построены на контрастах: Григорий одет в зеленые ризы и саккос с зелеными крестами. На Василии розовые ризы и саккос с красно-коричневыми крестами, а плат в руке Василия зеленый – в цвет одежд Григория. Выбор для изображения этих двух святых мог быть обусловлен тем, что была еще икона, на которой изображался Иоанн Златоуст со святителем Николаем Чудотворцем, с которым Иоанн нередко составляет пару в деисусном чине русского высокого иконостаса.

4, превью.png
Образ святителя Василия из Архангельского собора Московского кремля. Источник: nav.shm.ru

Знаменитый образ святителя Василия из Архангельского собора Московского кремля хранится в Государственном Историческом музее в Москве. Святой изображен вместе с великим князем. Образ-портрет имеет пространное название: «Свт. Василий Великий и великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, в молении». Портрет многократно экспонировался и привлекал внимание исследователей: интерес и удивление вызывал, в частности, выбор святого для надгробного портрета князя, поскольку святитель Василий не был его небесным покровителем. Изображения святителя Василия известны с VII столетия, а устойчивый, ставший привычным извод святого – с узким ликом, удлиненной темной бородой, – складывается с середины века.

Святители олицетворяют надежное основание христианской Церкви

Изображение святителя Василия входило в цикл изображений народных святых – покровителей хозяйства, скота. Эта тенденция вполне отразилась в традиции иконописных владимирских сел, например, Мстеры (некогда эти села считались подмосковными). В собрании де Буара – две иконы XIX века из Мстеры разной иконографии («Утоли моя печали» и «40 мучеников Севастийских») с избранными святыми на полях, состав которых вполне отразил этот обычай. На обеих иконах – изображения Василия: на образе Богородицы Василий Великий изображен вместе со священномучеником Власием Севастийским, святителями Харалампием, Мароном и Нифонтом, великомучеником Георгием и иными святыми.

На одном из крестов-энколпионов, хранящемся в музее-заповеднике «Московский Кремль», над самим Распятием на верхней перекладине креста – поясное изображение Василия Великого, который держит закрытое Евангелие. Этот крест XIII века происходит из Благовещенского собора Московского Кремля: изображение святителя Василия является весьма редким для русской мелкой пластики и вовсе уникальным для изображения в навершии креста. Святитель Василий изображался вместе с другими святыми в алтарных декорациях и на иконах некоторых двунадесятых и великих праздников. В алтарной декорации изображения вселенских святителей были целым богословием в красках – о Литургии. Василий в алтарных росписях помещался, как правило, в белой крещатой фелони, напротив Иоанна Златоуста: их изображения входили в состав композиции «Поклонение жертве», или «Служба св. отцов».

5.jpg
Росписи в храме свт. Спиридона Тримифунтского в Самаре. Источник: samara.bezformata.com

Мастерской Дмитрия Трофимова в 2018 году исполнены росписи в храме святителя Спиридона Тримифунтского в Самаре: в середине апсиды, в простенке между двух алтарных окон – композиция «Поклонение жертве»: святые Иоанн Златоуст и Василий Великий поклоняются Младенцу, лежащему на дискосе. Эти святители вводятся также в композицию «Успение», например, в современных росписях Успенской церкви села Истомино Калужской области. В тех иконах Покрова, где святые расположены по чинам святости, святой Василий узнаваем в чине святителей. Царские алтарные врата с изображением творцов Литургии – Василия Великого и Иоанна Златоустого появились на Руси не позднее XIII века, и до XVI века этот тип был преобладающим. Затем, с XVII столетия, наиболее распространенным становится тип Царских врат с изображением евангелистов. Современные иконописцы выбирают тот или иной вариант исполнения Царских врат: в трехпридельных церквях иногда создается ансамбль с разным наполнением иконами Царских врат. Святители на Царских вратах изображались со свитками в полуобороте друг другу; а Евангелия святители держат в тех редких сохранившихся памятниках, где они изображены фронтально (на Новгородских вратах XIII века из Государственной Третьяковской галереи сохранилась створка со святителем Василием).

Святитель изображался в алтарных декорациях и на иконах двунадесятых и великих праздников

В Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии хранится несколько икон святителя Василия Великого. На поясном образе начала XX века (инв. № 1337) в руках Василия – Чаша, покрытая покровцом; на его плечах – ярко-розовый омофор. Эта икона воплотила некоторые черты позднего иконописания: очи святого воздеты, но в верхней части иконы нет небесного сегмента с изображением Пресвятой Троицы или Иисуса Христа (или Его десницы). Там же хранится нарядная по колориту икона из Деисуса: святитель в красных ризах, крестчатом саккосе и с кодексом с красным же обрезом. Ростовая икона святителя Василия XIX столетия исполнена в сдержанной и изысканной манере: коричневый саккос с рисунком из перекрещивающихся золотых линий – запоминающаяся черта образа. Над головой святого – изображение Спаса Нерукотворного. Василий стоит на поземе посреди гор, которые «вырастают» прямо на поземе: обычно изображение того или иного святого располагается либо в пейзаже на горках, либо на традиционном поземе, представляющем собой условное обозначения земли в виде полосы темного оттенка. На данной иконе совмещение двух способов передачи «земной поверхности».

6.jpg
Поясной образ свт. Василия Великого в Церковно-археологическом кабинете при МДА. Источник: acmus.ru

Иконы святителя Василия всегда узнаваемы. Худой, со строгим аскетичным ликом, брови сходятся на переносице, – весь устремлен горе, святой Василий – совершитель (и составитель чина) Литургии: мы видим его изображения в иконостасе, алтарном пространстве, а тексты службы говорят о его высоком призвании: «Во всю землю изы‌де веща‌ние твое… и‌мже боголе‌пно научи‌л еси‌, естество‌ сущих уясни‌л еси… отче преподобне» (тропарь, глас 1).

Жанна Курбатова 13 января 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить