Иконы преподобного Саввы Сторожевского в XVII веке

1.jpg
Источник: sobory.ru

Восстановление и благоукрашение Саввино-Сторожевского монастыря в середине XVII столетия сделало его широко известным: в обитель совершались регулярные богомольные царские выходы царя Алексея Михайловича, что, конечно, так или иначе, становилось примером для жителей и гостей Московского царства. Монастырь посетили посланники Патриархов Иерусалимских Паисия и Досифея II и Патриарх Антиохийский Макарий.

В Саввино-Сторожевском монастыре были совершены грандиозные строительные работы. И хотя обитель украшалась и далее, например, при царевне Софье, именно в середине XVII столетия она приобрела вполне законченный облик. В 1652 году обретенные мощи преподобного Саввы Сторожевского после 245-летнего пребывания в земле были положены в дубовую раку на солее у алтарных дверей Рождественского собора. Построение храма преподобного Сергия в 1651–1652 годах, традиции богомолья и встречи паломников говорят о связи «дома чудотворца Саввы» с Троицким монастырем Радонежского чудотворца. Павел Алеппский писал о Саввино-Сторожевском монастыре: «Царь всю душу положил на его построение, дабы сделать его подобным монастырю Троицкому». Паломническое почитание подмосковной Лавры особенно выявилось, когда в 20 км от Звенигорода начал строиться Новый Иерусалим патриарха Никона. В глазах Тишайшего царя обитель Саввы Сторожевского была подобна обители преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом, и так же временами называлась лаврой.

«Царь всю душу положил на его построение, дабы сделать его подобным монастырю Троицкому»

Частью традиции приема восточных церковных властей, которая складывалась в Москве веками, было посещение ими обителей. Любопытно замечание Павла Алеппского о традиции паломничества гостей «с Востока» в России: «Знай, что существует обычай для патриархов, приезжающих в эту страну, просить у царя разрешения посетить пять монастырей и служить в них ради получения милостыни и подарков: первый – монастырь Чудов, второй – монастырь монахинь (Вознесенский), третий – Спасский за городом, четвертый – Симонов, пятый – монастырь монахинь и девиц вне города (Новодевичий)». И далее он говорит о Саввином монастыре: «Царь недавно отстроил заново монастырь… Он во имя святого Саввы Нового, одного из их святых».

Алексей Михайлович создает новое сакральное пространство. Посланники патриархов стали бывать и в Саввино-Сторожевском монастыре. И, естественно, власти этого монастыря встречали их по тем образцам, которые были приняты в Троице или московских монастырях. Одним из событий таких «приездов» было одарение их монастырской «милостыней». Сама «милостыня» – важный материальный импульс для жизни Восточных Церквей. В состав ее, помимо денег и драгоценностей, входили русские иконы: Павел Алеппский описал их очень кратко, по-арабски. А сохранившиеся монастырские документы, которые раньше не привлекали внимание исследователей, позволяют нам уточнить этот вопрос.

Сама «милостыня» – важный материальный импульс для жизни Восточных Церквей

В 1656 году Саввин монастырь посетил Антиохийский Патриарх Макарий. Павел Алеппский рассказывает об этом: «После вечерни явились архимандрит, келарь и казначей и поднесли от имени царя милостыню монастырскую нашему владыке патриарху в виде вознаграждения за его труды и обедню, им отслуженную: [четыре] сорока соболей, золотой образ святого (Саввы), позолоченную чашу, атласа, большие хлебы, бочонки с напитками и соленой и свежей рыбы для дорожного запаса… В понедельник, рано поутру, после заутрени, мы помолились на прощанье в церкви и приложились к мощам святого. Монахи простились с нами и проводили за монастырь…» Он же упоминает, что при возвращении патриарха Антиохийского в Москву «двести монастырских стрельцов сопутствовали нам на расстоянии около 30 верст».

В 1669 году обитель «собинного царского богомолья» посетил посланник Патриарха Иерусалимского Досифея II архимандрит Прохор «з братьею». Предыдущий Иерусалимский патриарх Нектарий (1661–1669 гг.) не особенно общался с Москвой и не предпринимал и попыток «снаряжать» посольства за милостыней. Поэтому в 1669 году, когда патриарх Нектарий ушел на покой, присланный архимандрит Прохор проявил большую неосведомленность, когда просился у царя на богомолье в три монастыря: в Троицу, Саввин и Воскресенский Новоиерусалимский. В Новом Иерусалиме жил в то время опальный патриарх Никон, и, разумеется, в посещении этого монастыря ему было отказано царем: «А в Воскресенский ему не ездить».

Делопроизводственные документы Саввино-Сторожевского монастыря повествуют о том, что к приезду посланника Иерусалимского патриарха в 1669 году тщательно готовились, причем выискивались документы с приезда Иоасафа, посла Иерусалимского патриарха Паисия в 1653 году. Монастырскими властями решено было «наградить» гостей по примеру встречи предыдущего посольства. Однако документы о подносных дарах «не обрелись»: вероятно, они были сожжены во время эпидемии чумы в 1654 году. И посланников встречали «по памяти».

2.jpg
Рисунок монастыря, XIX в. Источник: wikipedia.org

Патриарший посланник Прохор приехал вечером 16 ноября 1669 года после посещения Троицкой обители. На следующий день «в соборной церкви Рождества Пресвятые Богородицы и великого чюдотворца Савы молебное им пение совершили». Дарение икон в Саввино-Сторожевском монастыре и в Троицком монастыре преподобного Сергия как для простых богомольцев, так и для знатных гостей всегда происходило после молебнов. В самой Троице и ее окрестных часовнях, если требовались иконы на приходы, то так и говорилось: «для раздачи после молебнов», либо просто «за молебны». Тот же порядок наблюдается и в Саввином монастыре: «И по свершении молебна поднесены им иконы великого чюдотворца Савы: архимандриту под окладом… А священнику Иякову и келарю Афонасию и архимандричью племяннику писаны на золоте». 

Сохранилось удивительно мало древних икон святого Саввы, тогда как во второй половине XVII века только в одной Образной палате Московского дворца в Кремле насчитывалось 194 его иконы, поднесенных царю по разным случаям. Единственный поясной ранний образ святого датируется серединой XVII века. Он восходит к работе, созданной Дионисием и впоследствии утраченной. Исследователи предполагают, что подобный поясной образ был пожертвован царем Алексеем Михайловичем ко гробу преподобного Саввы.

Во второй половине XVII века в Образной палате Московского дворца насчитывалось 194 иконы святого Саввы

Еще один иконографический извод представляет святого Савву стоящим на фоне основанной им обители и молящимся Богоматери: он протягивает руки к Богородице, расположенной в сегменте. При этом Царица Небесная в молитве протягивает Свою длань, будто отвечая, и Младенец Христос обращен к преподобному, внимая его молитве. Иконография святого Саввы своим разнообразием соответствовала многообразию иконографических изображений других почитаемых русских святых.

Исследователи, анализируя приходно-расходные книги Сторожевского монастыря, пришли к выводу об отсутствии в нем своей иконописной мастерской. Основная часть икон изготавливалась по распоряжению царя в мастерских Московского Кремля. За год в Сторожевскую обитель поступали сотни икон чудотворца Саввы «на золоте», «в окладе». Иерусалимским посланникам, как видим, в дар были также поднесены иконы либо золотофонные, либо под окладом. Можно предположить, что часть из них или все были поясные.

3.jpg

Приезд иерусалимских посланников в «Звенигороде монастырь Рождества Пречистыя Богородицы и преподобного Саввы Сторожевскаго Чудотворца» – одна из страниц истории обители преподобного Саввы, того славного периода после обретения мощей преподобного, когда развивалась иконография святого и его слава способствовала большому притоку богомольцев. Для восточных патриархов монастырь также становился «собинным», и на самом Востоке знали Савву Нового.

Жанна Курбатова 15 декабря 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить