Инкерман. Основанный святителем Климентом, папой Римским

Небольшой рейсовый катер тихо плывет по пробуждающимся водам. Раннее утро. Ветер настолько свеж, что даже холодно. Мы направляемся на праздник Казанской иконы Божией Матери в один из самых древних на Руси монастырей, по преданию, основанный в I веке по Рождестве Христовом святителем Климентом[1], папой Римским. Хотя Инкерман – «пещерный город» – название татарское, но это дела не меняет и историю не переписывает.

1.jpg
Инкерман. feotravel.ru

Катер входит в бухту, вокруг которой горы напряжением всех своих мускулов поддерживают небо с восходящим на него солнцем. Мы словно спешим им навстречу, уже следуя вдоль шоссе, а затем переходим по железному мосту речку Черную. Впереди открываются серые горы с белыми, словно покрытыми инеем разводами. Это Монастырская скала, на плато которой видны разрушенные стены крепости – следы минувших времен.

Бывают на земле уголки, в которых на протяжении тысячелетий не угасает источник жизни. Словно свиток вечности, перед нами разворачивается горная местность со сверкающими маковками церквей Инкерманского монастыря.

Когда-то здесь обитали древние тавры, селившиеся в пещерных городах прекрасной долины и со временем смешавшиеся со скифами. В I столетии до Рождества Христова Инкерман перешел под власть Понтийского царя Митридата, а затем римлян. Но миру он стал известен с 99 года: именно тогда в инкерманские каменоломни был сослан святитель Климент, четвертый по счету папа Римский. Первым был апостол Петр, а Климент являлся его учеником. Согласно житию святого, апостол Петр сам рукоположил его в епископы. Вскоре первосвященника Климента обвинили в проповеди христианства. Император Траян решил, учитывая происхождение святого от царского рода, дать ему выбор: Климент должен либо принести жертву языческим богам, либо в качестве раба отправиться в ссылку в Херсонес Таврический. Конечно, святой выбрал второе.

Апостол Петр рукоположил святителя Климента в епископы

Житие повествует, что «папа Климент был сослан в один из городов, близлежащих к Херсонесу, где застал уже до 2000 христиан... Близ места работы не было воды, вследствие молитвы святого Климента Господь открыл источник; предание до сего времени указывает на колодезь, находящийся между двух скал инкерманских каменоломен, как на воду, чудесно явившуюся по молитвам святого Климента; слухи об этом чуде распространились по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься...».

2.jpg
Святитель Климент, папа Римский

По преданию, святой Климент собственноручно вырубил близ каменоломни первый храм. Слух об успешной миссионерской деятельности святого в Херсонесе дошел до императора, и тот дал тайный приказ утопить его в море. Мученическая кончина первосвященника последовала в 101 году.

Но на этом земная история папы Климента не закончилась. Традиция почитания его мощей сложилась в Херсонесе еще в IV веке. Вот что сообщает об этом ранневизантийский писатель монах Феодосий: «...гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь в день его памяти весь народ и священники садятся в ладьи и, когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес, исцеляет больных и бесноватых».

О подводной церкви святого Климента говорится и в русских духовных стихах:

Посреди моря океанского
Выходила церковь соборная,
Соборная, богомольная,
Святого Климента, папы Римского.

К IX веку воспоминания о святом Клименте исчезли из памяти жителей города, видимо, по причине борьбы с иконоборческой ересью, которая, хотя официально и не отвергала почитание мощей, но под всяким предлогом старалась их устранять. История обретения мощей святителя связана с пребыванием в Херсонесе святых равноапостольных Кирилла (Константина)[2] и Мефодия. Поиски, предпринятые Константином в праздник Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – оказались успешными.

Подплыв к островку, где, по преданию, были захоронены мощи святого, Константин вместе с херсонесским архиепископом Георгием, священниками и певчими приступил к раскопкам холма с гробницей. Были обретены не только мощи, но и орудие убийства – каменный якорь.

Раку святителя с песнопениями доставили на корабль и отправились в Херсонес. Через некоторое время стало видно множество огней от горящих свечей – это херсонеситы вышли встречать мощи.

Святитель Климент и после смерти продолжал свое служение. Часть его мощей Константин и Мефодий взяли с собой. Через некоторое время братья были направлены в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Готовясь к этому служению, они создали алфавит и вместе с учениками перевели Евангелие, Псалтирь и некоторые службы. Их миссионерская деятельность сложилась очень успешно, чем были крайне недовольны немецкие проповедники, писавшие жалобы в Рим.

3.jpg
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Разгневанный папа Николай I вызвал Константина и Мефодия к себе на дознание, но провести его не успел – скончался. Его преемник папа Адриан II оказался гораздо более лояльным. И братья решили отвезти в Рим мощи святого Климента, с которыми никогда не расставались.

Услышав, что славянские миссионеры везут с собой мощи легендарного святого, папа в сопровождении клира и при огромном стечении народа лично вышел за городские ворота встречать их. И в благодарность он освятил славянские книги на престоле древней базилики Санта Мария Маджоре, а также распорядился положить их в римских церквах, разрешив совершать на них богослужение.

Скептики в его окружении говорили, что ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян... Но папа, по преданию, ответил им так: «Да исполнится слово Писания: «Пусть восхвалят Бога все народы», то есть пусть каждый народ молится на своем языке»[3].

В Риме Константин заболел и, предвидя скорую кончину, на Рождество Христово принял постриг с именем Кирилл. Он был похоронен в Риме в храме святителя Климента, папы Римского, и его мощи до сих пор покоятся с мощами святого, обретенного им в Крыму, близ Херсонеса...

Его равноапостольный брат Мефодий, став епископом Паннонии и Моравии, вместе с учениками продолжал свое апостольское служение. Он почил в возрасте шестидесяти лет и был похоронен в городе Велеграде (Чехия). Могила просветителя сохранилась по сей день и благоговейно почитается.

Через сто лет после этих событий святой равноапостольный князь Владимир после Крещения привез в Киев из Херсонеса-Корсуни «себе на благословение» чудотворную святыню – честную главу святого Климента. Во время обращения народа ко Христу появление в Киеве мощей святителя Климента, ученика апостола Петра, первого римского епископа-мученика, воспринялось как непосредственное участие святого в просвещении и Крещении Руси, равное апостольской проповеди, которая всегда предшествовала основанию старейших церковных кафедр.

Появление в Киеве мощей святителя Климента, ученика апостола Петра, воспринялось как непосредственное участие святого в просвещении и Крещении Руси

Так и скалы Инкермана, освященные пребыванием папы Климента, притягивали к себе жаждущих спасения. Со всего христианского мира сюда стекались иноки, и постепенно сложился монашеский центр, подобный Афону, Метеорам, Вулканической долине. В последнее время в его скалах обнаружено тридцать средневековых пещерных церквей и девять монастырских скитов.

4.jpg
Скалы Инкермана. fountravel.ru

История первых храмов Инкермана тесно связана с судьбой древнего пещерного города, основанного еще в IV веке под именем Дорос[4]. Этот город-крепость был под властью остготов и в то время был их столицей. В XII веке он появляется в истории уже как цветущий и богатый Феодоро, по названию Феодорийского княжества Греческой империи. В 1204 году, во время взятия Константинополя крестоносцами, некоторые из членов императорской семьи удалились в Крым. Владел городом и последний византийский цезарь Константин Палеолог. В 1475 году эту крепость захватили турки и переименовали в Инкерман. В XVI веке ее описывал польский посол Мартин Броневский в письме к крымскому хану. В XVII веке в Инкермане побывал османский путешественник Эвлия Челеби. Он упоминает маленький храм над крепостными воротами на плато скалы. После переселения христиан в 1778 году монастырь пришел в запустение. Но уже в 1787 году императрица Екатерина II посетила свои новые владения в Крыму и побывала в крепости и в некоторых пещерах.

Инкерман и правда крепость. За массивными железными воротами – горный туннель. По выходе из него извилистая каменистая дорожка приводит на открытую площадку – территорию монастыря. Справа – железнодорожное полотно (его положили еще до революции 1917 года, что внесло определенные сложности в тихую жизнь обители, но облегчило доступ к святыне паломникам); слева – полуразрушенные здания бывших монашеских корпусов.

Впереди ослепительно сиял белый храм во имя Троицы Живоначальной. Его необычные византийские формы и отсутствие куполов сразу обратили на себя внимание. Небольшая позолоченная главка с крестом только одна, вероятно, над колокольней. Такие храмы встречаются в Греции, но там они сложены из красного камня и покрыты черепицей, а наш, белокаменный, покрыт железом.

Мы приблизились к святая святых этих мест – главному входу в Климентовский монастырь. Вверху, на скале, виднелись балкончики. Как оказалось, это были храмовые окна. Вошли в калитку киновии – и мир преобразился. За оградой шумит строительство, а в небольшом дворике тихо, и душа наполняется этой тишиной. Все здесь иное, даже обыкновенные скромные цветики намного крупнее, чем увиденные по дороге. Поистине райский уголок!

За оградой шумит строительство, а в небольшом дворике Климентовского монастыря тихо, и душа наполняется этой тишиной

В пещерный храм ведет крутая лестница. Слева, у самого входа – костница. В этой каменной нише, как на Святой Горе Афон, за стеклом стоят черепа живших здесь некогда иноков. Об этом я слышала на Новом Афоне в Абхазии, а теперь увидела: «Мы были такими, как вы, и вы будете такими, как мы».

Литургию в этот день, хотя он и приходился на праздник Казанской иконы Божией Матери, не служили, но читали акафист:

Радуйся, агарянского зловерия обличение,
Радуйся, гордыни их низложение,
Радуйся, веры христианския утверждение.

Пещерные храмы представляют собой каменный туннель, в левой стороне которого, в скале, параллельно друг другу вырублены три зала, где и размещаются алтари.

5.jpg
Храм апостола Андрея Первозванного I века. Благочинный Инкерманской обители иеромонах Авель (Василенко)

Первый храм – древний, со сводчатым потолком, во имя святого Мартина Исповедника, папы Римского. Второй посвящен святому апостолу Андрею и, по преданию, собственноручно вырублен папой Климентом. В этом темном и небольшом храме, с низким тяжелым потолком, можно сказать, каменном мешке, мне вдруг стало тепло и хорошо, появилось желание встать на колени и помолиться.

Алтарь храма отделен сплошной скальной оградой с царскими вратами посредине, перед которыми стоит аналой с иконой святого апостола Андрея Первозванного. В этом храме со мной произошел удивительный случай.

Из мрака с древней иконы живыми глазами на меня смотрел святой апостол. У меня заволновалось сердце, как при встрече с давно ушедшим родным человеком. Захотелось запечатлеть это мгновенье. И – о чудо! Фотоаппарат-«инвалид» со сломанной вспышкой оставил в себе этот образ. Потом служительницы рассказали: икона мироточила.

Третий, главный храм монастыря, освящен во имя святого Климента, папы Римского. Это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он более привычен для нашего восприятия: побелен, нефы отделены друг от друга колоннами, вверху – рельефное изображение процветшего креста в круге. Это средневековая базилика. И в ней мы благоговейно поклонились святым мощам папы Климента, так много сделавшего для русского православия.

За храмами находится помещение бывшей братской трапезной с каменной скамьей, вырубленной вдоль стены; отсюда шла главная лестница, ныне не существующая. Теперь здесь стоит Распятие с кануном, служатся панихиды.

6.jpg
Свято-Климентовский Инкерманский монастырь. sport-marafon.ru

Священник Иаков, приехавший в XVII веке в Крым с русским посланником, оставил первые документальные сведения о монастыре и сообщил об увиденных здесь мощах неизвестного святого. Как рассказал русским пленник-соотечественник, татары, живущие в городе, испытывают необъяснимый страх перед этой святыней. Несколько раз они увозили мощи в степь и там зарывали в землю, а затем снова находили их на прежнем месте. Предполагая, что это дело рук христиан, однажды вновь закопали мощи, положили сверху камень и поставили стражу. А на следующее утро все повторилось.

Несколько раз они увозили мощи святого Климента в степь и там зарывали в землю, а затем снова находили их на прежнем месте, в монастыре

Тогда один из татар в ярости взял мощи, выбросил из окна прямо в грязь и тут же поплатился за свое кощунство: в момент, когда он это делал, погибла вся его семья. Придя домой и увидев свершившееся, он и сам упал замертво.

С тех пор татары не смели врываться в монастырь. А греки и армяне приходили сюда каждое воскресение на поклонение святым мощам. Спутники отца Иакова решили перенести их в Россию, но ночью святитель явился одному из них во сне, «глаголя с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему здесь учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день»[5]. Впоследствии эти слова святого «Аз убо хощу по-прежнему здесь учинити Русь» были начертаны на камне, заложенном в арке крепостных ворот.

Акафист Божией Матери закончился, нас помазали святым елеем из лампадки. Сидя на скамейке во дворе обители, смотрела на зависшую над головой скалу и летящие над ней облака. И молилась святому Симеону, малоизвестному в православном мире, учинившему здесь Русь.


[1] Честная благоухающая и мироточивая глава свщмч. Климента находится в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Память 25 ноября / 8 декабря.

[2] Кирилл (до схимы Константин, 827–869, Рим) и Мефо́дий (815–885, Моравия). Равнапп.. св. Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык.

[3] Повесть временных лет. В год 6406(898) // Первые книги Святой Руси. - М., 2005. С. 73-74.

[4] Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов линию оборонительных укреплений – готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос) в 20 км от Херсонеса (Севастополя), Феодоро.

[5] «Повесть известна и удивлению достойна о мощах недоведомого святого, како обретошася и в коих странах и в коем граде и в которое время, списано многогрешным попом Иаково в лето года 7143» /// Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы» // Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 151; Сказание священника Иакова «О мощах неведомых». Опубликовано М. Оболенским // ЗООИД, 1850. Т. 2, отд. 2.

Светлана Рыбакова 7 декабря 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить