Карибы: море, солнце… православие

Беседа с иеромонахом Амвросием (Ситало)

Здесь круглый год лето, всегда свежие фрукты и довольно приветливые люди. Соседи обязательно спросят, как у тебя дела, но вряд ли придут на службу среди недели. О сирийцах на Карибах, церкви в квартире, культуре small talk, поддержке государством «духовной экспансии», миссионерских путешествиях на катамаране, печальных уроках священнического служения и совершающейся в немощи силе Божьей говорим с иеромонахом Амвросием (Ситало), настоятелем прихода великомученика Георгия на острове Гренада в городе Сент-Джорджес, Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.

1 - 2023-04-04T001918.725.jpg
Иеромонах Амвросий (Ситало)

– Отец Амвросий, как Вы пришли к вере?

– Крестился я в 10 лет вместе с племянником по благословению родителей. И, хотя семья в храм не ходила, мама меня водила в разные кружки, где в том числе рассказывали о вере. С первого класса я изучал Ветхий Завет, одноклассникам в школе рассказывал про сотворение мира. При этом в храм я стал ходить только в конце обучения в университете, когда изучал православную экклесиологию. Так началось мое воцерковление.

– А священником почему решили стать?

– Священником я решил стать достаточно поздно, уже когда был миссионером на Гренаде. Набралась община в 50 человек, им нужно было регулярное окормление на острове. Община складывалась в основном из арабоязычных мигрантов с Ближнего Востока. А священник из Майами не мог регулярно приезжать. Они отправили епископу прошение об образовании прихода и о моем рукоположении. Я предложил рассмотреть свою кандидатуру митрополиту Илариону (Капралу). Вот меня и рукоположили.

– То есть Вы оказались в Гренаде сначала как миссионер?

– Да. Увидел объявление, что нужны миссионеры на Филиппинские острова. Обратился по объявлению к отцу Георгию Максимову, который на Филиппинах в то время помогал, и сказал, что я мог бы поехать послужить, потому что очная учеба у меня закончилась. Отец Георгий предложил вместо Филиппин полететь на Карибские острова.

– Первое впечатление от Гренады. Может, был культурный шок?

– На Карибы я прибыл 3 декабря 2017 года. Священником стал 19 мая 2019 года. Конечно, когда я прилетел, попал в совершенно иную культурную среду выходцев из африканских стран, предков которых привезли сюда на рабовладельческих кораблях. Одновременно здесь бросается в глаза влияние американского менталитета. Есть и свое многообразие, которое я стал постепенно замечать.

Меня поразило, что тут нет зимы! Я прилетел в декабре. Дома снег, мороз, а здесь рождественская елка и жара. Несколько раз я просыпался, смотрел за окно и не мог поверить глазам, что вижу на улицах пальмы. Когда выходил из комнаты, ловил себя на мысли, что надо что-то теплое надеть. Но снаружи температура выше, чем внутри.

Превью, фото 2 (2).jpg

Здесь есть культура короткого разговора, small talk, когда ты здороваешься, тебя спрашивают о том, как дела, но на самом деле никого не интересует состояние твоих дел, просто местные таким образом поддерживают связь с человеком через такие краткие приветствия. Для меня было довольно неудобным, когда я иду в сосредоточении по улице и тут меня отвлекают от мыслей. Задают вопросы, я начинаю рассказывать, как дела, а мне сразу в ответ: ну все, спасибо, до свидания. Для меня это было поначалу неприятно: отвлекают, да еще и без повода, как выясняется! Сейчас я уже привык. А сначала даже советовался, как себя вести, с отцом Георгием. И пользуюсь до сих пор его советом, отвечая на вопрос: «Как дела?» – «Слава Богу, хорошо, а у вас?» И если мне говорят, что «хорошо» – «Господу слава», а если дела не очень, спрашиваю, в чем дело, предлагаю помолиться или чем-то помочь. Это помогло мне сориентироваться, как себя вести и чего ожидать от общения с местными.

Кстати, моя задача была и есть – рассказывать людям о православии. Когда ты идешь в подряснике по улице, как белая ворона, на тебя постоянно будут обращать внимание. Но в этом есть и плюс, что тебе не нужно самому подходить к людям и что-то предлагать. В основном люди подходят к тебе и интересуются сами. Для местных же больше было странным увидеть белого человека в черной одежде.

– Вам нравится здесь жить? Не бывает желания попроситься на Родину?

– Часто я отвечаю на этот вопрос, который мне обычно задают местные, интересуясь моей жизнью. Конечно, мне нравится, потому что здесь прекрасный климат, люди мечтают отдохнуть здесь хотя бы один день, а я провожу на Гренаде все время. Тепло, свежие фрукты, дружелюбные люди, конфессионально – в основном христиане. На вопрос, скучаю ли я по России, отвечаю, что разве что только по храмам и монастырям.

«Я уверен: куда Господь меня направил, там мне и место»

Я уверен: куда Господь меня направил, там мне и место. Хотя, конечно, могу попросить перевести меня куда-то. Но в Русской Православной Церкви Заграницей священники обычно не часто переходят с прихода на приход. Церковное начальство очень трепетно относится к вопросу о переводе духовенства на новое место служения, чтобы не разрывать связь священника с общиной. Разве что бывает желание передохнуть в монастыре, где я был пострижен, – в Джорданвилле.

– Сколько лет насчитывает история православия на Карибах?

– Есть такие исторические данные, что одна из первых служб была совершена священником военного корабля из России в начале XX века. Капеллан служил у берегов Ямайки. Православные верующие, как мне кажется, обозначают свое присутствие в регионе еще раньше эфиопских монофизитов, с приездом сирийских мигрантов с Ближнего Востока. Сами мигранты появляются еще в XIX веке на Карибских островах. На Гренаде – со второй половины XX века. И один из священников, отец Рафаил Морган с Больших Антильских островов, был рукоположен греками. Он был первым чернокожим священником, выходцем с Ямайки. Один из его друзей, Джордж Магвайер, как раз в начале растафарианского движения, организовал неканоническую церковь «Православие в Африке» (об этом есть небольшое видео отца Георгия Максимова). Впоследствии появляется православный приход в составе Антиохийского Патриархата. В конце XX века появляется приход на Гаити и Кубе. Есть румынский приход на Гваделупе, на Мартинике – приход Московского Патриархата. И, конечно, есть приходы в Доминиканской республике. С обращением отца Рафаила Мартинеса Гонсалеса появился Казанский приход, а уже после меня рукоположили на приход преподобного Серафима отца Ненада Флора. В Пуэрто-Рико – приход отца Григория. Можно сказать, все приходы появились на наших глазах, мы можем общаться с отцами-основателями. Они же расскажут, как пришли в православие, ведь многие сознательно обратились, а не родились в православной традиции.

3 - 2023-04-04T001927.665.jpg
Отец Рафаил Морган

– Расскажите о гренадском приходе и других общинах, которые Вы окормляете.

– Два прихода уже зарегистрированы, на Тринидаде – получил благословение оформлять, но пока он не зарегистрирован. Идея открытия прихода возникла в 2018 году. Моя задача – помочь в организации приходской жизни. Когда я приехал на Гренаду, оказалось, что на острове 50 человек православных. Отец Георгий Максимов помог организовать приезд священника Питера Джексона, который рапортовал митрополиту Илариону, что приходская жизнь на острове развивается. Получили благословение на открытие прихода и выбор покровителя, а отца Питера назначили настоятелем. Появились люди, которые захотели пожертвовать землю под строительство храма на острове Доминика. Так в 2021 году началось оформление необходимых документов на землю. Одновременно мы зарегистрировали там приход уже в честь Покрова Божией Матери. Так появилось два прихода под моим окормлением.

– На сегодня община большая? Каков ее этнический состав?

– Сначала были сирийские эмигранты и беженцы, русские преподаватели, американские студенты, и постепенно подключились местные: сначала члены семей из смешанных браков и те, кого Господь привел. Состав, конечно, менялся.

– Сможете вспомнить яркий случай обращения кого-то из местных в православие?

– На Доминике я старался охватить как можно больше людей через изучение Библии. Когда прошло шесть месяцев, ко мне подошел на улице дедушка, которому я вообще не проповедовал, и сказал, что хотел бы со мной поговорить, пригласил к себе домой и сообщил, что хочет принять православие. Он не умел ни читать, ни писать. Рассказывал, что, когда местные приглашали его в церковь (в основном это католики или протестанты), он отвечал им, что ждет истинную Церковь на Доминике. И дождался. Вот такой удивительный случай: он присоединился к Православной Церкви, к нашему приходу.

4 (87).jpg

– Отец Амвросий, пожалуйста, поделитесь особенностями приходской жизни. На каком языке совершаете богослужение? Есть какие-то особенности в совершении служб, возможно, сложились местные традиции и есть особо почитаемые праздники?

– Язык зависит от состава людей на богослужении. Сейчас, например, ходят местные, поэтому служба совершается на английском. Если посещаю русскоговорящих, то вместе с ними молимся на церковнославянском. Если арабоязычные – по мере знания арабского я стараюсь, чтобы службы проходили на их языке.

Особых традиций пока не сложилось, скорее, я привношу в жизнь прихода традиции православия, которые близки моему сердцу, а моему сердцу близко – как в Сергиевском скиту Троице-Сергиевой лавры и Джорданвилльского монастыря. Конечно, церковное начальство меня корректирует в части времени совершения богослужения, потому что если монаху нормально служить длительное время, то для местных островитян это не очень удобно. Часы, ввиду того что местные неграмотные, а я в это время совершаю проскомидию, не читаются. Либо прошу кого-то почитать часы онлайн – из России, например, на английском языке. Есть сложность с тем, чтобы найти певчих и чтецов.

«Прошу кого-то почитать часы онлайн – из России на английском языке»

Для местного населения праздники в середине недели пока не очень понятны. В основном на такие службы просто никто не ходит. Воскресный день является и днем отдыха, и днем молитвы.

– Насколько вовлечены в жизнь общины сами прихожане?

– На Гренаде в данный момент ходит всего двое прихожан, потому что место, где мы снимаем помещение, – это апартаменты, где я одновременно и живу, а в одной из комнат я совершаю молитву. И те люди, которые привыкли к храму, особо здесь и не появляются. Сначала желающих было много, когда мы проводили службы мирским чином. Была возможность договориться с университетом о службе в аудитории, приходило достаточно много людей. На квартиру же люди не очень хотят приходить. Только самые стойкие. Конечно, они помогают, служат в алтаре, читают, кто-то остается сидеть с детьми.

5 (48).jpg

– Что касается образовательных, благотворительных, социальных проектов – получается что-то делать даже с таким небольшим количеством прихожан?

– После службы у нас катехизис, а потом время для детей. Приходят соседские дети, рисуют. Иногда я хожу в больницу, в тюрьму. Стараюсь присутствовать там, где возможно, чтобы встретить новых людей и рассказать им о вере. Благотворительностью занимаемся немного, через друзей прихода.

– Расскажите о самых ярких событиях из жизни прихода.

– Я приехал первый раз на остров Тринидад, были похороны местного сирийца. Мы совершали панихиду. Многие участвовали в молитве. Для меня это было яркое событие. Столько людей появилось сразу на молитве! На самом деле, многие из них ходят в католические храмы. А после моего визита изъявили желание вернуться в православие. Было это на Тобаго в год моего рукоположения, в сентябре.

В начале этого года на Гренаду прибыл катамаран со священником Олегом Дудкиным в качестве капитана. И наши прихожане с ним случайно встретились в супермаркете. И он так же случайно узнал, что в Гренаде есть православный приход. Отец Олег совершал кругосветное путешествие по благословению владыки Омского Зосимы. Он ученик отца Федора Конюхова. После Гренады он собирался на регату «Сент-Мартин» и проплывал через Антигуа. И как раз на Антигуа находится другой приход во главе с отцом Арсением. Я как раз в то время хотел с ним увидеться и поговорить о православии на Тринидаде. И у меня появилась возможность проплыть на этом катамаране от одного острова до другого и оказаться на Антигуа в тот момент, когда туда прибывал Мексиканский владыка Игнатий, чтобы закладывать камень под строительство храма в честь пророка Илии. Такие вот удивительные совпадения.

– Получается (и нужно ли) взаимодействовать с представителями инославных конфессий и других религий?

– На нашей улице приходы нескольких христианских конфессий подряд находятся. Стараюсь взаимодействовать. Прихожу на их собрания и стараюсь представиться, рассказываю о православии, о нашей Церкви, о том, что Православная Церковь существовала до других конфессий, которые позже от нее отделились. Вот такое взаимодействие.

Бывает, встречаюсь с католическими священниками. Бывает, семья была изначально православной (как в случае с сирийцами), потом переходят к католикам. И в момент похорон обращаются к католикам, чтобы их похоронили по православному обряду. Мы координируем такие вопросы с их священником, чтобы разрешительную молитву мог прочитать я. Приходится договариваться, что отпевание совершаем в морге, а семья дальше решает, где вести речи для публичного прощания. И потом на месте захоронения я совершаю последнюю литию.

– Как складываются отношения с государством? Есть ли поддержка или, наоборот, препятствие деятельности общины?

– Согласно закону, я, как священник, имею право получить разрешение на работу без оплаты пошлины в размере 2000 долларов в год. При этом наш приход обязуется предоставлять местным жителям возможность обучения с будущей заменой меня как священника местными кадрами. Министерство просвещения здесь устроено так, что для них важно документальное подтверждение, что человек имеет квалификацию ведения миссионерской деятельности. Тогда ему дают «зеленый свет» на проповедь в тюрьмах, больницах, на улицах (к этому здесь привыкли). Государство этому не мешает, а с пониманием относится к такой вот «духовной экспансии».

– Вы работаете? Считаете ли, что священник должен работать?

– Подрабатываю программистом. Первое время в Гренаде я жил у одного православного бизнесмена на ферме. Был вопрос: а чем заниматься? Рыбу ловить, за собаками следить или еще что-то? Так как у меня нет занятости как у священника даже на четыре часа в день, а для постоянного перемещения с проповедью нужны определенные ресурсы, то в свободные от богослужения дни мне нужен был какой-то труд. Да, я дописывал диссертацию. Но взял благословение на работу в качестве «рукоделия» по своей специальности программиста, чтобы и подзаработать, и не впасть в уныние.

6 (34).jpg

– Что считаете вызовом времени для православного человека? Возможно, конкретно в Гренаде.

– У нас большинство прихожан буквально «перекормлены» разного рода проповедниками. С одной стороны, это интересно. Ты встречаешь человека, представляешься человеком из Церкви, а тебе сразу вопросы об организации приходской жизни, особенностях миссии, уровне финансовой поддержки… У меня этого даже нет в голове, а у них есть. Но когда рассказываешь о Благой Вести, то вопрос о разных деноминациях встает так, что они созданы для удовлетворения вкуса человека. К религиозному самоопределению люди здесь подходят с потребительской точки зрения. А об истории христианства никакого понятия просто нет, поэтому бывает, что отклика на проповедь мало.

Большинство прихожан «перекормлены» разного рода проповедниками

– Главный урок за время священнического служения.

– Не надеяться на прихожан и вообще на обещания, потому что приглашаешь людей на службу, обещают прийти, но не приходят. Или обещают помочь, но не помогают. При этом, когда люди отказывают в помощи, Свое присутствие являет Господь. Так что чувствуешь, что ты на своем месте, и не унываешь.

– Если паломник (или путешественник) из России окажется на Карибских островах, какие места Вы обязательно посоветуете ему посетить?

– Особого духовного паломничества здесь не видится. Но стоит знать, на каком острове находится приход и когда там служба, чтобы в связи с этим максимально устроить свою поездку. С точки зрения красоты Божьего мира мест очень много: пляжи, водопады, серные источники, горные озера, джунгли, в которых растут фрукты. В общем, есть что посетить.

– В завершение задам наш традиционный вопрос. Какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают Вас в трудные минуты жизни? 

– В разное время воодушевляют разные места из Писания. Иногда размышляю над стихами. На данный момент это 1-е послание апостола Петра, 4-я глава, 17-й стих: «Время начаться суду с дома Божия». Это связано с моим переживанием о Церкви на Украине.

Беседовал Владимир Басенков

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить