Казанская икона Святогорова

По преданию, в 1666 году в Авнежской волости Грязовецкого уезда (сейчас это Междуреченский район на Вологодчине) благочестивому христианину именем Евсевий в пасхальную ночь явилась Божия Матерь. В это время люди стали забывать соблюдать посты, непочтительно относились к священникам. Пресвятая Богородица повелела Евсевию проповедовать среди жителей о необходимости соблюдать пост по средам и пятницам. Как рассказал настоятель храма святого праведного Лазаря протоиерей Алексей Сорокин: «Она заступилась и за священников, которым нередко не воздавали должного почтения. Она заповедовала Евсевию объявить народу о почитании отцов своих духовных и о необходимости чаще с искренним сердцем и усердием молиться Богу, построить часовню на горе и поставить в ней в честь Нее святую икону».

1.jpg
Образ Пресвятой Богородицы
«Казанская»

Но Евсевий из ложной стыдливости или по какой другой причине не стал проповедовать сразу. Сходив к утренней пасхальной службе в ближайшую церковь, он никому не поведал о чудном явлении Богородицы и Ее повелении. Но лишь только он пришел домой, как внезапно упал на землю и «лежал на долг час аки мертв». В это время, как говорится в книге вологодского краеведа начала ХХ века Василия Лебедева, посвященной Святогоровой иконе и храму, в котором она пребывала, Богородица явилась Евсевию во сне во второй раз и повторила Свое повеление. За такое невнимание к делу он был наказан – правая его рука присохла к груди. Очнувшись, Евсевий начал громко плакать. В тот же день Святой Пасхи он отправился с великой скорбью в ближайшую церковь к вечерне и начал со слезами проповедовать о повеленном ему двукратно Богородицей. Различное впечатление на народ производила проповедь Евсевия: одни поверили рассказываемому, другие усомнились, нашлись и такие, которые смеялись над ним, пытались отнять руку от его груди, но не могли.

Благочестивые «начаша с великой радостию часовню строити и написаша икону Пресвятой Богородицы Казанския да Прокопия Устюжского чудотворца». Обе иконы с великою честью они поставили в устроенную часовню, где было отправлено первое молебное пение, при этом совершилось первое чудо: у христолюбивого Евсевия выздоровела больная рука.

Было отправлено первое молебное пение, при этом совершилось первое чудо

Вскоре Богородица вновь явилась во сне некоему крестьянину ближней деревни именем Климент, который долгое время лежал «в расслаблении», и сказала ему: «Клименте! Восстань с постели своей и будь здрав, пойди и проповедуй народу, чтобы построили церковь на Святой горе во имя Воскресения Христова да придел Пресвятой Богородицы». Климент пробудился от сна и почувствовал себя совершенно здоровым, возрадовался и вскоре отправился проповедовать о явлении и повелении Богородицы устроить церковь на горе. С сего времени гора стала называться Святою…

С этого и началось почитание Казанской Святогоровой иконы, от которой впоследствии совершались многие исцеления. Василий Лебедев пишет о засвидетельствованных чудесах, совершившихся по молитвам перед Казанской Святогоровой иконой Божией Матери и в XVII веке, и в XVIII, и в XIX, и в XX. Икона Богоматери привлекала к себе множество богомольцев, ее часто носили по окрестным деревням, и таких крестных ходов бывало до ста в год!

2.jpg
Церковь Воскресения Христова (Святогоровская церковь)

– Благочестивые традиции всенародного почитания святыни были безжалостно разрушены после Октябрьского переворота, – говорил о судьбе чудотворной иконы и Святогоровой церкви в проповеди за Божественной литургией протоиерей Алексий Сорокин, настоятель Лазаревского храма, ректор Вологодского православного духовного училища. Святогорову церковь постигла общая судьба сельских храмов: изъятие ценностей в 20-х годах, закрытие в 30-х, репрессии последних священнослужителей и уничтожение внутреннего убранства. Закрытый храм был взорван в 1966 году, а гору срыли при строительстве дороги, и теперь на ее месте располагается котлован, ставший впоследствии озером.

Казалось бы, все пропало бесследно. Однако в народе сохранилось предание, что икона не пропала, но была спасена. Люди говорили, что ее передали в Лазаревский храм, однако чудотворный образ там никто не искал. И вот в 2010 году при ремонте алтаря настоятель храма заметил сходство одной из икон с фотографией чудотворного образа, находящейся в одном дореволюционном издании, с ее подробным описанием.

При ремонте алтаря настоятель заметил сходство одной из икон с фотографией чудотворного образа

Начались удивительные открытия: совпали размеры, присутствовали все характерные особенности, описанные в книге. Икону решили передать на исследование специалистам-реставраторам. Последовало новое открытие.

– Рентгеновский снимок иконы, – рассказывал отец Алексей, – показал наличие какой-то надписи под слоем записи по нижнему полю иконы. После расчистки открылся текст, который, несмотря на утраты и потертости, отмел последние сомнения. Эксперты дали заключение: данная икона является тем самым чудотворным Святогоровым Казанским образом Божией Матери, который находился в Воскресенской Святогоровой церкви Грязовецкого уезда Вологодской епархии (ныне село Святогорье Междуреченского района Вологодской области).

Выводы экспертного заключения были доложены на Епархиальном совете. По благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана было принято решение об общеепархиальном прославлении утраченной и вновь обретенной святыни.

3.jpg

В 2012 году «28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан совершил Божественную литургию в Софийском соборе. Вместе с ним служили семь священников из храмов Вологды. Несмотря на проливной дождь, народу собралось немало. Успение – один из самых любимых православных праздников. Но многих привлекло в Софийский собор еще и то, что на Успение было назначено епархиальное торжество по случаю обретения чудотворного Святогорова Казанского образа Божией Матери. […] По окончании Литургии архиепископ Максимилиан возглавил чин молебного пения в честь обретения Святогоровой иконы. Люди, побывавшие на богослужении, горячо молились перед чудотворным образом. А потом икону перевезли в Лазаревский храм, где установили в специально изготовленный киот».

Святогорова икона – двусторонняя: с одной стороны написана Казанская икона Пресвятой Богородицы, с другой – образ святителя Николая, епископа Мир Ликийских, чудотворца. Икона выносная, прежде, как уже говорилось, она нередко участвовала в различных крестных ходах, и люди, обращаясь перед ней с молитвами к Пресвятой Богородицы и святителю Николаю, получали помощь. Такие иконы приходят и уходят сами – когда людям особенно нужна помощь.

Такие иконы приходят и уходят сами – когда людям особенно нужна помощь

Через несколько лет в селе Шуйское Междуреченского района было решено построить церковь. По просьбе верующих муниципальные власти выделили для этого земельный участок на Сухонской набережной. В апреле 2016 года в ходе архипастырского визита в Междуреченское благочиние митрополит Игнатий заложил первый камень в основание Троицкого храма.

Идея возведения Божьего дома в селе объединила его жителей. Многого они не умели и не знали, не было и достаточных средств для строительства, но в основание своего дела они положили твердую веру, добрую надежду и любовь Христову.

С этого времени началась новая приходская деятельность: поиски проекта храма, сбор подписей и оформление массы документов, формирование общественного мнения, письма, выступления, обращения и многое другое. Был зарегистрирован благотворительный фонд строительства Троицкого храма на Сухоне.

21 июля 2018 года состоялось торжественное освящение вновь построенного храма Святой Троицы на Сухоне. Для постоянного пребывания в этом храме была принесена чудотворная икона Божией Матери Казанская Святогоровская, а в церкви Лазаря Четверодневного в Вологде теперь находится и почитается список с чудотворного образа.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить