Херсонесские святыни

Мы спускались к морю по узкой дорожке, вдоль которой восковыми свечами стояли темные кипарисы. Вдали то появлялся, то совершенно исчезал купол Владимирского собора – Херсонесского. Мы были почти у цели, когда справа неожиданно возник бронзовый пьедестал с памятником святому князю Владимиру, благословляющему легендарную землю.

Превью, Фото 1 (1).jpg
Владимирский собор. Херсонес

Улица наконец закончилась, и за углом последнего здания зачастила черная решетка музея, отделяя от прохожих древние стены, арки, амфитеатр, выложенный из покрытого пылью тысячелетий серого камня, – все то немногое, что осталось нам от славных дорийцев, выходцев из Гераклеи Понтийской.

Это они около 530 года до нашей эры поселились на скалистом мысе у берега удобной бухты и основали город Херсонес, превратившийся со временем в крупное по тем временам государство. Город, окруженный мощной оборонительной стеной, руины которой смотрели на нас тяжелым взглядом, имел театр (в нем до сих пор идут спектакли), языческие капища и общественные здания, гимназии, пристани и рынки. Конечно, многое в Херсонесе в христианские времена перестраивалось, раскопки поздних наслоений говорят о наличии большого количества православных храмов. Прекрасный город разрушили татары, все уничтожив и полностью вырезав население. «Херсонес весь полит кровью мучеников, и когда ходишь по его земле, то хочется снять обувь, ибо место сие свято есть» – приходят на память слова отца Александра Бондаренко.

Первые годы распространения христианской веры на Черноморском побережье связаны именно с Херсонесом.

Фото 2 (22).jpg
Античный театр. Херсонес

Согласно Священному Преданию, апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов, ближайших учеников Христа, с давних пор почитаемый как небесный покровитель Руси, прошел с проповедью по городам и странам Причерноморья. В IX веке иерусалимский монах Епифаний обошел берега Черного моря и записал местные предания об апостоле. Святой Андрей проповедовал в Закавказье, затем продолжил свою деятельность на Босфоре и в Феодосии, а потом попал в Херсонес, где и оставался долгое время. Предание донесло до нас, что проповедь апостола Андрея в Херсонесе была успешной, в городе возникла христианская община. Далее, после Херсонеса, апостол отправился по Днепру и северным рекам в Новгород, а оттуда – в Рим. Позже пошел во Фракию и через некоторое время принял мученическую кончину. За свидетельство о жизни Христа по приказу римского проконсула Эгеата он был распят вниз головой на косом кресте в греческом городе Патры. Крест Андрея Первозванного стал символом непобедимого русского флота – Андреевским флагом.

Фото 3 (21).jpg
Крест Андрея Первозванного стал символом непобедимого русского флота – Андреевским флагом.

К концу I века в Херсонес на инкерманские каменоломни был сослан ученик апостола Петра святой Климент, папа римский. Он содействовал дальнейшему распространению христианства, за что также был казнен.

Всеобщая христианизация Херсонеса началась только в IV веке. Зависимые от Рима херсонеситы всегда поддерживали политику империи. Когда Рим преследовал христиан, Херсонес расправлялся с ними так же жестоко, поэтому первые херсонесские епископы Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон стали мучениками.

Херсонеситы по очереди изводили всех своих святых епископов. Епископская кафедра была учреждена в Херсонесе в начале IV века. В царствование Диоклетиана, в 300 году, еще до начала гонений, Иерусалимский патриарх Ермон для проповеди Евангелия направил в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес благовествовать там Слово Божие, но святой Ефрем вскоре отправился проповедовать скифам на Дунай. Епископ Василий подвергся гонениям и был выдворен из Херсонеса. Поселившись в горах в пещере, он непрестанно молил Бога, чтобы Он озарил его гонителей светом истинного Боговедения. Господь послал неверным чудо.

У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Усопший явился родителям во сне и поведал, что только святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и стали просить совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не в силах воскрешать мертвых, но Господь всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. Святитель был возвращен в город с почетом, многие уверовали и крестились. Однако эллины, видя запустение своих капищ, (во время гонений императора Максимиана Галерия) договорились с иудеями и 7 марта огромной толпой устремились на святителя и забили его насмерть камнями. В этот же день на Дунае был обезглавлен скифами и святой Ефрем.

Через год, узнав о мученической кончине святителей Ефрема и Василия, три их сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся эллины-язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.

Через несколько лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого, из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу исповедания христианской веры во всей империи, издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями епископа Еферия в городе был построен храм, где святой окормлял свою паству. Однажды святитель Еферий отправился в Константинополь, чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амос (Греция) 7 марта.

На место святителя Еферия император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. После продолжительной молитвы и возгласа диакона «Вонмем!» святитель вошел в печь и стоял в пламени около часа, молясь и держа руки простертыми к небу, и никакого вреда не получил от великого пламени огненного; потом, набрав горячих углей в фелонь, он вышел невредимым к народу. Глядя на это преславное чудо, все прониклись великим удивлением и страхом, ведь даже одежды святителя не коснулся огонь, и фелонь его, полная горящего уголья, не опалялась. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.

После продолжительной молитвы святитель вошел в печь и стоял в пламени около часа

Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено императору Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее[1]. Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители-язычники, захватив судно, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Память святого епископа Церковь постановила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками[2].

Фото 4 (14).jpg

В VII веке во времена распространения ереси монофелитства[3], официально принятой византийскими императорами, в Риме придерживались традиционного православия. Несмотря на угрозы, исходившие от властей, папа римский Мартин проявил непоколебимую стойкость в отстаивании ортодоксальных христианских взглядов. Взбешенный император Констант II приказал схватить понтифика и отправить в ссылку, объявив, что милосердие к узнику будет государственной изменой. Папу довели до такого состояния, что он уже не держался на ногах. Его привезли на суд в Константинополь, где предъявили множество обвинений, после чего вывели к народу на расправу. Толпе приказали проклинать папу, но вид измученного старика, стоящего на зимнем холоде в одной рубашке, вызвал в людях сострадание, и, пряча глаза, они стали расходиться. Святого Мартина бросили в темницу и приговорили к смерти. Но в последний момент смертный приговор заменили на ссылку в Херсонес. Законопослушные херсонесские власти старательно морили опального понтифика голодом, изнурительными допросами и издевательствами, но это не сломило его. Святой Мартин скончался 16 сентября 655 года. Спустя четыре года после кончины к месту его упокоения стали совершать массовые паломничества. Впоследствии мощи святого Мартина Исповедника были перенесены в Константинополь, а затем в Рим, где находятся и по сей день в церкви Святителя Мартина на Семи холмах. В 680 году на Шестом Вселенском Соборе монофелитство было осуждено.

Просветители славянских народов равноапостольные братья Кирилл и Мефодий получили в Херсонесе извещение о своем будущем служении. Один из русских летописцев XV века так и написал: «И даровал Господь в Корсуни Кириллу азбуку». Правда, Кирилла звали тогда по-мирски Константином и он просто увидел у некоего человека Псалтирь и Евангелие, написанные «русскими письменами». Скорее всего, именно это подвигло его впоследствии на создание первого славянского алфавита. Со святым Кириллом (Константином) связано еще одно знаменательное событие, происшедшее в Херсонесе, – обретение мощей святителя Климента, место захоронения которого тогда уже позабылось.

Херсонес – колыбель православной веры, отсюда крестилась Русь. Желая объединить славянские племена и видя историческую бесперспективность многобожия, князь Владимир решил привести Русь к одной из мировых религий. В «Повести временных лет» мы читали, что Владимир принял у себя послов от православных греков, католиков-немцев, мусульман, волжских булгар, хазар-иудеев и более всего ему приглянулась православная вера. Князь отправил во все эти страны посольства, чтобы те посмотрели на местное богослужение своими глазами. Как повествует летописец, восторженный рассказ вернувшихся посланцев о Литургии, увиденной ими в Софийском соборе Константинополя, окончательно склонил князя в пользу православия. Но перед князем Владимиром встал вопрос: как принять христианство от Византии и не попасть в политическую зависимость от нее? Разрешить его помогло само Провидение.

Фото 5 (9).jpg
Святые равноапостольные
Кирилл и Мефодий

В это время византийскому императору Василию II, находившемуся в отчаянном положении, срочно понадобилось получить от Руси военную помощь. Киевский князь согласился предоставить ее в обмен на обещание выдать за него замуж сестру Василия II – принцессу Анну. Русская дружина сыграла значительную роль в снятии осады Константинополя и в окончательной победе императорских войск. Однако цезарь не выполнил своего обещания, так как византийских принцесс никогда не выдавали замуж за иностранных властителей, считая такой брак позорным, да к тому же Владимир был язычником и многоженцем, а его обещание креститься греков не убеждало.

Владимир решил устрашить императора: быстро собрал войско и, придя в Тавриду, осадил принадлежавший Византии Херсонес. Попытки взять город штурмом не привели к успеху, осада тоже была малоперспективной, так как в город по водопроводу поступала вода, а запасов продовольствия было достаточно и их пополняли через подземный ход с византийских кораблей. Когда силы осаждающих оказались на исходе, в их стан была послана стрела с запиской, в которой грек Анастас советовал перекрыть водопровод и указывал, где это нужно сделать. Вскоре город был взят, причем Владимир не отдал его на разграбление, а отправил в Византию послов с ультимативным требованием прислать принцессу, в противном случае угрожая пойти на Константинополь и сделать с ним то же, что и с Херсонесом.

Истощенной смутами империи было не до войны с русичами: плачущая 25-пятилетняя принцесса, сопровождаемая митрополитом и множеством светских и церковных иерархов, отправилась в Херсонес. В «Повести временных лет» сказано, что у Владимира к моменту прибытия Анны пропало зрение. Невеста посоветовала креститься, Владимир послушался, и чудо совершилось: князь прозрел. Считается, что именно после этого он по-настоящему уверовал в Бога.

Чудо совершилось: князь прозрел. Именно после этого он по-настоящему уверовал в Бога

Именно в Херсонесе состоялось венчание Владимира и Анны. В результате этого брака европейский монарх впервые становился юридически равным византийскому императору. После венчания Владимир, получивший христианское имя Василий, вместе с законной молодой женой отправился в Киев, а с ними многие священники и мастеровые. На Русь потянулись длинные обозы с херсонесским добром. Вывез Владимир и мощи святого Климента. Корсунская икона Божией Матери, хранительница Руси, по преданию, также была вывезена им из Херсонеса.

Фото 6 (5).jpg
Образ Богородицы Корсунская

После своего крещения Владимир стал приводить к православию русский народ. Принцесса Анна родила ему двух сыновей – Бориса и Глеба, которых после смерти отца предательски убил вступивший на престол князь Святополк. Борис и Глеб были объявлены Церковью первыми русскими святыми мучениками. «Принятие христианства стало важнейшей вехой в истории восточно-славянских народов. Русичи не только приняли новую веру, но и приобщились к высокой византийской культуре, а через нее – к тысячелетнему наследию культуры античной. Появилось русское книгописание, школы. Грамотность стала проникать в самые широкие слои древнерусского общества. Осваивались новые ремесла, появилось каменное зодчество. Наконец, только после принятия христианства Русь стала в полном смысле европейской державой, с которой стремились заключить союз и династические браки могущественные европейские монархи. И этот судьбоносный этап в нашей истории неразрывно связан с князем Владимиром и Херсонесом»[4].

После смерти князя его сын Ярослав Мудрый предпринимал попытки добиться от Константинопольской Церкви канонизации отца как равноапостольного, но получил отказ. Прославление его в лике святых состоялось только в XVIII веке, и первая церковь, посвященная святому благоверному князю Владимиру, была освящена в Санкт-Петербурге в 1789 году.

В Севастополе во имя князя Владимира построили два храма – Адмиральский на Центральном городском холме и в Херсонесе. История последнего храма, конечно, необычайна. Воздвигнут он был над руинами средневековой церкви как храм-памятник крещения святого князя Владимира. Инициатива отметить место знаменательного события принадлежала, как всегда, Черноморскому флоту, а основание этому начинанию положил вице-адмирал А. С. Грейг. В строительстве храма принимал участие весь русский народ (деньги собирались по подписке) во главе со своими государями: первым дал благословение на это богоугодное дело Александр I. В 1842 году повеление подтвердил император Николай I. В 1861 году после торжественного молебна император Александр II и императрица Мария Александровна заложили первый камень нового собора, на который по инициативе государя вся царская семья и ее окружение положили золотые десятирублевые монеты. Собор должен был стать центром для основанного в 1850 году на руинах древнего Херсонеса Владимирского монастыря.

В 1887 году государь Александр III, посетивший обитель, выделил для завершения работ к 900-летию Крещения Руси 300 000 рублей. Дважды бывал в обители и государь Николай II с государыней Александрой Федоровной.

Последний строитель покинул собор в 1894 году. Долгострою были весомые причины: сначала поднимали Севастопольскую цитадель, а потом возведению собора помешала Крымская война и ее последствия (зато в конце многострадального ХХ века собор восстал из пепла с Божьей помощью очень быстро). В 1923 году, как раз к столетию возникновения замысла постройки собора, его закрыли советские власти и разместили в нем фонды херсонесского музея.

С первых дней Великой Отечественной войны Херсонес оказался в центре боев. Осенью 1941 года, буквально накануне Второй героической обороны Севастополя, основную часть экспозиции музея эвакуировали на Кавказ, а затем в Свердловск, где она хранилась в печально знаменитом Ипатьевском доме, в том самом подвале, где была расстреляна царская семья. Так судьба Херсонеса и Владимирского собора в последний раз пересеклась с судьбой Дома Романовых.

С первых дней Великой Отечественной войны Херсонес оказался в центре боев

Владимирский собор стоял невредимым в центре осады, несмотря на непрерывные бомбардировки. Только когда в июне 1942 года начались уличные бои, в его купол попал крупнокалиберный снаряд. И так собор простоял до отступления фашистов, взорвавших его в 1944 году.

Фото 7 (2).jpg
Разрушенный Владимирский собор

В послевоенные годы – время очередного восстановления Севастополя – повторилась «мистическая закономерность». Два столетия назад швейцарский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере сделал интересную запись: «Первый день Севастополя был последним днем Херсонеса». А все потому, что в конце XVIII века новые поселенцы увидели в древних развалинах лишь бесплатный источник тесаного камня, в результате чего мощнейшие оборонительные стены к началу XIX века исчезли с лица земли. Древний мрамор Херсонеса, в том числе плиты с надписями, пережигался на известь, им белили мазанки городской бедноты. Но когда после Крымской кампании Севастополь лежал в руинах и восстанавливать его было бесполезно, на древних раскопках вновь развернулась стройка, и для нее по особому указу императора разрешили брать материал из разрушенного города. Херсонесский камень повезли на свое историческое место, и вновь из руин на стройку. А после Великой Отечественной войны священные камни стали перемещать опять, уже в третий раз, и теперь драгоценный мрамор собора украсил новые здания Севастополя.

В 1960-х годах специальная комиссия постановила разобрать храм до конца. Но к этому времени революционный пыл у местных властей уже поостыл, и они не стали этого делать. В 1980-е годы к торжествам, посвященным 1000-летию Крещения Руси, даже появилась идея о его восстановлении, но неожиданно Севастополь сделали закрытым городом. Праздник собор встретил в руинах, но уже не в забвении. Только через десятилетие (и в этот раз уже украинским правительством), к 2000-летию Рождества Христова, было решено его восстановить. Поначалу работа шла сложно и медленно, но в начале 2000 года она закипела. И в следующем году, в день памяти равноапостольного князя Владимира, состоялось освящение креста, которое совершил митрополит Всея Украины блаженнейший Владимир в сослужении митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. В память о близости братских украинского, русского и белорусского народов, вышедших из святой херсонесской купели, в этом торжестве участвовали президенты России и Украины.

В пасхальную ночь 2002 года в верхнем храме возрожденного Владимирского собора впервые состоялось торжественное богослужение, и всю Пасхальную неделю сотни людей приходили поклониться Воскресению Господа нашего и возрожденной красоте.

Фото 8 (1).jpg
Верхний храм Владимирского собора

В нижнем храме собора, у каменных, сохранившихся от легендарной церкви, стен стояли две мраморные, еще дореволюционные плиты. Надпись на правой гласила: «Остаток стен древнего храма во имя Рождества Пресв. Богородицы, в котором принял Святое крещение Просветитель России Св. Благоверный Князь Владимир. Над стенами сего храма по повелению в Бозе почившего Государя Императора Александра II построен Соборный храм Св. Благоверного Князя Владимира и сделано в линиях очертание разрушенных стен на мозаичном полу белым насыпным мрамором для ясной наглядности. Храм сей заложен 23 августа 1861 года в Бозе почившим Государем Императором Александром II и Государынею Императрицею Мариею Александровною. В закладке храма участвовали их Императорские Высочества Великий Князь Константин Николаевич и Великая Княгиня Мария Александровна». А на левой: «Основание главного престола Св. Владимира положено 14 августа 1867 года Его Императорским Высочеством Великим Князем Владимиром Александровичем, принявшим затем 15 августа 1867 года, с Высочайшего соизволения, звание ктитора храма. Постройка вчерне произведена Тайным советником Губониным по плану профессора, ныне ректора Академии Художеств, Гримма, под наблюдением Архитектора Арнольда и окончена в 1867 году. Внутренняя отделка произведена Академиком Чагиным и Тихообразовым при благополучно царствующем Государе Императоре Александре III, по благословению Святейшего Правительствующего Синода, при Обер-Прокуроре Св. Синода Действительном Тайном Советнике Константине Петровиче Победоносцеве, Преосвященном Мартиниане Епископе Таврическом и Настоятеле Монастыря Архимандрите Иннокентии». Имена этих благочестивых людей навсегда останутся в благодарной памяти потомков.

Фото 9 (1).jpg
Нижний храм Владимирского собора

Когда мы приехали сюда в 2005 году, купол собора уже позолотили. Сияние креста видно издалека. Вблизи же собор предстает во всем великолепии. Темный мрамор колонн живописно подчеркивает белизну мраморных капителей. Цветные витражи на окнах играют на солнце. Поднимаюсь по внутренней лестнице вверх – и замираю на пороге. Храм цвета небес весь переливается разноцветьем. Нежный золотистый орнамент на стенах, бело-голубой мраморный иконостас, огромные золотые паникадила искрятся и светятся. На мгновение (вероятно, из-за схожести настенных росписей) показалось, что я в Москве в Храме Христа Спасителя. Объяснила себе это тем, что оба собора создавались примерно в одно время, в одном стиле, в едином духе.

И над всем этим великолепием звучал прекрасный гимн торжествующей любви. Клир ликовал, а вслед пению уносилась в надбытие и моя душа: «Свят Господь Бог наш... Над всеми людьми Бог наш...» Колыбель русской веры иной быть и не могла.

Над этим великолепием звучал гимн торжествующей любви. Колыбель русской веры иной быть и не могла

Архиепископ Никанор, видевший собор до разрушения, испытал то же состояние: «Поистине, стоящие среди верхнего соборного храма Херсонесского монастыря могут сказать, подобно послам св. Владимира, бывшим в храме св. Софии в Царьграде: "Стоящии в храме сем на небеси стояти мним". Отрадно засвидетельствовать, что внешнему величию храма и красоте отделки его вполне соответствует и все его убранство, а также и служение, совершаемое в нем истово и благоговейно»[5].

После посещения собора мы отправились вниз к морю, туда, где на его берегу еще виден священный след Херсонеса. По пути нашего следования, рядом с дорожкой, прямо на открытом воздухе расположились экспонаты музея: огромные амфоры для масла и вина, фрагменты напольной мозаики, глиняные черепки – словом, все то немногое, что осталось нам от духовного предка, каменную летопись которого мы не смогли уберечь. Древние реликвии, как уже было сказано, растащили по кирпичику, затем принялись копать вглубь, но царский указ ненадолго остановил беззаконие. Настоящим грабежом занялись уже интервенты в Крымскую кампанию. Французами и англичанами производились воровские раскопки, а находки были отправлены за рубеж, большинство из них осело в Британском музее. В фашистскую оккупацию оставшиеся экспонаты немцы паковали в ящики с готической надписью «Покорителю Крыма фельдмаршалу фон Манштейну» для вывоза в Германию. Но этого им сделать не удалось.

По широкой лестнице спускаемся к узким, сработанным из тесаного камня тоннелям, что некогда были улицами славного города. И на фоне сияющего моря перед нами встает реальный, а не запечатленный на фотографиях, картинах и всякого рода сувенирах, символ Херсонеса – мраморные колонны, о которые «разбились века». Это руины базилики IV столетия. Неумолимое время не донесло до нас легенд и преданий, связанных с этой церковью, но сохранило колонны, под которыми скрываются остатки позднеантичного храма. Вероятно, в нем, впоследствии перестроенном в православную церковь, собирались первые христиане. Возможно, здесь проповедовал сам апостол Андрей, а позже зрели заговоры против епископов-мучеников. Когда эта базилика обветшала, на ее месте построили новую, большую, а строительные остатки ссыпали под пол новостройки, сохранив древние реликвии. Простояла она у моря половину тысячелетия и погибла, скорее всего, из-за землетрясения.

Фото 10.jpg
Колонны базилики IV столетия

Базилик в древнем городе было немало, и о некоторых из них сказать необходимо. Так, в Подземный храм мы не спускались, но вход в него видели. Об этом таинственном месте всегда существовало немало предположений, последнее из них связывает его с памятью первого из святых – епископа Василия, который, согласно преданию, скрывался от язычников в некой пещере, именуемой Парфеноном («храм девы»). Предполагается, что Подземный храм существовал в дохристианские времена, в нем поклонялись одному из языческих божеств – богине охоты Артемиде или же богине подземного царства Коре (Персефоне). Недавно открыли, что это место – точка пересечения линий мощнейшего геомагнитного поля, поэтому возможны различные аномальные явления. Как знать, не совершались ли здесь во времена язычества, во мраке подземелья, освещаемого луной через отверстия в потолке, мистические жертвоприношения? Но когда в город прибыл проповедовать епископ Василий, капище уже находилось в забвении.

В последующие столетия, в знак победы Бога над диаволом, истинной веры над ложной, христиане устроили тут церковь, сделав пещеру в форме огромного креста. В середине VII века она необычайно почиталась среди херсонесских христиан: над ней устроили часовню, а также производили мемориальные захоронения.

Здесь необходимо упомянуть еще об одном удивительно маленьком храме VII века, расположенном неподалеку от Западных (Святых) ворот города. По необычности своей формы он получил название четырехапсидный. То, что в нем нет ни алтаря, ни единого захоронения, явно свидетельствует об особом предназначении. Это действительно так. Под полом, строго по центру, были обнаружены две печи IV века для обжига извести. Здесь в качестве священной реликвии сохранялась та самая печь, в которой было явлено чудо епископа Капитона! Как уже говорилось, блаженный епископ вошел в полыхающий огонь этой печи, молился там целый час и вышел невредим. Этим Божиим чудом он весь город привел ко святому крещению.

Своды храма были перекрыты куполом, и внутреннее пространство освещалось только через его окна, свет лился сверху вниз и падал точно в центр – туда, где под мозаикой сберегались каменные свидетели божественной помощи святому подвижнику. После того как князь Владимир разрушил храм во время осады, херсонеситы его восстановили, и он просуществовал до конца истории города.

Видели мы и древний колокол, висящий меж двух пилонов, а вокруг – людей, кидающих в него камни, на что медные бока «старинушки» отвечали глухими стонами. Если вы спросите, что здесь происходит, то вам ответят: бросаем «на счастье»...

У колокола этого судьба трагичная. Отлитый из вражеских пушек в знак победы над Турцией, в Крымскую войну он со всеми монастырскими реликвиями был вывезен оккупантами. Но через полстолетия возвращен на место. В 1913 году, к торжественному 300-летнему юбилею Дома Романовых, Франция (наш союзник по военному блоку Антанте) решила сделать России символический подарок. По указанию президента Пуанкаре колокол сняли со звонницы Собора Парижской Богоматери и доставили в Севастополь, в Херсонесский монастырь.

Фото 11.jpg
Сигнальный колокол

Среди священных руин, справа, видна белая и легкая, словно кружевная, часовня над купелью, где, по-видимому, и крестился князь Владимир. Установлена она была к 2000-летию Рождества Христова.

В «Повести временных лет», практически единственном письменном источнике, где о крещении князя Владимира говорится достаточно подробно, сообщается: «Стоит та церковь в городе Корсуни посреди града». Первое предположение, что искать ее надо в центре города на холме, высказал К. И. Габлиц в 1786 году. В дальнейшем оно закрепилось в трудах русских путешественников по Крыму. В результате поисковых раскопок в 1827 году в центре города, на возвышенности, действительно был найден храм. По предложению епископа Иннокентия Херсонского, в память о крещении князя Владимира на территории древнего городища был основан Владимирский монастырь, а на месте этого великого события заложен легендарный собор.

Однако в 1853 году обнаружили крупнейшую в средневековом Крыму христианскую церковь, названную в честь одного из ее первых исследователей графа А. С. Уварова Уваровской базиликой (в Средние века она, скорее всего, именовалась храмом первоверховных апостолов Петра и Павла или Петропавловским собором). Поскольку в этот момент надвигалась война России с Турцией, император Николай I повелел самую большую из находок – напольную мозаику правого нефа – срочно доставить в Петербург. И с тех пор она экспонируется в Государственном Эрмитаже.

После Крымской кампании в 1870-е годы Одесским обществом истории и древностей рядом с Уваровской базиликой было найдено необычное для христианской архитектуры Херсонеса здание. Долгое время назначение этой постройки оставалась непонятным, пока в конце XIX века А. Л. Бертье-Делагард, крупный военный инженер, занимавшийся археологией как любитель, привлекая аналоги из Равенны и других византийских центров, не определил данную постройку как баптистерий (крещальня). Тогда же он высказал предположение, что крещение князя Владимира, то есть «отправная часть» Крещения Руси, могло быть совершено только здесь. Его мнение, однако, не было услышано.

Фото 12.jpg
Уваровская базилика. Купель

Уваровская базилика была кафедральным храмом Херсонской епархии, здесь же находилась и резиденция епископа. Рядом с ней стояли две церкви, а между ними двор с фонтаном, окруженный портиками, галереи с мозаичными полами, различные службы. Знаменитая крещальня представляла собой здание в форме креста, каждая ветвь которого заканчивалась нишей. В его центральном зале, строго под куполом, была вырублена в скале круглая мраморная купель с крестообразным углублением на дне. Вода подавалась по водопроводу, скрытому под полом. Нижняя часть стен сияла белоснежным мрамором, а сверху простирался темно-синий сферический купол, изображавший небесный свод с золотыми светилами. Еще в начале ХХ века сохранялись мраморные ступеньки, ведущие в купель, и мраморный крест на дне. Сейчас этих напоминаний о былом великолепии уже нет. Зато есть море – прекрасный свидетель минувшего, и небо, в беспредельную высоту которого вознесся звездный свод, сиявший некогда над общей купелью восточных славян.


[1] Первый Никейский Собор – Собор Церкви, созванный императором Константином I. Состоялся в июне 325 года в городе Никея (ныне Изник, Турция) и продолжался больше двух месяцев, став первым Вселенским Собором в истории христианства. На Соборе был принят Символ Веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днем вместо субботы было признано воскресенье, определено время празднования христианской Церковью Пасхи, выработано 20 канонов.

[2] 15 / 28 декабря – Собор Крымских святых. Память семи священномучеников Херсонесских – Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафадора, Еферия, Капитона Церковь празднует 7 марта (ст. ст.) / 20 марта (н. ст.).

[3] Монофелитство (от μόνον и θέλημα – единоволие) – ересь, которая была сформулирована папой Гонорием в VII веке. Монофелиты исходили из представления о том, что две воли во Христе должны быть противоположно направлены. Ересь монофелитства осуждена на VI Вселенском Соборе (680–681 гг.).

[4] Золотарев М., Хапаев В. Херсонесские святыни. Севастополь: Каламо-пресс, 2002.

[5] Цит. по: Херсонесский монастырь в Крыму. История и настоящее состояние / сост. архиепископ Никанор. Варшава, 1907.

Светлана Рыбакова 13 февраля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить