«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Осень… Пора урожая. Именно в эту пору обращаются к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов», моля Ее о ниспослании хлеба насущного, о благословении трудов праведных. Недаром чествуется этот образ в разгар осени, в самой ее середине – 15/28 октября. День празднования установил преподобный Амвросий Оптинский. С именем этого святого неразрывно связана история создания иконы, разных ее списков.

Основав в селе Шамордино монастырь, в который он собрал вдов, девочек-сирот, брошенных детей, больных, слепых, обездоленных и убогих женщин, не имевших пристанища, тяжелобольной старец, предчувствуя свой близкий конец, горячо молил Богоматерь, чтобы Она не оставила покровительством и заступничеством вверенную ему обитель. Богоматерь явилась ему в видении восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле. Старец сделал эскиз иконы, положив в ее основу любимый им шамординский пейзаж: неширокая река, которая вьется под крутым берегом, густо заросшим лиственным лесом; далеко уходящие за горизонт заречные дали, невысокие холмы, перелески, рощи, огромное, до самого горизонта ржаное поле, сливающееся с таким же бескрайним голубым небом, по которому разбегаются редкие барашки облаков… Пейзаж, которым не раз любовался старец Амвросий по пути из Оптиной пустыни в Шамордино и который изображен на иконе.

Именно здесь предстала перед духовным взором преподобного Амвросия Богородица, благословляющая с Небес плодоносную землю и тучные поля с хлебами, вспененными золотистыми волнами, – тихую величественную красоту русской земли. Под Ее благословением наливаются зерна в колосьях благодатными силами, которые превращают хлеб в нашу главную, насущную, ежедневную пищу. «И хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103: 15).

Игумения София Астафьева
(Болотова)

Первой настоятельницей Шамординской обители, правой рукой старца стала игумения София Астафьева (Болотова), отдавшая устроению обители все свои силы. «София свята», – сказал преподобный Амвросий после ее смерти. Братом матушки-игумении был иеромонах Даниил (Дмитрий Михайлович Болотов, 1837–1907), известный портретист, выпускник Императорской академии художеств, правнук знаменитого ученого XVIII столетия Андрея Тимофеевича Болотова. Приняв иноческий постриг в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов оставался там до конца жизни, немало потрудившись для украшения обители. В частности, им сделана роспись трапезной. Образ «Спорительницы», написанный им по просьбе Амвросия, выполнен в той же стилистической манере.

Осиротевшие шамординские сестры останутся без любящего духовного отца и покровителя со слепой матушкой-игуменией.

Незадолго до смерти на вопрос духовника: «На кого умирающий Амвросий оставляет обитель?» – тот ответил:

– Оставляю Царице Небесной.

Первая годовщина празднования иконы, совпавшая с днем погребения святого старца, подчеркивает истинность и глубину его слов и промыслительность всего происходящего с нами.

Согласно другим источникам, икону привезла в Оптину пустынь осенью 1890 года настоятельница Болховского монастыря игуменья Илария. В январе 1894 года она сообщила, что в июне 1889 года отец Амвросий через монахиню Сергию, казначею Богородично-Всехсвятского монастыря, находившегося в Орловской губернии, передал ей просьбу прислать ему список с Богородицы, Которая изображена на местночтимой иконе всех святых. Такой же список он велел ей оставить в своем «монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба». В точности исполнив просьбу преподобного, рассказчица сама отвезла ему копию. «Подавая ему, вопросила, хорошо ли написана. Он ответил: "Хорошо. А я думал, что ты не исполнишь моего желания". И вспросил: "А у себя оставила такую же?"». Возможно, не надеясь на то, что его просьбу услышат, старец «подстраховался», заказав другой вариант иконы Даниилу Болотову, словно знал, что на следующий год в России начнется голод, вызванный неурожаем.

Амвросий рассылает своим ученикам множество фотографических снимков, сделанных с иконы по его заказу. Там, где появляется благословленный старцем образ, родится хлеб и отступает засуха. Он составляет особый припев к Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!», сам молится перед этой иконой и тому же учит духовных дочерей своих.

Там, где появляется благословленный старцем образ, родится хлеб и отступает засуха

Святой подвижник хотел создать такой образ Богоматери, через который Она оказывала бы свою милосердную помощь всем обездоленным и голодающим, покровительствовала бы земледельцам и давала надежду на урожай, что было особенно актуально в голодный для Калужской губернии 1890 год.

Преподобный Амвросий Оптинский

Голод лютовал везде, кроме Шамордина и окрестных земель. Рожь неимоверно поднялась в цене. Но запасы, сделанные старцем при жизни, позволили густонаселенной обители безбедно пережить трудные времена. 

В 1892 году, уже после кончины преподобного, чудотворный образ прекратил засуху в Воронежской губернии.

Амвросий назвал новый образ «Спорительница хлебов». Помощница в трудах и заботах о хлебе насущном, Своими молитвами, Своим благословением Она утучняет хлеба, плоды земные на радость и потребу людям: «Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру».

Поводом к написанию иконы, по свидетельству отца Ераста (Вытропского), который был письмоводителем старца, послужил разговор святого с одним жителем северной губернии. Впервые увидев хлебные поля Черноземья, он «поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба». Изумление породило вопрос: «Чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Богоматери?» В беседе с Амвросием Оптинским северянин выразил недоумение, что «в России, стране с развитым земледелием, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов», тогда как «каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе». «Да, такой нет, – сказал старец. – Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать "Спорительница хлебов"».

Версия, основанная на рассказах братии, изложена одесским издателем Ефимом Ивановичем Фесенко, который сотрудничал с Оптиной пустынью, в его письме к настоятелю обители о. Ксенофонту от 14 февраля 1912 года. По словам Фесенко, будучи еще молодым иноком, Амвросий прибыл в Оптину пустынь и, вручив эту икону игумену, просил принять его в число братии. Игумен ответил отказом: «Наша обитель столь бедна, что нуждается в насущном хлебе, и даже часть братии разбрелась, не в состоянии перенести голод. Ты же молод и не будешь мириться с голодом». Юный Амвросий ответил, что готов вместе с братией стойко переносить лишения, но посоветовал молиться подаренному им святому образу с твердой верой в то, что Богоматерь избавит монастырь от нужды. Игумен внял просьбе Амвросия и всю ночь, запершись в келии, молился перед святой иконой. На другой день неизвестный помещик прислал три подводы муки, а через несколько дней – несколько мешков ржи, и с тех пор обитель не имела нужды в хлебе.

В 1892 году подлинную икону «Спорительница хлебов» из Шамординской обители вывезли. Предполагают, что она находится в литовском селе Михнево под Вильнюсом, куда ее принес иеромонах Понтий, которому, по преданию, вскоре после 1917 г. явился старец Амвросий, повелев забрать икону на хранение. Сестры молятся о возвращении святыни в родные пределы. В самой же обители, возрожденной в 1990 году, почитается новый список «Спорительницы хлебов».

Празднование в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», 2011 г. Оптина пустынь

Икона глубока так же, как основная христианская молитва. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – взываем мы к Отцу Небесному, испрашивая духовной и телесной пищи. С любовью распростертые руки Богородицы свидетельствуют, что не только земля, но и Небо распахнуто для всех, кто с надеждой и верой уповает на милость Господню; что ладони Богородительницы щедро отверзают Небесную житницу всем, кто нуждается в пище духовной; они же готовы одарить земными благами тех, кому потребна пища земная. «Гора Божия, Гора тучная, Гора усыренная» (Пс. 67: 16), – приходят на ум слова псалма при виде Богородицы, Которая величественно восседает на облаке, подобном манне небесной или ангельскому хлебу. Низко повисшее облако убеждает зрителя в том, что Матерь Божия близка и доступна, что любая, даже самая тихая наша молитва будет услышана. Ее заступничеством и ходатайством прорастает и семя Христовой правды в душе; а голод духовный утоляется молитвами.

Ладони Богородительницы щедро отверзают Небесную житницу всем, кто нуждается в пище духовной

«Молитесь Матери Божией Спорительница хлебов, – говорил оптинский новомученик инок Трофим, невинно убиенный на Пасху 1993 года, – и никогда не узнаете, что такое голод». Разве не звучат слова эти утешением тем, кто, напуганный стихиями, засухами, летними пожарами, социальной нестабильностью или прочими страшилками, боится голода и неурожая?

При взгляде на передний план кажется, что не тяжелые снопы, насквозь пропитанные солнечным светом, лежат на поле, но сама щедрая десница Божия, готовая прокормить всех нуждающихся, бережно поддерживает мироздание. Небо, нисходящее до земли, и земля, «горé имеющая сердца»…

Вопрос о хлебе был всегда на Руси вопросом духовным

В сытом благополучии, повседневной суете, быстро привыкая к щедрости Отца Небесного, перестаешь ее замечать и в чем-то начинаешь походить на двух генералов из сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, считавших, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Меж тем вопрос о хлебе был всегда на Руси вопросом духовным. Этим образом пронизана вся Библия. Не хватит книги, чтобы процитировать все выдержки из Ветхого и Нового Завета с упоминанием хлеба или зерна. Отношением к хлебу измеряли нравственный уровень человека. Конечно, опыт – лучший учитель, и настоящую цену хлеба познали люди, пережившие голод. Годы войны и бедствий сформировали в людях благоговейное отношение к хлебу как к святыне. Да и важнейшее из таинств, Причастие, неразрывно соединено с этим образом: «Иисус же сказал им: Аз есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6: 35).

Хлеб, вошедший в пословицы и поговорки; хлеб как свидетельство гостеприимства, как символ изобилия и плодородия; хлеб, жито, как синоним слова жизнь…

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить