Храм Всех Святых на Соколе: уникальная русско-грузинская судьба

Возле метро «Сокол» стоит древний и красивый храм, построенный в стиле раннего барокко. Это храм Всех Святых во Всехсвятском. Интересно, что колокольня имеет уклон на 5 градусов, поэтому ее иногда называют московской Пизанской башней. По некоторым версиям, такой необычный уклон объясняется течением вод спрятанной в коллектор речки Таракановки и непосредственной близостью метрополитена.

Изображение из iOS (7).jpg
Фото: hramsokol.ru

– Конечно, уклон куда менее солидный, чем у Пизанской башни, но за ним следят, – рассказывает клирик храма иерей Алексей Авдюшко. – Возможно, при критической ситуации ее придется разобрать и поднять. Сейчас технические возможности велики.

Храм Всех Святых во Всехсвятском был возведен в 1733–1736 годах. Тогда это была территория села Всехсвятского. Село это старинное, оно стояло у древней дороги на Тверь. Еще в 1683 году, когда село, первоначально называвшееся Святые Отцы, являлось вотчиной боярина Ивана Михайловича Милославского, известного в качестве одного из главных инициаторов Стрелецкого бунта, здесь возвели первый каменный храм во имя Всех Святых.

– Стрелецкий бунт произошел годом ранее. Хованского, который был сподвижником Милославского, казнили, а Милославскому удалось сохранить жизнь. Возможно, поэтому и храм получил название в честь всех святых, – рассказывает отец Алексей.

Изображение из iOS (6).jpg
Фото: uldelo.ru

Но со временем храм стал ветшать. Его нынешняя история связана с «пришествием» имеретинских властителей – царя Арчила II и его потомков. В 1711 году владелицей села стала имеретинская царица Дарья Арчиловна. Она и была инициатором строительства храма именно таким, каким мы его знаем сейчас.

В 1733 году в ответ на обращение Дарьи Арчиловны в Петербург Святейшим Правительствующим Синодом был выдан указ о строительстве церкви. Старый храм разобрали. Его временно заместила полотняная церковь во имя Богоявления. К осени 1733 года были построены и освящены оба придела церкви: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В 1736 году освятили и главный алтарь.

Интересно, что в течение ряда лет церковные службы проходили и на церковнославянском, и на грузинском языках.

– Здесь, во Всехсвятском, как и в районе нынешней Большой Грузинской улицы, сложился исторический центр грузинской диаспоры. Представители грузинской диаспоры всегда считали храм «своим». Считают и до сих пор, без энтузиазма воспринимая тот факт, что здесь и до них было древнее церковное место. Тогда обитающие здесь грузины не знали русского. Даже отец бородинского героя Иван Александрович Багратион не говорил на русском языке. Здесь, в России, во Всехсвятском, действовала грузинская типография, где издавалась духовная литература, – продолжает свой рассказ об истории храма иерей Алексей Авдюшко.

Изображение из iOS (5).jpg
Фото: uldelo.ru

В 1798 году в храме Всех Святых были проведены обновления, обустроили иконостас, а на левом клиросе – царское место.

Храм пережил немало испытаний. В 1812 году он претерпел разорение со стороны войска Наполеона. Французы разместили в здании конюшню. Но уже спустя год храм вновь возродился, был освящен основной престол. К 1860 году он обрел позолоченный иконостас.

В 1880-е годы храм расширили – предыдущая постройка не справлялась с интенсивным ростом населения села Всехсвятское. Очередное расширение храм пережил в 1902 году. Его высота увеличилась на 4 метра. В начале XX века при храме была открыта церковно-приходская школа.

– Были убраны пилоны, расширены и фактически выстроены заново приделы. На рубеже XIX–XX веков храм стал высоким и широким, – уточняет отец Алексей.

Конечно, революция не могла обойти храм стороной. К этому времени он уже вошел в черту Москвы. В 1923 году святыню попытались закрыть – фабрике нужно было место для клуба. Но от этого проекта отказались, и церковь стала обновленческой, раскольнической. Это отпугнуло многих прихожан.

– Это была вообще распространенная практика тогда. Храмы специально делали обновленческими, чтобы прихожане отвернулись от них, и их легче было закрыть. К тому моменту, как взорвали Храм Христа Спасителя, он тоже уже был обновленческим.

А в 1939 году храм все-таки закрыли, хотя это был уже раскольнический храм. Тогда же был сожжен иконостас.

Но к 1946 году прихожанам удалось вернуть святыню. Помогла этому Ольга Ивановна Богословская, директор находящегося вблизи санатория «Ромашка» и сподвижница Елизаветы Феодоровны Алапаевской.

Изображение из iOS (4).jpg

В советское время у храма было очень много прихожан. В 1970-х годах его приход был самым большим в Москве. По воспоминаниям очевидцев, в праздник Крещения, когда в храме шла раздача святой воды, очередь за ней тянулась более чем на километр. Надо заметить при этом, что на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных храмов.

В 1970-х годах приход храма был самым большим в Москве

– Я бывал в этом храме с ранних лет, – говорит отец Алексей Авдюшко. – Меня и крестили здесь во младенчестве. Тогда еще не было отдельного крестильного помещения, а сейчас у нас на территории есть даже крестильный храм. Храм Всех Святых обходил по посещаемости даже Патриарший Елоховский собор и храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Еще в 80-е здесь было столько прихожан, что невозможно было из-за тесноты перекреститься. Позже, когда храмы стали возвращать Церкви в начале 90-х, ситуация изменилась. Например, половина района Тушино перестала ездить к нам, когда был открыт храм Преображения Господня возле платформы «Трикотажная». Другой пример: епархии передали храм в Троице-Лыкове в Строгине – ушли прихожане из Строгина, также к оттоку привело открытие усадебного храма в Покровском-Стрешневе. Последний храм долгое время был приписан к нашему. Так постепенно происходило сокращение прихожан. К тому же раньше здесь было и активное трамвайное сообщение, благодаря чему люди легко добирались из ряда районов, но лет 10–15 назад трамвайная линия отдалилась. Нового строительства здесь особенно нет. Конечно, многие продолжали и продолжают ездить по традиции. А прихожан, которые живут здесь, не так много. Остались те, кто были. Интересно, что у нас много «захожан» – наш храм расположен прямо рядом со станцией метро «Сокол», и часто в него заходят те, кто пересаживается здесь с автобуса. Поэтому днем в храме всегда многолюдно. Много и таких, кто начинает здесь свою церковную жизнь, а потом продолжает ее в храмах, более близких к дому.

В 1979 году с колокольни храма впервые после долгого перерыва послышался звон. Интересно, что в этот период храм поменял свой цвет – с желтого на красный. Но в 80-е вернулись в изначальному варианту.

Изображение из iOS (3).jpg
Фото: hramsokol.ru

В 1992 году Храм Всех Святых обрел статус Патриаршего подворья.

– Это изменяет хозяйственную и административную жизнь храма, – поясняет отец Алексей Авдюшко. – Такое понятие, как «двадцатка», актуально для обычного храма. А в храме Патриаршего подворья двадцатки не нужны. Кстати, в советское и позднесоветское время эти «двадцатки» могли сильно осложнять жизнь храма и даже мешать, туда назначали зачастую людей «извне». Гонения проходили не только на уровне репрессий, но и на уровне устройства приходской жизни.

В последние годы в храме произошли и другие перемены: обновились внутренняя живопись и внешний фасад, появились мозаика и куранты на колокольне. На территории возвели двухэтажный приходской дом с воскресной школой и церковной лавкой. В старом же приходском доме разместился крестильный храм. А в 2007 году, после масштабной реставрации, было совершено великое освящение храма, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Все реликвии из прошлого были утрачены.

– Из старого ничего нет, – говорит отец Алексей Авдюшко. – Все, что имеется, относится к послевоенному периоду. Советский, можно сказать, интерьер. Самая старая реликвия – Тихвинская икона Божией Матери в правом приделе, из послевоенных особенно почитается Казанская икона Божией Матери, а также икона Всех Святых. Есть у нас и мощевик с частицами мощей многих святых, особенно Киево-Печерских. Хотелось бы обратить внимание и на новую икону священномученика Иоанна Восторгова, расстрелянного недалеко от нашего храма во время «красного террора» большевиками в 1918 году. Существует несколько версий относительно места расстрела – на Ваганьковском кладбище, в Петровском парке и близ Братского кладбища, расположенного рядом с нами. Там стоит Преображенская кладбищенская часовня нашего прихода. Все-таки, согласно последним изысканиям, это наиболее вероятное место убийства священномученика Иоанна Восторгова. К тому же наш храм ведет активную трезвенную работу, а в перечне деятельности отца Иоанна Восторгова значилось и устройство обществ трезвости. Икона была написана по инициативе участников семейных клубов трезвости нашего храма.

При храме находилось приходское кладбище, где были захоронены многие представители грузинских княжеских родов. Здесь полководец Петр Иванович Багратион установил сохранившееся доныне надгробие своему отцу Ивану Александровичу Багратиону. Но 40 лет назад приходское кладбище было упразднено городскими властями. Часть же крестов и памятных камней была перенесена сюда с территории бывшего Московского городского Братского кладбища в 90-х годах после актов вандализма – и так составился своеобразный мемориал у главного алтаря.

– Территория Братского кладбища была огромной, – рассказывает отец Алексей Авдюшко. – Она включает часть площади, на которой стоит жилой комплекс, Чапаевский парк и нынешний Мемориальный парк героев Первой мировой войны с Преображенской часовней, которая, как я уже рассказывал, относится к нашему приходу. Это единственная часть кладбища, сохранившаяся в статусе мемориальной. Бывший кладбищенский храм стоял на месте жилой застройки, на месте дома № 13 по 2-й Песчаной улице. Фактически часть домов района стоит «на костях». Если проводятся какие-то работы, сразу обнаруживаются гробы. Всего там покоится около 18 тысяч человек. История известная, но знать ее многие не хотят. Сейчас мы поминаем всех героев в нашем храме. Забыть их не получится. Кстати, у первого попечителя кладбища Сергея Васильевича Пучкова, отца основателя службы Скорой помощи, была идея создания храма с музейным комплексом, нечто похожее на то, что сейчас в храме Вооруженных сил. Но проект не состоялся.

Сейчас мы поминаем всех героев в нашем храме. Забыть их не получится

Нынешняя жизнь храма весьма насыщена. Например, для подростков действует дискуссионный клуб. Работают детская и взрослая группы воскресной школы.

– Наша воскресная школа насчитывает 78 детей в возрасте 3–18 лет, – рассказывает клирик храма иерей Алексей Авдюшко. – 20 человек получают образование во взрослой церковной школе. Отдельно работает церковно-певческая группа, насчитывающая 15 человек. Популярностью пользуются и курсы новогреческого и церковнославянского языков.

Изображение из iOS (2).jpg
Фото: hramsokol.ru

Но не образовательной деятельностью единой. При храме действует и крупная молодежная группа «Лествица» под руководством иерея Павла Соломатина.

Ребята вместе изучают Писание, помогают нуждающимся и храмам, совершают паломнические поездки, организовывают праздники и творческие вечера, ставят спектакли. Вместе они занимаются спортом, ходят на выставки, в кино и театр, ездят на шашлыки.

– У них весьма интенсивная жизнь, – говорит отец Алексей Авдюшко. – Не так давно сопровождал их в поездку в Санкт-Петербург, оперативно собралось 50 человек. У группы более 3,5 тысяч подписчиков в Инстаграме. Нередко бывает, что юноша и девушка, познакомившись в группе, создают семью.

Храмом ведется и большая благотворительная работа: оказывается помощь многодетным семьям, неимущим и престарелым, людям с ограниченными возможностями и ветеранам, священнослужителям, вышедшим на покой, или их семьям. На территории храма есть пункт приема и выдачи вещей. Часть вещей отправляется в несколько региональных храмов. Особое направление деятельности – группа поддержки заключенных. Заключенных дистанционно обучают основам православной веры, отправляют им посылки с духовной литературой, печеньем, сгущенкой, необходимыми вещами. Ведется и активное сотрудничество с отделением Всероссийского общества слепых «Сокол».

Изображение из iOS (1).jpg
Фото: hramsokol.ru

Также при храме действуют четыре семейных клуба трезвости, помогающие зависимым и их родственникам бороться с тяжелым недугом. Здесь проводится множество мероприятий, лекций, обсуждений. Встречи проходят еженедельно.

Екатерина Щеглова 26 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить