Неделя святых отец. Иконография предков Христа по плоти

Святыми отцами мы обычно называем учителей Церкви, и даже есть иконы XVI–XVII столетий с изображением новозаветных святителей с кодексами Евангелий в руках, подписанные таким образом: «Неделя святых отец».

1 (30).jpg
Фрагмент фрески «Древо Иессеево» в монастыре Высокие Дечаны. Сербия, XIV в.

Неделя святых отец перед Рождеством Христовым посвящена праведникам, из рода которых произошел Спаситель. Их праведность заключалась в том, что они с надеждой ожидали спасения и пришествия Мессии. Согласно библейской истории, самые почитаемые из этих «святых отец» следующие: Исаак, Иаков, цари Давид и Соломон, Иосиф – муж Марии, «от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1: 16).

В гимнографии Недели святых отец и предшествующей ей – святых праотец – величаются в целом одни и те же ветхозаветные праведники, начиная с Адама: Авель, Сиф, Ной, Сим, Авраам, Моисей и другие. В песнопениях той и другой Недели они именуются «праотцами» и «отцами» – эти именования употребляются в качестве синонимов. Кроме того, самая известная икона «Древо Иессеево», которая прославляет предков Христа по плоти, может включать изображения других ветхозаветных персонажей – пророков Илии, Елисея, Гедеона.

В песнопениях богослужебной Недели святых отец делается акцент на прославлении Авраама, Исаака и Иакова. Поются тропарь и кондак праздника, в котором упоминаются пророк Даниил и отроки «в пещи». Все они большую часть жизни провели в Вавилонском плену: Даниил показал свою мудрость, разгадывая сны царю, а отроки, брошенные в печь за отказ поклониться идолу, исповедали Бога. Отрокам и пророку Даниилу, который был из колена Иудина (а о Христе в Откровении святого апостола Иоанна Богослова говорится: «Лев из колена Иудина» (Откр. 5: 5)), положена память Рождественским постом 30 декабря, и она близка по времени к Неделе отцов.

Праведность отцов заключалась в том, что они с надеждой ожидали спасения и пришествия Мессии

Самое распространенное место изображения родословия Христа – лицевые Евангелия как иллюстрации соответствующего евангельского текста. В высоких иконостасах иногда помещается так называемый «Праотеческий ряд» с соответствующими иконами. В системе росписи византийских и русских храмов пророки, в числе которых предки Иисуса Христа, Давид и Соломон, изображаются в барабане купола, на столпах. Наконец, в церковном искусстве сложилась особая композиция, изображающая предков Иисуса Христа в виде живописного родословного древа – это так называемое «Древо Иессеево».

«Древо Иессеево» получило широкое распространение. Литературными источниками изображения являются библейские тексты и гимнография. В Апокалипсисе Иисус называет Себя «корень и потомок Давида» (Откр. 22: 16). Апостол Матфей в первой главе своего Евангелия приводит родословие Иисуса Христа, и вслед за родословной идет повествование о том, что Мария зачала Сына, имея «во чреве от Духа Святого» (см.: Мф. 1: 18), а ангел обращается к праведному Иосифу с этой вестью, называя его «сын Давидов» (Мф. 1: 20). И в воскресный день на литургии читается «Книга родства», родословная, где перечисляются праотцы, вплоть до Иосифа.

2 (31).jpg
Икона «Древо Иессеево»

В Новом Завете исполняются пророчества Исаии об отрасли «от корня Иессева» (Ис 11: 1). Святитель Николай Сербский (Велимирович) объясняет: «Отрасль от рода Иессеева знаменует собой телесное происхождение Господа от Девы Марии, ибо Она была потомком Иессея и Давида». И в соответствии с этим представлением в композицию иконы иногда вводится Богоматерь в вершине дерева. А Иессей изображен сидящим на горе у его корня, разрастающегося и разделяющегося на несколько ветвей. В завитках – медальоны, в которых по пояс группами изображены предки Христа по плоти. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота XIII столетия, в рекомендации о том, кого и как изображать, упомянуты «еврейские цари от Давида до Христа: первый Давид с арфой, выше его Соломон с книгой закрытой, выше Соломона прочие цари по порядку».

В Евангелии упомянуты 42 поколения «по человечеству» Иисуса Христа. В византийском искусстве изображения «Древа Иессеева» известны с IX–XI веков. Художник Феофан Грек создал для Благовещенского собора Московского Кремля композицию «Древо Иессеево», названную по имени предка Христа – Иессея, а в XVI веке эта несохранившаяся фреска была повторена; она показывает нам обширный цикл, представляющий 14 ветхозаветных царей и пророков.

Тема «Древа Иессеева» складывалась и получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. А развитие иконографии шло по пути постепенного увеличения числа праотцев и даже введением в композицию других сюжетов. Таким образом, к XIII веку в монументальном искусстве этот сложившийся сюжет был представлен изводом, который включал изображения уже 32 предков Христа. Он полюбился и стал воспроизводиться, например, на фресках афонских обителей XVI века. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида (Иессей – отец Давида), также могут изображаться 12 сыновей Иакова и даже «Лествица Иакова». Отец Иаков видел в сонном видении таинственную Лествицу, по которой восходили и нисходили ангелы, и он слышал голос с неба: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28: 13).

Некоторые предки Христа известны только по именам. Многие из них упомянуты несколько раз в книгах Ветхого Завета: родословная была очень важна для богоизбранного народа, которому был обещан долгожданный Мессия. Так, неоднократно упомянут Фарес – сын Иуды от Фамари. Во время родов Фамари он оттеснил во чреве матери своего брата-близнеца и вышел первым. Его потомство считалось многочисленным, вследствие чего в книге Руфи появилось благословение на род быть таким же славным и многочисленным, как и род Фареса.

3 (23).jpg
Ю. Ш. фон Карольсфельд «Руфь на поле Вооза». 1828 г.

Особое место в сонме праведных отцов занимает царь Давид, о котором сохранилось множество историй: о его смелости – он победил великана, будучи пастухом, о его смирении – он спасался от преследований царя Саула. Но самое замечательное качество царя Давида – вера в Спасителя. И хотя всем древним преобразованиям пришел конец, и Христос воплотился, но вера пророка и праотца Давида по-прежнему выглядит исключительной.

Прежде живших праведников царь Давид также непрестанно прославляет: «Все семя Иакова! прославь Его», – восклицал царь Давид (Пс. 21: 24)! Давид изображается в пророческом ряду иконостаса потому, что этот чин был после Деисуса и праздничного самым распространенным, а праотеческий ряд (в котором, так или иначе, изображались предки Христа по плоти), наоборот, нечастым явлением. Царь Давид узнаваем благодаря сложившейся иконографии: венцу на голове, плотной кудреватой прическе, алым одеяниям с золотой фибулой на плече. А надписи на свитках, которые держит царь Давид, необычайно разнообразны.

Самое замечательное качество царя Давида – вера в Спасителя

Вообще, отцы и праотцы, как правило, не имеют особых атрибутов в своих руках, но узнаваемы по «личному», характерному исполнению лика. Они также могут держать в руках развернутые свитки, тексты которых будут раскрывать характер их служения.

Справочник иконописцев под авторством В. В. Филатова и Ю. Б. Камчатнова приводит целых четыре разных текста, которые пишутся в свитке Фареса, что указывает на то, что его иконография нередка, например: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс 112: 2).

Интересен вариант надписи на свитке Иосифа Прекрасного, одного из двенадцати братьев-патриархов. Предком Христа был Иуда, вышеупомянутый брат его, и в свитке значится: «Сохраните заповеди Господни и чтите Иуду».

У праотца Исаака на свитке может быть написано: «Возведен бысть на заколение», «Почиет благословение Господне на главе».

Положение лежащего Иессея иногда повторяет позу спящего Адама в сюжете о сотворении жены. При этом сон Адама, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, был «прообразом происшедшей по воле Отца смерти… последнего Адама», то есть является указанием на Иисуса Христа.

4 (18).jpg
Сотворение Евы. Византийская мозаика XII в. Собор Монреале, Палермо

В Государственной Третьяковской галерее большой образ XVII столетия с древом Иессеевым, составленным таким образом, что ряды отцов, предков Христа, располагаются на поле иконы рядами, как на Минейной иконе. Ветви дерева почти не «читаются»: их уплощенные завитки служат обрамлением для изображения того или иного святого. Таким образом, создатели иконы стремились создать моленный образ, напоминающий иконы «Всех святых», где праведники изображены регистрами.

На других, поздних иконах, святые изображены в картушах, как в рамах, которые придают им сходство с портретами.

По мнению современных исследователей русской иконы, у человека есть жажда иконописного образа, и такая иконография возникла как идея воплотить евангельский текст, проиллюстрировать родословную Христа, побогословствовать на эту тему.

Моисеев закон напоминал о том, что изображения запрещены, поскольку образ Бога скрыт от человека. Но при воплощении Бог проявил Себя. И в иконах родословия Христа появилась тема Его воплощения: посреди отцов в ветвях дерева изображается Христос, Богородица и иногда композиция Рождества Христова.

Исследователи богослужебных текстов Недели праотцев и Недели святых замечали, что их темы немного сливаются, но тем выразительнее звучит в конце поста тема их общего служения – это ожидание Христа!

Жанна Курбатова 30 декабря 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить