Родословие Христа: от грешников до праведников +Аудио

Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

1 (1).jpeg

Родословие Христа: от грешников до праведников. Проповедь игумена Павла (Полукова). (Продолжительность 00:15:01 мин, размер 13,7 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы с вами, братья и сестры, в этот воскресный день уже стоим в преддверии Рождества Христова. Об этом говорит читаемое сегодня Евангелие, вторая часть которого начинается словами: «Рождество Иисуса Христа было так» (Мф. 1: 18), – и далее описываются события Рождества Христова.

Этот период подготовки к Рождеству в том числе связан с оглашением людей, которые готовились принять Крещение. Им всем была важна родословная Иисуса Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея и с которой начинается сегодняшнее Евангелие. Перечисление имен предков Христа достаточно долгое, иногда кажущееся утомительным, потому что иногда человек не понимает, для чего упоминаются люди, жившие многие сотни и даже тысячи лет назад. Но нужно понимать, что проповедь о пришедшем Спасителе, о Мессии была предназначена для иудеев. По мнению исследователей, апостол и евангелист Матфей писал свое Евангелие в первую очередь для иудеев, которые знали Священное Писание Ветхого Завета, знали имена пророков, подвижников, знали обетования, знали пророчества о грядущем Мессии. И для людей того времени очень важно было родословие. Оно было для них своего рода паспортом, удостоверением личности.

Родословие было своего рода паспортом, удостоверением личности

Кто такой Иисус Христос? Ведь многие, когда видели какие-то Его чудеса, говорили: «Не сын ли Он Марии, не сын ли Он плотника Иосифа, которого мы знаем, с братьями и сестрами которого мы знакомы?» Люди удивлялись, откуда такая благодать у этого Человека? Человека, Которого знали с детства. И здесь апостол Матфей как раз приводит родословную, которая была важна для людей того времени и которая как на главные свои составные части опирается на Авраама и Давида. По пророчествам Мессия должен был быть потомком Авраама – отца множества верующих, и царского рода – рода Давидова.

2 (32).jpg

А мы, к сожалению, часто бываем Иванами, не помнящими родства. Но до революции в нашей стране, особенно людям дворянского происхождения, тем, кто вел свой род от Рюрика, было важно помнить предков. Важно это и для многих восточных народов. На Кавказе люди стараются знать своих предков минимум до седьмого-восьмого колена, а большинство знают и больше. Мы были этого частично лишены, потому что в советский период было стыдно, например, признаться, что у тебя дедушка священник или что твои предки были дворянами. Тогда лучше было быть потомком рабочих и колхозников, хотя в этом ничего плохого, естественно, нет. Плохо то, что скрывали, отрекались и забывали.

Каждый верующий человек должен знать свою генеалогию. Для чего? Многих из нас Господь привел в храм из нецерковной среды, и мы должны молиться о наших предках. Но начинаешь узнавать у родственников, как звали прабабушку, а они уже не помнят. А ведь как здорово было бы поименно всех перечислять, за них молиться, и они бы там радовались, что через 100, 120, 150 лет есть человек, который за них молится.

Каждый верующий должен знать свою генеалогию, чтобы молиться о своих предках

Какое значение имеет для нас родословие Иисуса Христа? Вроде бы мы знаем, что Христос пришел в мир более 2000 лет назад, многие святые просияли. Но для чего это знать нам с вами? Евангелие всегда должно быть назидательным, и в этом перечне имен предков Христа мы, во-первых, с удивлением видим, что среди Его предков есть не только праведники, а такие известные люди, как Давид или Соломон, которые в своей жизни согрешали. Царь Давид приказал умертвить военачальника Урию, потому что захотел его жену. Мы знаем пример Соломона, который несмотря на свою мудрость, строительство храма, процветание государства, при этом окружал себя большим количеством наложниц. В этом перечне есть люди, которые хоть, может быть, и боролись, но не всегда справлялись со своими страстями.

Четырех женщин, которые упомянуты в этом родословии: Фамарь, Рахав, Руфь, прикровенно Вирсавия, фактически всех мы можем назвать грешными женщинами. Действительно, одна из них была блудницей, другая была моавитянкой, то есть язычницей, Фамарь была виновна в кровосмешении со своим тестем. Даже святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на Евангелие от Матфея как бы обращается к апостолу, спрашивая: «Зачем ты поместил историю о Фамари? Ее надо было утаить, ведь она грешница, она кровосмесительница, и Спаситель наш недостоин таких предков». И он же от лица Матфея отвечает: «Именно потому и говорим мы об этом, что Господь пришел спасти всех, что в Его жилах по человечеству течет кровь всех: и святых, и грешных, и праведных, и неправедных, и людей славных, и людей не славных. И проливая эту кровь, Он пролил ее за всех, за всех нас». Для нас это большая, огромная надежда.

Господь пришел спасти всех. В Его жилах течет кровь всех: и святых, и грешных

Авраам – отец множества верующих. Так называемые монотеистические религии: христианство, иудаизм, ислам называют авраамическими. Какой пример дает нам Авраам? Представляете, в 75 лет человеку Господь сказал: «Иди в землю Ханаанскую». Что значит «иди»? По сути, это такой приказ: «Иди туда, не знаю куда» со множеством народа. И Авраам пошел. Затем Господь, давая откровенно старому человеку обетование, видя его боль, что нет у него детей, говорит, что будет у него потомства, как песка морского. В другой раз говорит, что будет у него потомства, как звезд на небе, и Авраам верит этому. И в Библии написано, что эта вера вменяется ему в праведность. В его 100 лет происходит исполнение обетования, действительно великое чудо – у 90-летней Сарры и 100-летнего Авраама рождается сын. Он подрастает, и Господь говорит Аврааму: «Принеси его в жертву. Принеси его на гору, положи на жертвенник и заколи». Это очень трудно, страшно и невозможно представить ни отцу, ни матери. Но после таких обетований Авраам выказывает готовность сделать это, и в последний момент ангел останавливает его руку.

3 (24).jpg

Часто у современных христиан случается уныние от того, что человек чего-то просит и не получает. Мы чего-то хотим, надеемся, но Бог этого нам не дает. У людей, не очень верующих, бывает обида на Бога, бывает разочарование. Такие, знаете, отношения, как между заказчиком и подрядчиком – заказчик заказал, а подрядчик должен сделать, и если не сделает, то ищет другого или неустойку платит. Такие отношения с Богом не работают. Но вместе с тем, когда подступает уныние, мы могли бы вспомнить Авраама и помолиться ему, чтобы он дал нам терпение и укрепил в нас веру.

Еще один момент, братья и сестры. Конечно, мы чтим этих людей, несмотря на их, скажем, не всегда праведный образ жизни, за одну очень важную вещь – они пронесли через свою жизнь и через жизнь поколений веру в Бога, веру в единого Бога, и они ждали пришествия в мир Спасителя. Эти люди жили в то время, когда вокруг них были могущественные империи, и не такие уж темные, как мы думаем. Попробуйте сейчас построить египетские пирамиды не из современных материалов, а из природных, пусть даже с использованием современной техники. Небоскреб можно построить, пирамиду нет – это говорят ученые. И в этом окружении они сохраняли веру, они пронесли ее в ожидании Рождества Христова, пришествия в мир Спасителя.

Наша задача – вспоминая предков Христа, пронести веру через всю жизнь

Нам тоже сложно нести нашу веру. И нас очень часто окружает фактически язычество – такие же языческие империи вокруг, несмотря на храмы, на купола, на приверженность многих христианству. Вокруг нас порой откровенно беснующееся язычество. И наша с вами задача – вспоминая этих людей, пронести веру через всю жизнь, сохранить ее, и тогда получается, что мы не зря сегодня, может быть, несколько мучительно слушали перечень имен этих людей.

Сегодняшнее воскресенье приходится на 31 декабря, конец года. Один современный проповедник на вопрос: «Как же провести Новый год?», – дает замечательный ответ: «Проведите его в меру своих духовных потребностей». Если у кого-то есть потребность побыть на Литургии, для чего есть все возможности, – побудьте на Литургии. У кого потребность помолиться – помолитесь. У кого потребность встретить этот праздник с очень близкими для вас людьми – встретьте. У кого-то, может, есть потребность поднять бокал шампанского – тоже неплохо, но просто будем знать, что это не духовная, а душевно-телесная потребность. И вот так каждый ответит на свой вопрос.

Спаси Господи! Аминь!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить