«Всё надо делать со смыслом»

Памяти Константина Ефимовича Скурата

О глубоко почитаемом в нашей Церкви учителе нескольких поколений нынешних иерархов и священнослужителей, заслуженном профессоре Московской духовной академии, в которой он преподавал без малого 70 лет, – о Константине Ефимовиче Скурате вспоминает его племянник настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов.

Тепло единодушного круга общения

Семья дяди Кости и тети Маши, родной сестры нашей мамы, всегда нам была очень близка. Тетя Маша хлопотала о том, чтобы все праздники мы проводили вместе: церковные, а также семейные – дни Ангела, дни рождения. Даже если не удавалось выбраться в гости, обязательно старались как-то все равно поздравить друг друга. Но и встречи были достаточно частыми – нашим мамам было важно, чтобы дети верующих семей вместе больше общались. Все-таки обстановка тогда в обществе была нецерковной, а зачастую и антицерковной. Поэтому в те времена особо хранили тепло единодушного круга общения. 

Изображение из iOS (1).jpg

Незыблемой, например, у нас была традиция приезжать друг к другу на Прощеное воскресенье. На столе всегда были блины, это было очень задушевное родственное чаепитие, когда за столом собирались все – и взрослые, и детвора. А потом, уже разъезжаясь по домам, мы все – в том числе и родители у нас, у детей, – испрашивали друг у друга прощения, кланялись  в ноги и троекратно целовались.

Еще с детства помню, что дядя Костя всегда старался говорить всё с таким добрым юмором, с шуткой. Мог найти общий язык даже с детьми. Иногда отцы не знают, как себя вести с малыми, – это, мол, период маминой ответственности. А он уже с самого детства мог общаться с человечком как с личностью. 

Много дарил книг – часто скорее на вырост. Хотя и к детскому чтению приобщал – например, помню, мы именно у его детей в обороте впервые увидели книжку одного англоязычного ветеринара, где он очень интересно рассказывал о животных, его имя я сейчас уже не назову, но помню, что в оригинале книга называлась «The Lord God Made Them All» дословно «Господь Бог создал их всех», а у нас ее тогда перевели «И все они создания природы». Все эти тонкости и разночтения с нами, с детьми, уже обсуждали.

Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1: 47)

Всё у дяди Кости всегда было четко, определенно. Это человек без второго дна, без какой-либо хитрости. Его слово было очень весомым именно потому, что в нем не было этой постоянной двойственности, несовпадения: говорю так, думаю иначе, поступаю вообще не пойми как, потому что оглядываюсь на чье-то мнение, чего-то боюсь или ищу выгод и т.д. Нет, он был невероятно цельный, прямой в своих суждениях и поступках человек. Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1: 47).

Изображение из iOS (2).jpg

Кстати, еще в юности он как-то вернулся с учебы к себе на родину и вдруг понял, что за время его отсутствия трех священников посадили… Один из них умер в заточении, второго сломали так, что он даже боялся потом в церковь заходить… И ведь нелепо всех этих пастырей из маленького далекого городка Западной Белоруссии обвиняли в том, что они «хотели убить Сталина». И вот дядя Костя был тогда потрясен, что человека, оказывается, можно сломать.

Правда, третий из этих священников, выйдя из заключения, продолжил служение. Возможно, его пример укрепил в исповедничестве и дядю Костю, – он всегда открыто говорил то, что считал нужным, действовал непредвзято, не подстраиваясь ни под какую конъюнктуру, ни под чьи мнения.

Он всегда был человеком большой внутренней свободы и независимости и ценил эти качества в других

Он всегда был человеком большой внутренней свободы и независимости и ценил эти качества в других. Ни над кем никогда не пытался доминировать или навязывать кому-то свои взгляды. Ничего такого даже представить себе нельзя. При всей его учености это был необычайно скромный, даже кроткий человек. С ним было невероятно легко в общении. Даже как-то радостно, весело.

Очищенная от всего наносного простота существования

Хотя в отношении детей он и мог проявить в воспитательных целях строгость, но он и замечания делал с каким-то подчеркнутым уважением, сдержанно. Ничего лишнего – никакой страсти никогда не давал ходу. У него было потрясающее чувство меры во всем. Такая очищенная от всего наносного простота существования. Именно это, наверно, и позволяло столько всего успевать сделать.  

Он, кстати, всегда много работал и не только интеллектуально, но и физически: строил на даче дом, мастерил то и дело что-то, за чем-то ухаживал. Такой был очень рачительный и в быту, хозяйственный: всё замечал, как-то облагораживал. В этом они с тетей Машей были очень похожи. Она даже разговаривать с гостями просто так не могла. «Не люблю, – говорила, – когда руки находятся без дела», – и параллельно занималась постоянно каким-то рукоделием. Они так и остались в памяти как образец тружеников.

Изображение из iOS (3).jpg

Вот как Адаму было заповедано в раю – возделывать и хранить рай (см.: Быт. 2: 15), и Ева была ему дана в этом в помощницы, – вот так и они жили. Все у них всегда было вовремя, по распорядку – то есть не только физическое пространство было упорядочено, но и сам уклад жизни отличался какой-то размеренностью, продуманностью.

И всегда четко были расставлены приоритеты. Дядя Костя, например, знал, во сколько ему надо быть в Лавре, чтобы до занятий обязательно спокойно зайти поклониться преподобному Сергию. Причем он как заслуженный профессор мог бы беспрепятственно пройти и без очереди, но он стоял вместе со всеми, молился. Не любил на себя обращать внимание, выгадывать для себя какие-то преимущества. У него вся жизнь была такая – без рывков, отклонений, без нарушения установленных правил.

Когда слово не расходится с делом

Хотя вот у нас папа из старообрядческого рода, и у нас в семье очень важны были традиции: вот так и никак иначе, что написано – всё надо выполнить. Дядя Костя ко всему как-то, с одной стороны, попроще, а с другой – порациональнее подходил. По крайней мере, ему всегда было важно понять: если это делается так, то почему это и почему так? У него вообще это был один из девизов жизни: «Всё надо делать со смыслом». Он во всё вникал, по каждому из вопросов имел свое суждение. Мог всё всегда объяснить.  

Особенно ему важно было, чтобы при богослужении и верующие в храме понимали, что в какой момент Литургии происходит, и тем более чтобы служащие каждое малейшее движение совершали осмысленно, прочувствованно. Он, например, говорил мне, когда меня только рукоположили, что диакон, приступая к возглашению Символа веры, обязательно должен осенить себя крестным знамением – это тоже важнейший момент в нашем исповедании веры. Точно так же,  произнося: «…Силою Честнаго и Животворящего Креста», – непременно надо перекреститься. То есть у него слово не расходилось с делом, и именно так он это проживал и во время богослужения.

Человек долга

Хотя это требует от христианина постоянно напряжения воли, дисциплины, преодоления себя. Как говорил служивший в Покровском храме в Акулово до моего папы, отца Валериана, протоиерей Сергий Орлов (в постриге – иеромонах Серафим): «А для спасения-то нужен подвиг». Обычно у людей на всё отговорки: там не успели, то упустили, это «не вычитали». А дядя Костя всё методично исполнял без каких-либо скидок на то, что он вообще профессор и занят он важным даже в общецерковном плане трудом, и ему не до этих формальностей. 

Изображение из iOS (4).jpg

Нет, он был человеком долга. Не давал себе никаких поблажек. Хотя к другим, надо отметить, был снисходителен. Требовал только с себя. Пока еще только были силы, за всё брался сам. Он бы, наверно, и не смог столько всего в жизни успеть, как не смог бы и так успешно доходчиво преподавать, не будь он таким обязательным. Он всё как-то умел доводить до логического, как говорят, разрешения. Или вот еще есть выражение: всё доводить до ума – это про него.

У него у самого в обиходе всё так всегда было ясно осмыслено, распланировано, организовано. Помню, когда он мне показывал свое рабочее место, то обратил внимание: «Вот здесь полка, с которой я работаю», – то есть рядом с письменным столом у него располагалась полка, на которую были собраны все те книги, которые он в данный момент штудировал. Возможно, они были и расставлены в какой-то определенной последовательности.

Гармония, приобщиться к которой – счастье

А работал он очень скрупулезно. Вручную всё конспектировал, перелопачивал десятки томов тех же писем святителя Филарета (Дроздова), святого праведного Иоанна Кронштадтского и других. Как-то шутил, что пытался было привить кому-то из студентов свой метод работы, но таких подвижников уже, видимо, не нашлось.

Только с годами приходит осознание, что для большинства, по крайней мере, духовенства нашей Церкви, он прежде всего педагог, ученый

По-моему, у него книги выходили вплоть до сентября этого года. Еще и не всё издано. Хотя и опубликованного – десятки томов. Его перу принадлежат и ставшие уже хрестоматийными учебники – например, по истории Поместных Церквей. Мы-то с детства его по-родственному привыкли воспринимать как дядю Костю, только с годами уже приходит осознание, что для большинства, по крайней мере, духовенства нашей Церкви, он прежде всего педагог, ученый.

Вместе с тетей Машей они очень-очень со многими были знакомы, общались не только внутри нашей Церкви, но и со многими даже иерархами, а то и патриархами других поместных Церквей. Поскольку я являюсь настоятелем храма грузинской диаспоры в Москве, про их близкое общение, по крайней мере, с Грузинским Патриархом Илией II, я точно знаю.

К ним часто приезжали гости. Тетя Маша всех очень радушно встречала. У них в доме всегда и внешне, и внутренне во всем ощущалась гармония, приобщиться к которой уже счастье.

Выстраданная вера: не сдвинешь!

Помню, как дядя Костя переживал, когда тетя Маша умерла. Раньше они всюду рядом под ручку ходили. Вместе бывали и на богослужениях – стояли всегда где-то в стороночке, молились. Потом уже дядю Костю, когда он остался один, стали приглашать в алтарь. 

Изображение из iOS (5).jpg
Вообще он всегда всё, как настоящий христианин, делал тихо, спокойно, незаметно. Без надрыва. Никому ничего не выказывая. Господь Сам всё знает. Его жизнь нельзя назвать безоблачной. Как у любого христианина (см.: Тим. 3: 12), у дяди Кости было много испытаний, волнений. Но он просто всё обращал в молитву, во всех этих перипетиях не оборачивался в поисках виноватых, не осуждал, не роптал, а молился. Трудности его даже укрепляли в вере.

В нем совершенно не было никакого ехидства, злопомнения. В отношении дяди Кости того, чтобы он мог кого-то обидеть или как-то даже просто задеть, такого вообще невозможно представить. Это уже была какая-то такая внутренняя чистота, беспафосность, что я даже не знаю, кто бы к нему мог иметь какие претензии?

То, что он был требовательным в отношении честности, соответствия правде, в том числе в научных, учебных трудах, – но это же естественно. Как этого можно не понимать? У него самого была такая выстраданная вера, что называется, не сдвинешь! Такое у него твердое взвешенное было отношение ко всему в жизни. Может быть, это само по себе кого-то могло обличать…

Для меня лично дядя Костя всегда был примером христианского совершенства.

В Лавре навсегда

Позже мы приобрели дачу в Хотькове и оказались уже не так далеко от дома Константина Ефимовича в Абрамцево. Старались его навещать. Слава Богу, и в этом году в августе повидались. Дядя Костя тогда уже не знал, сможет ли он по состоянию здоровья вернуться после летних каникул в Академию, продолжить свои преподавательские труды. Но все-таки он учил студентов буквально до последних дней перед своей кончиной.

Последний экзамен он принял в минувшую субботу – 11 декабря. Ему уже во время самого занятия стало плохо – видимо, сердце прихватило. Но он, как-то пересиливая себя, довел лекцию до конца, проставил все оценки, даже дал задание на следующее полугодие. Потом еле-еле дошел до профессорской, туда ему уже вызвали врача, дали какое-то лекарство. Ему стало полегче, так он тут же сказал: 

– А как бы хорошо, если я бы прямо в профессорской умер. 

После еще попросил священника приехать домой, причастить его. Очень долго исповедовался. Когда врачи потом все же стали настаивать на том, что его надо положить в больницу, попросил «Скорую помощь» заехать в Лавру, чтобы он мог проститься с Преподобным. Редко когда машины допускаются на соборную лаврскую площадь, но тут было сделано исключение, и «Скорая» подъехала прямо к алтарной части Троицкого собора – туда, где за стеной почивают мощи преподобного Сергия. Очевидцы рассказывают, что врач, распахнув дверцу, сказал:

– Вам нельзя вставать, прощайтесь лежа с мощами Преподобного…

«Скорая» подъехала прямо к алтарной части Троицкого собора – туда, где за стеной почивают мощи преподобного Сергия

А теперь уже дядя Костя будет и упокоен в Лавре своего любимого Аввы. Царствие Небесное! Там он уже встретится со своей дорогой матушкой Машей, с отцом Кириллом (Павловым), со многими другими любимыми. Надеемся, что и нас они будут поминать в своих молитвах.


Записала Ольга Орлова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить