Пастырские встречи. О вере, храме и грехах

Как правильно понять достаточно сложные для толкования евангельские эпизоды? Как бороться со страстями и повторяющимися из раза в раз грехами? Как помочь внукам прийти в храм и всей душой, всем сердцем полюбить Господа? С этими вопросами идут к батюшке. Он поможет, подскажет, задаст правильный вектор. На Пастырской встрече в кафе «Несвятые святые» иеромонах Филарет (Трунин) старался помочь каждому, кто к нему обращался. Вот какая беседа получилась. 

Андрей Рублёв (1360 - 1430)
Святой Иоанн Креститель
Почему Иоанн Креститель больший среди рожденных женами, но меньший в Царствии Небесном (см. Мф. 11: 11)?

– Иоанн Креститель пришел первым, его признали. Его признал Христос и крестился от него. Это такой совершенный человек. Мы считаем его первым монахом, нашим покровителем. Меньший в Царствии Небесном – это, наверное, все-таки гипербола. 

Вопрос по притче о мытаре и фарисее. Когда Господь ее заканчивает, Он говорит, что мытарь ушел более оправданным, чем фарисей (См. Лк. 18: 14). Ведь Господь не просто так употребляет слово «более»? Это подразумевает, что фарисей тоже в какой-то степени спасается?

– Благочестивой жизнью он спасается. В Евангелии что написано? Что на небе больше радости о кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках (См. Лк. 15: 7), праведность же не умаляется. Всё Евангелие пропитано этим. В притче о блудном сыне, например, второй сын отцу не менее мил, но как отец радуется, когда блудный сын вернулся. И слава Богу, что отец дожил до его возвращения. А что было бы, если бы отец умер до прихода сына? Как бы принял его брат? Конечно, не так, как отец. Поэтому, дай Бог, чтобы любое грешное состояние кончалось как можно быстрее.

Как же гонитель христианства Савл стал апостолом Павлом? 

– Это больше обретение веры. А обретается она разными путями. И явление Христа Савлу – это я могу только к чудесам отнести. Как Савл стал Павлом – это чудо. В христианстве было такое, когда из гонителей превращались в проповедников: это и Ангар, Турок, который стоял в храме Воскресения, когда колонна треснула от молнии, после чего он исповедовал Христа. Были такие случаи. 

Как бороться с гневом?

– Это такой насущный вопрос, ведь рано или поздно мы все с этим недугом встречаемся. 

Как мне кажется, есть два типа гнева: праведный и неправедный. Праведный – это когда по делу, если человек чего-то не понимает, делает как-то не так, всё портит, всё ломает. Надо призвать человека к ответственности. А неправедный гнев, насколько возможно, надо в себе самом усмирять – это моя точка зрения. 

Если своего ближнего призываешь к чему-то, а он не понимает?

– Есть две категории: ближние и дальние. На дальних можно не обратить внимания, а ближних нужно призвать к ответственности.

Если говоришь сыну: «Так не должно делать», а в итоге понимаешь, что это только расслабляет? 

– У сына два возраста: внушаемый и уже не внушаемый. Тут нужно отнестись к нему как к взрослому человеку, который тоже имеет свое соображение, воображение, решение, оставляет все, как есть. 

И не учится он ничему.

– К сожалению, чему вы научили, с этим он и остался. Каждый учит своих детей, вы учили своих детей, они будут учить своих детей. Я тоже сталкиваюсь с этой ситуацией, когда дедушки с бабушками говорят, что их дети плохо воспитывают своих детей. Вам надо смириться с этой ситуацией. Вы за своих детей отвечаете, а они – за своих. 

Но за внуков молиться можно? 

– Нужно. 

Под гневом подразумевается вспыльчивость или что-то другое?

– Гнев – это как гроза во время дождя. Бах, и всё. 

Внуку 9 лет. Не всегда мы можем пойти в церковь, иногда он говорит: «Не хочу». Как сделать так, чтобы у него было желание?

– Пусть поход в церковь будет праздником для него. Не унылой обязанностью. Можно так сказать: «Мы сейчас в церковь сходим, а потом пойдем на ВДНХ». Делайте праздник из похода в церковь.

Делайте праздник из похода в церковь

Как правильно исповедоваться? Некоторые просто называют свои грехи, а кто-то еще их и раскрывает.

– Да, как начинают раскрывать по седьмой заповеди, и не знаешь, куда прятаться.

И так, и так правильно. Можно тезисно, можно излить душу. Один мне исповедовал так: «В 7:30 я встал, сделал то-то. В 8 я лег. В 9 я проснулся, сделал это и это», – это тяжелая исповедь была. Лучше тезисно. 

А если не знаешь, как всё тезисно перечислить?

– Что вас больше всего беспокоит, на то и особое внимание. Как правило, грех не один. Я это называю «дамский список» и «джентльменский список» в количестве 10-15 грехов. А всё, что больше беспокоит, на это обратить большее внимание. 

Нужно ли мысли исповедовать?

– Нет. Мысли бегут туда, мысли бегут сюда – это у нас будет три тетрадных листа исписано мыслями. 

А если они тебя как-то задевают? 

– Они все задевают. Почти все. Это же наша жизнь. Это как страшный сон – проснулись и забыли. А если не забывается, то успокоиться. Попить, поесть. Грех – это действие. А мысли? Мы сейчас сидим, и практически движение мысли не прекратилось. И что? Мы этим попов затерроризировать должны? Это как стоишь на исповеди, раз подошли, потом по второму кругу пошли: «Ой, я забыл. Тут это у меня было», а другая: «А у меня это. А это мне надо еще раз», – и? Итак, сосредотачиваемся, готовимся к исповеди и исповедуемся. Обычно, если отходите с чувством успокоения, значит, всё вы исповедали. Если что-то вам бередит душу, то, значит, что-то оставили. 

Когда часто исповедуешься и причащаешься, действительно с одним списком ходишь, и все. Это механически получается? 

– А какие варианты еще? Это принцип мусорной корзины, если мы ее не чистим, она сгниет, если чистим, то хорошо живем. Я призываю исповедоваться, не тянуть. Можно даже исповедоваться, но не причащаться. В русской традиции это слилось. Вы знаете, великое счастье, что вы видите этот свой грех. То есть мы безгрешными не будем никогда, до самого момента смерти грех с нами, но видеть его и стараться не слиться с ним, воспринимать его как такую аномалию – абсолютно нормальная ситуация. 

Великое счастье, что вы видите свой грех

Батюшка, а как часто нужно причащаться? 

– Тут каждый решает для себя. Это абсолютно индивидуально. Вообще, старый монашеский завет – раз в две недели. Даже на Валааме, это годы 20-е, умирает старичок и зовет священника, а ему говорят: «Зачем он тебе? Тебя неделю назад причащали, можешь умирать спокойно». От одного раза в год. У старообрядцев, если человек раз в год не причащался, они его отпевать не будут, а у нас таких большинство.

А если человек ни разу не причащался, он может наследовать Царствие Небесное? 

– А он не считается и православным. Поймите, Причастие – это основное. Мы опять возвращаемся к тому, что присутствие в церкви сводится к тому, что тебя принесут младенцем покрестят и в конце жизни тебя отпоют. А всю остальную жизнь ты прожил, в лучшем случае, заходя свечки поставить. А то и этого не делая. И такой человек будет считаться православным? 

Батюшка, а как сохранить благодать? 

– Постараться просто понять: где ты, с кем ты. Я эту категорию людей еще застал, это то поколение, которое ушло: кто много страдал, кто много пережил, кто много терял, почему-то они быстро научились жить со Христом. Мы – последнее поколение, у кого были верующие бабушки. И только к их опыту вернуться, вспомнить их благочестивую жизнь.

Они так замечательно жили…

– Давайте вспомним: революция, война, продразверстка, 32–33-й – голод, 37-й – повальные аресты, 41-й – война. Так замечательно жили. Как-то мы поинтересовались: «А какую колбасу вы раньше ели?» Моя покойная матушка сказала, что в 54-м году она ее только попробовала, а до этого они как-то обходились без нее. 

Сестра моей бабушки была комсомолкой…

– Вы знаете, было всё. Ведь самое страшное в жизни наших новомучеников – это то, кто их сдавал. Свои же: братья сдавали, сестры сдавали, вплоть до того, что святителя Луку (Войно-Ясенецкого) перед третьей отсидкой сдали протодьякон, регент, практически весь церковный совет. Результат? Он в живых остался, а их всех расстреляли. 

И здесь так же. В каких-то случаях, не буду называть имен, бабка прожила жизнь достаточно сложную, и перед смертью внучка решила ее причастить. А бабка тоже комсомолка, активистка, и перед смертью она впала в забытье, и внучка подумала: «Может зря я батюшку позвала? Она ничего не слышит, не реагирует». Пришел батюшка, бабка села, ясно на него посмотрела, вспомнила молитвы, которые учила еще в церковно-приходской школе, ясно ему ответила, причастилась, закрыла глаза и вскорости умерла. Что тут можно сказать? Каждая душа Богу нужна, о каждой душе Он скорбит. Это говорится и в Евангелии: и о потерянной овце, и драхме, ради которой весь дом подметут, а когда найдут, радуются. Даже душа этой христианки нужна Богу. Бывают великие падения и великие восстания, например, той же Марии Египетской. 

Каждая душа Богу нужна, о каждой душе Он скорбит

Есть ли жизнь после смерти? До сорока дней чувствовала присутствие сына. 

– Если вы мама, то для вас он всегда жив. Разговаривайте с ним вечером, утром. Советую общаться. Вам будет легче. Конечно, есть жизнь после смерти, однозначно. Конечно, нет ничего выше молитвы родителей. Это ни с чем не сравнится. Да, хороши сорокоусты, хороша Псалтирь, но ваша молитва пусть будет первой в этом списке. 

Желание иметь детей и дарить им свою любовь есть некий эгоизм?

– С этим ничего не поделаешь, человек так устроен. Почему мужчины стараются не брать жен с обременением? Они хотят кормить своих детей и не хотят кормить не своих детей. Природа так устроила. Обычно из детдома берут детей, потому что своих завести не могут. Кому-то везет, а кому-то нет. То есть детки детдомовские не всегда ангелы и зайки пушистые. Как правило, вырастая, они вспоминают, от кого они рождены, и ведут себя соответствующим образом. 

Существует мнение, что мужская религиозность потеряна. За счет чего она может быть восстановлена? 

– Она может быть восстановлена вами. Любой нормальный мужчина должен завести семью нормальную, должен родить детей, воспитать, дать путевку в жизнь. Мама может одна, но для нее это крайне сложно. Полная семья, отец – это практически все. Читайте воспоминания наших предшественников, они и маму ценят, но отец для них, практически, как Бог на небе. Советская власть велела веру забыть. Первых вывели мужчин из семьи, женщине объявили, что она свободна и может жить так, как посчитает нужным. Мужчина без женщины жить не может. Современный мужчина старается не связывать себя узами брака максимально долго. И в этом большая беда.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить