Бог любит честных людей

Проповедь в Неделю о блудном сыне

1.jpg

Бог любит честных людей. Проповедь иеромонаха Кирилла (Попова) на Божественной литургии 20 февраля 2022 г. (Продолжительность 0:11:31 мин, размер 5.4 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Если бы человеческую сущность можно было бы рассмотреть под лупой, то мы пришли бы в ужас от того, что скрывается внутри каждого из нас. В человеке, как в бездонном океане, сокрыто много всего и добродетельного, и греховного, и во всем этом великом многообразии человеческого устроения нельзя не увидеть паутину из лжи, которой окутано все человечество. Вся наша жизнь пропитана самообманом, порой кажется, что мы не живем, а играем, желая казаться другим лучше, чем мы есть на самом деле. Не случайно английский поэт Уильям Шекспир подметил: «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры... И каждый не одну играет роль». И ведь действительно, наше настоящее лицо всегда скрывается под какой-то наигранной маской, но Господь общается не с масками, а с живыми личностями. Мы будто всю свою жизнь бежим от самих себя, не желая замечать в себе греховное уродство. И самое страшное, что мы и Бога пытаемся обмануть своей наигранностью, и даже в молитвенном общении с Ним мы не всегда снимаем с себя эту пресловутую маску лжи. Думается, что мы становимся на молитву не для того, чтобы честно поведать Богу о своих немощах и слабостях, наизнанку выворачивая свою душу, а для того, чтобы Ему что-то доказать, попытаться Его убедить в том, в чем мы пытаемся обмануть других и самих себя. Настоящий подвиг заключается в признании своей немощи, не просто в перечислении своих грехов, а в реальном видении своего внутреннего безобразия. Суть молитвы – это честность, только будучи честным, можно услышать голос Божий. Однако мы настолько привыкли играть, что и молитва для всех нас превратилась в одну из форм игры, где количество произнесенных слов важнее сущности предмета молитвы.

Сегодняшняя притча о блудном сыне показывает, с одной стороны, насколько мы погрязли во лжи и самообмане, а с другой – великое милосердие Божие, благодать живительного покаяния и красоту Божественной любви. С момента грехопадения все человечество обманывает себя тем, что пытается доказать, что жизнь человеческая независима от Бога, что и без Бога можно выстроить счастливую жизнь. И это касается не только атеистов, отрицающих бытие Божие, но и верующих людей, ведь все мы верим в Бога, но не все верим в Его деятельное участие в нашей жизни. Что-то прося у Него, мы все равно подсознательно больше рассчитываем на себя. Случилась с нами беда или произошло горе, мы ищем помощи везде и всюду, но только не в Боге, а ведь Он ждет, когда мы Его призовем. Стоит лишь просто сказать: «Господи, помоги!», как Он сразу спешит на помощь и дарит успокоение нашему израненному сердцу.   

Нельзя не признать того факта, что, называя себя верующими, мы не таковы по своей сути и в этом тоже обманываем самих себя. Идеологи научного прогресса учат нас полагаться не на Бога, а на современные разработки ученых и всевозможные открытия в разных областях естествознания. И многие, в том числе верующие, прельщаются, считая могущество человеческого ума выше всемогущества Божьего. 

Жизнь блудного сына из сегодняшнего евангельского повествования представляет собой один сплошной самообман. Он так же, как и многие люди, пытался построить свою жизнь без Бога, но жестоко обманулся. Рассказ о блудном сыне показывает нам, что Господь уважает свободу выбора человека, Он доверяет нам и дает возможность самим путем проб и ошибок ощутить в себе этот самообман. Порой Бог попускает нам спуститься на самое дно ада, изваляться в грязи, запачкаться до неузнаваемости, чтобы снова ощутить и увидеть Его из внутреннего глубинного покаяния. 

2.jpg

Мудрые люди говорят, что человек учится на своих ошибках, это так. И иногда, чтобы что-то понять по-настоящему, прочувствовать, что есть добро и зло, нужно очень глубоко упасть, и многие святые прошли этой дорогой. Нам кажется это странным, негуманным, но и здесь Бог не перестает действовать, Он из великого грешника способен сделать праведника. Ярким примером является жизнь преподобной Марии Египетской, которая никогда бы не стала той великой святой, какой мы знаем ее сейчас, если бы не прошла через уроки падения и восстания. 

Мы очень часто говорим о том, что Бог даровал человеческому роду свободу выбора. Только, получив этот безграничный дар, мы так и не научились им по-настоящему пользоваться, и если употребляем свою свободу, то непременно на зло. Так и блудный сын прошел через эту школу Божественного искуса. Неверно поняв, что есть свобода, он безрассудно предавался греху, жил полным забвением Бога, испытывал голод и жажду, ежедневно умирал. И он на собственном примере прочувствовал, что же такое жизнь без Бога. Важно отметить, что тот, кто был искушаем, может помочь и искушаемым, тот, кто прошел через полосу препятствий, может передать свои знания другим. И пример блудного сына назидателен. Чему он учит нас? Никогда не отчаиваться, несмотря на совершенный грех! Он не побоялся быть честным перед собой, признал себя грешником, увидел свое падение и заблуждение, оплакал свой грех, раскаялся и примирился с Богом. 

Так и мы, дорогие братья и сестры, каким бы тяжелым нам не казался наш грех, должны помнить, что Бог ждет от нас признания своей немощи. Нужно не бояться, не ужасаться, а честно признать свою слабость пред Богом. Нужно не просто признаться, но и призвать Бога на помощь, оставив свое заблуждение. Зачастую мы не ощущаем Господа в молитве, потому что сами нечестны пред Ним. Наша молитва похожа на пустой набор красивых фраз, которые не всегда касаются нашего сердца, а нужно всего-навсего не бояться говорить с Господом о своих недостатках, признать свое несовершенство и полную зависимость от Него.

3.jpeg

Многие верующие люди, бывает, так впадают в отчаяние от совершенного греха, что в своем бессилии начинают заниматься самоедством, доводящим до безумия и самобичевания. Конечно, скорбь о совершенном грехе должна присутствовать в нас, но и должна быть надежда на милосердие и любовь Божию. Как было сказано преподобному Силуану Афонскому в Божественном откровении: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Потому, с одной стороны, нам нужно бояться беспечности после совершенного греха, но в то же время не нужно чрезмерно предаваться печали, потому что диавол радуется не только нашим грехам, но и больше радуется, когда мы после совершенного греха впадаем в отчаяние. Ярким примером является Иуда Искариот, который в отчаянии покончил с собой.

Блудный сын, уйдя с огромным богатством, расточил его и вернулся в отеческий дом ни с чем. Однако посмотрите, насколько обогатилась его душа после покаяния, как она преобразилась и воскресла. Он не сделал ничего доброго, чтобы загладить свою вину, он лишь честно признал свою немощь, оставил грех, и Отец простил ему все. Так и мы не будем выдумывать мудрых речевых оборотов, не будем бить себя в грудь, а просто из глубины души вздохнем и скажем: «Господи, прости нас грешных за все»! И Господь Милостивый простит нам наши грехи, убелит наши души и примет в свои вечные обители. Аминь.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить