«Инна Ивановна, к нам Божечка приходил?!»

Представьте обычный бюджетный детский сад, в котором с детьми отмечают Троицу, Рождество и Пасху, а малыши с нетерпением ждут в гости не только Деда Мороза, но и священника из ближайшего храма. А еще эти же детсадовцы, например, доверяют сокровенное Николаю Чудотворцу и все вместе отправляются на Литургию и Причастие. 

Заведующая детским садом комбинированного вида № 16 города Курска Инна Федюшина уверена, что чем раньше малыши узнают о Христе, Богородице, святых и научатся молиться, тем больше шансов, что с верного пути они уже не сойдут.

Инна Ивановна, я знаю, что в вашем детском саду дети основательно изучают основы православной культуры. Скажите, трудно ли было начинать?

Занятия такой тематики у нас в саду появились в 2010 году. Тогда в процессе работы мы познакомились с программой духовно-нравственного воспитания дошкольников. В нашем Курском государственном университете на кафедре религиоведения было разработано учебно-методическое пособие для педагогов детских садов «Мир – прекрасное творение». Его авторы – известный ученый, педагог и общественный деятель Любовь Гладких, митрополит Зиновий (Корзинкин), педагог дополнительного образования по основам православной культуры Олеся Ильина и профессор Владимир Меньшиков.

Кроме того, мы узнали, что наши соседи – белгородцы уже несколько лет успешно работают по этой программе, а в Курске из 82 детских садов только три в то время делали первые шаги в этом направлении. И мы решили стать четвертым дошкольным учреждением, где занимаются с детками по такой программе. Чисто по-человечески очень хотелось, чтобы малыши знали об этой очень важной составляющей нашей жизни.

Начинать было не трудно. И мы, конечно, многих вещей тогда не понимали. Было какое-то воодушевление, радость и чувство, что вот сейчас в один миг мы сделаем всех лучше, добрее и милосерднее. А потом, конечно, пришло понимание, что всему свое время. Но вот это желание сделать мир добрее и лучше осталось до сих пор. Это очень помогает.

Нравятся ли самим детям такие занятия? 

Для ребят каждое такое занятие – открытие. Я помню, как на первом занятии ребята смотрели мультфильм «Отче наш». Тишина такая стояла! Я наблюдала, как сильно дети переживают за мальчика со сломанной ногой, как не одобряют поступок девочки, которая его обидела. Они стараются почувствовать доброе и понять, пусть и по-детски, что причиняет человеку боль, и сам при этом осознаешь, насколько важно показать им эти стороны жизни, дать возможность самостоятельно сделать правильный выбор, нащупать эти ростки доброты, сострадания, милосердия, справедливости.

Для ребят каждое такое занятие – открытие

Какие формы вы используете в практике духовного воспитания – проекты, игры, инсценировки?

– У нас на занятиях по основам православной культуры дети с удовольствием рисуют, слушают рассказы и смотрят мультфильмы, а потом с воспитателем буквально наперебой их обсуждают, каждый хочет донести и объяснить свое мнение.

Но есть еще одно очень важное направление в нашей работе по духовно-нравственному воспитанию. Это проекты, которые мы делаем все вместе: педагоги, дети и родители. Они объединяют, помогают лучше понять друг друга и почувствовать, что вместе мы делаем важное дело, делимся сокровенным. У нас есть завершенные проекты – «Десять добродетелей в пути», «Жизнь дана на добрые дела», «Собор Курских святых». Последний позволил познакомиться со святыми храма, расположенного недалеко от детского сада, куда мы водим малышей. Дети с родителями сами выбирали святого, о житии которого хотели рассказать в проекте. Одна из семей – Тереховы – делала проект «Святой Лука Крымский». Мама – Татьяна Николаевна – рассказала удивительную историю: однажды рано утром к ней подошел старший сын Тимофей и сказал: «Мама, мне сегодня дедушка приснился, который у нас стоит». «Где стоит?» – спросила мама. И сын подвел ее к иконе святого Луки. «Он сказал, что у меня будет сестренка». Татьяна Николаевна удивилась и засмеялась. Но через неделю узнала, что, действительно, снова станет мамой. А то, что родится дочь уже не вызывало никаких сомнений.

Часто ли дети общаются со священником? Как проходят такие встречи, о чем малыши спрашивают батюшку?

К нам в гости часто приходит настоятель храма преподобного Серафима Саровского и всех святых, в земле Курской просиявших, протоиерей Владимир Моносилов. На Рождество, на Пасху и на Троицу детки с нетерпением его ждут. Отец Владимир всегда на праздники угощает ребят сладостями.

А первый его приход в детский сад вызвал у некоторых детей недоумение: «Инна Ивановна, к нам Божечка приходил?!» И мы объясняли нашим малышам, что некоторые профессии взрослых связаны со служением Богу.

Есть у нас девочка Соня Николаенко. Когда отец Владимир впервые пришел в сад, она терпеливо ждала, когда он подойдет поближе, и, улыбаясь, попросила: «Батюшка, мне не надо конфет – благословите меня!»

«Батюшка, мне не надо конфет – благословите меня!»

И после встречи я рассказала отцу Владимиру о Соне, которая в полтора года выпала из окна седьмого этажа. К великому счастью, у Сони не было переломов, а только несколько ушибов! Уже во второй половине дня она приехала домой из больницы. Теперь этот день – 22 мая, день памяти святого Николая Чудотворца – семья Сони считает вторым днем ее рождения.

Я знаю, что у вас есть традиция посещать с детьми храм и причащать малышей. 

Дети очень любят занятия, на которых мы знакомим их с храмом. А первая экскурсия в храм преподобного Серафима Саровского и всех святых, в земле Курской просиявших, стала для них самым настоящим приключением. Они ставили свечи у ликов святых, поговорили с батюшкой, а одна наша воспитанница подошла к служителю храма и спросила: «Скажите, а у кого можно попросить, чтобы папа не пил?» Для нее поставили стульчик у иконы Николая Чудотворца, и она тихонечко нашептывала ему свою просьбу.
Благодаря такому теплому, отзывчивому отношению в нашем детском саду появились свои традиции. У нас проходит молебен на начало учебного года, отец Владимир благословляет всех присутствующих. Каждый год мы готовимся к празднику «Святая крещенская вода» – ребята в группах украшают емкости для крещенской воды, а вечером на Крещение несут в них домой сокровище – настоящую крещенскую воду.

И еще мы организованно водим малышей в храм на Причастие. Первыми службу с Причастием посетили детки из группы социальной поддержки для семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, а затем дети из старших групп. После каждого похода в храм дети еще долго рассказывают об этом воспитателям и родителям.

Во время пандемии, конечно, таких походов не было, но как только коронавирус отступит окончательно, мы обязательно эту традицию вернем. 

Как относятся родители к занятиям по основам православной культуры в детском саду?

Сначала мы очень переживали, как отреагируют родители на эти занятия и как отнесутся к предложению причащать детей. Но наши опасения, с Божией помощью, быстро развеялись – более того, родители (в том числе невоцерковленные и даже из мусульманских семей) поддерживают все наши предложения, проекты и праздники, связанные с темой духовного воспитания детей, сами с удовольствием в них участвуют. И во время наших походов в храм помимо воспитателей и специалистов детей сопровождают родители.

Родители поддерживают все наши предложения, проекты и праздники, связанные с темой духовного воспитания детей

Можете ли Вы оценить, как влияют эти занятия на поведение, мировоззрение, воспитание детей?

Мне кажется, что вся работа по православному воспитанию влияет и на детей, и на сотрудников детского сада и, конечно же, на родителей наших ребят. Расскажу историю. В музыкальном зале мы проводили праздник «Моя мама – мой Ангел Хранитель», который посвящен всем мамам и Богородице – защитнице, покровительнице и помощнице в воспитании детей. 

Главные действующие лица в этот день, конечно же, мамы и бабушки. На этом празднике мы познакомили всех с иконой Божией Матери «Воспитание». Для мам были самые добрые слова и поздравления, конкурсы, песни и танцы. А в завершении праздника предложили детям и родителям вместе слепить храм.

Вот представьте: тихо звучит спокойная музыка, ребята с помощью своих родных и близких трудятся над созданием абсолютно разных храмов. И вдруг в музыкальном зале распахивается дверь, и с криком: «Что это за детский сад такой! Я бегаю по коридору и ищу, где мой внук!» влетает бабушка одного нашего ребенка. На ее лице выражение зла и негодования. Все замерли. И тут улыбающийся Данила с вылепленным храмом подходит к бабушке и говорит: «Ба-буш, посмотри, какой у меня храм получился!» Надо было видеть, как преобразилось лицо женщины, и она тихо сказала: «Внучок, как красиво, какой ты молодец!», а потом, увидев, как детские и взрослые глаза смотрят на нее и внука, произнесла: «Простите меня, пожалуйста».

А еще в каждой возрастной группе нашего детского сада есть уголок православной культуры. В них находятся иконы с ликами святых, православная литература, детские поделки. Как-то раз ко мне в кабинет зашла музыкальный руководитель Татьяна Ивановна, чтобы пригласить на праздник выпускников, и с улыбкой сказала: «Инна Ивановна, наши выпускники переживают, как пройдет их выступление. Представляете, сейчас подошли к иконе и попросили помощи». 

Беседовала Ольга Нефедова

Инна Федюшина 22 июля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить