Пастырские встречи. Об укреплении веры

В Евангелии от Матфея читаем такие слова: «И говорит им: что вы так боязливы, маловерные?» И вправду, наша вера очень хрупка, поколебать ее может болезнь, ранний уход в вечность близкого человека. И тогда мы, взирая на Небеса, сетуем на несправедливость, на то, что Господь нас оставил. Но нет, Он с нами «до скончания века» (Мф. 28: 20). Как же нам прожить жизнь, всегда и во всем доверяя Творцу? Что помогает нам уповать на Промысл Божий, на Его святую волю? На Пастырской встрече иеромонах Лука (Ауле) дает ответы на эти сложные вопросы.

Фото 1.jpeg

– Как укреплять веру?

– Я сам очень долго интересовался, как укрепляется вера в человеке. Вера – это дар Духа Святого, и ее, как и все остальные дары, можно взращивать. Смысл жизни христианской в том, чтобы приумножить эти дары, об этом нам говорит Господь, например, в притче о талантах. Вера – это тоже дар, который растет в человеке. Есть четыре добродетели, которые взращивают веру в человеке. Первая – чтение Священного Писания, которое человек никогда не должен оставлять. Всегда нужно пребывать в Писании своим умом и сердцем и всегда о нем памятовать. Не просто так за каждым богослужением мы слышим чтение Священного Писания. Зачем? Чтобы в течение дня нам было над чем подумать.

Второе – это молитва, любая молитва, но в идеале непрестанная Иисусова молитва. Читайте Псалтирь, каноны, акафисты, молитесь.

Третье – дела, совершаемые Христа ради, во славу Божию, когда вы помогаете вашим ближним, помогаете храмам, помогаете обителям, что-то делаете и говорите: «Во славу Божию». Сам батюшка Серафим Саровский говорил, что более всего Божественной благодати даруют следующие добродетели: молитва, чтение Священного Писания и дела, совершаемые ради Христа. Но он говорил, что иногда бывает и так, что мы ищем нищего, но некому дать, а бывает, что и нечего дать. И он говорил, что молитва у тебя всегда под рукой и всегда от нее будет тебе благодать Духа Святаго.

Более всего благодати даруют молитва, чтение Священного Писания и дела, совершаемые ради Христа

И четвертое, но, скорее всего, это нужно поставить первым –покаяние человека и Причастие. Вот эти четыре основные добродетели, которыми взращивается вера человека.

– Посоветуйте, пожалуйста, труды святых отцов для новоначальных.

– Вы знаете, наверное, нужно начать с самого элементарного, потому что нам порой не хватает самых простых знаний. Стоит начать с Закона Божия, например протоиерея Серафима Слободского. Он говорит и о Ветхом Завете, и о Новом Завете, и о Символе вере, о собрании догматов, о молитве «Отче наш». А если дальше по святым отцам, то, конечно, первый – это авва Дорофей. У него всё в простой форме, а с другой стороны, всё по существу, всё, что нужно. Потом можно прочитать Никодима Святогорца «Невидимая брань» – это начало начал. Потом обязательно почитать «Устав преподобного Нила Сорского», он очень хорошо описывает развитие помыслов. Эта книга, которая будет хорошим подспорьем во всей вашей духовной жизни. Конечно же, потом святитель Игнатий (Брянчанинов), замечательные его семь томов – труды из трудов.

Фото 2.jpeg

Вы можете сказать: «А зачем читать первые два тома аскетических опытов, потом «Слово о смерти» и проповеди? Там все для монахов». Да, в какой-то степени это для монахов. А монах – это кто? Это идеальный христианин, это тот, кто решил всецело посвятить себя Богу и всецело все то, что Господь в Евангелии говорил, решил выполнять. Вот кто такой монах.

А когда прочитаете всего святителя Игнатия (Брянчанинова), потом в самый раз будет почитать Исаака Сирина. В свое время я его книгу «Слова подвижнические» каждый день по одному листку читал, на большее меня не хватало. Просто очень сложная книга, и чтобы ее осознавать, понимать, нужно в каждое предложение вдумываться. У меня ушло на это два года. И вы знаете, когда я ее прочитал всю, я себе сказал: «Если что-то когда-то случится и нам придется по каким-то причинам куда-то уехать, может быть, надолго, что я уже не буду находиться здесь, в монастыре, то я с собой возьму Евангелие и Исаака Сирина». Настолько эта книга сильная, настолько каждый листик этой книги духоносный, что мне кажется, что одного Исаака Сирина прочитать, понять – и для спасения больше ничего не нужно.

– Зачем на службе открывают мощи? Есть какая-то разница в том, чтобы прикладываться к открытым мощам или к закрытым? Что меняется?

– Тут у каждого своя степень веры. Я вам приведу такой пример. Святой Давид Гареджийский в свое время со своими учениками из Иверской страны пошел приложиться ко Гробу Господню в Иерусалим. Они прошли довольно длинный и очень опасный путь, и когда подошли к Иерусалиму, святой Давид окинул взглядом город, заплакал и сказал своим ученикам: «Вы пойдите и приложитесь ко Гробу Господню, за меня помолитесь, а я недостоин ходить там, где ходил Господь», и пошел назад. Он взял с собой на память три камушка, положил их себе в корзину и пошел. И вот во сне патриарху Иерусалимскому является ангел и говорит ему: «Ты здесь спишь, а с Иверской стороны пришел подвижник, который у себя в корзине уносит всю благодать Иерусалима». Патриарх проснулся, приказал гонцам быстро бежать по Северной дороге и забрать две трети того, что нес этот подвижник из Иерусалима. Гонцы нашли Давида, открыли его корзину, два камня забрали, а один разрешили ему оставить себе. А так бы он унес всю благодать.

Я к чему это все говорю? Тут вопрос: насколько вы верите. Давид Гареджийский так верил и такое смирение имел, что он только посмотрел за несколько километров туда, где Гроб Господень, а может быть, он даже Духом и провидел. Обратите внимание, он был святой человек. Он посмотрел, сознал в глубоком смирении свое глубокое недостоинство подойти ко Гробу, и Господь ему отдал всю благодать Иерусалима. Вот это вам ответ.

– Как Вы относитесь к традиции читать акафист святителю Николаю 40 дней для того, чтобы что-то выпросить у Бога? Это церковная традиция? Откуда она пошла?

– В свое время в монастырь приходили люди со странными просьбами. Например: «Вы знаете, мне нужно святой воды. Я собираю в бутылочку из сорока обителей по капельке воды. Когда ее перемешаешь и выпьешь, получишь результат». Это настораживало. Я не знаю, кто такое придумал. Что это?

Фото 3.jpg

В свое время у нас был такой предмет «религиоведение», и мы изучали такую страшную мистическую область, как колдовство и магия. Нас учили, что магия – это верование, что при произнесении определенных заклятий ты получишь результат. Под данный случай это как раз подходит. Может быть, и хорошее дело, что человек святой воды выпьет, но почему это все без Бога? Поехал по обителям, собрал воды, выпил и веришь в то, что получишь результат, – а где Бог? А где к Нему молитва? Я согласен, что надо выпить святой воды, но, может, надо по-другому сделать? Перед завтраком выпить святой воды и вкусить просфорочки, как это у нас, у православных, принято, и с верой помолиться Богу о каком-то деле. Может быть, через святую воду и просфорочку и будет благословение на день и просимое от Бога. Я никогда этого не понимал, что надо объехать обязательно 40 обителей.

Но что касается числа 40 и почему именно 40 акафистов надо прочитать… Да, цифра имеет символическое значение, но не обязательно такая точная цифра – 40. Когда у людей возникали вопросы духовные, для того чтобы им как-то помочь услышать волю Божию и принять правильное решение, я часто давал им такое послушание: допустим, почитать Псалтирь, 20 кафизм, или почитать акафист Господу 40 раз. Дело не в том, что 40 раз, а в том, что человек месяц, может быть, второй просто побудет в молитве, побудет в общении с Богом. Не просто один раз помолился – и вот тебе результат, а чтобы он какой-то труд понес. Не просто «Господи, благослови нас», а прилагал к этому усилие. Я думаю так. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы 40 раз почитать акафист святителю Николаю, наоборот, это хорошо. Можно и не 40 раз почитать, можно и 400 раз почитать – это же неплохо. Почему бы и нет? Вообще непрестанно молиться Господь нам в Евангелии заповедовал, потому что молитва – это состояние духа человека, его души и это соединение с Богом в Духе Святом. Человек, который пребывает в Духе Святом, неуязвим вообще.

Молитва – это состояние духа, это соединение с Богом в Духе Святом

– Один батюшка сказал, что монах дает пять обетов, другой батюшка сказал, что монах дает три обета. Почему такое разногласие?

– Когда батюшка вам скажет про три обета, вы спросите: «А как же не оставлять обитель?» Это обет. Также спросите его: «А как же стяжание непрестанного умного делания?» Это обет. Или они не нужны? Надо взять чинопоследование монашеского пострига и посмотреть, сколько обетов дает монах. А когда монаха постригают в схиму, он дает эти же обеты и еще несколько дополнительных. У нас про это забывают. Но на этих обетах зиждется жизнь монаха. Если же монах не молится Иисусовой молитвой, то тогда можно точку поставить. Святые говорят, что конец света начнется после того, как монахи оставят свое делание, когда не станет монахов.

Фото 4.jpeg

– Боюсь конца света, сейчас много об этом говорят…

– Вообще нам надо не конца света ждать, а евангельские заповеди исполнять. А конец света неминуемо будет, но и Сам Господь говорит: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17: 20–21).

У нас есть путь к Богу, который лежит через исполнение святых заповедей Христовых, стяжание Божественной благодати Духа Святого и соединение с Богом в Духе Святом. Через это лежит путь к Богу. Так вот, если человек в своей жизни к этому стремится и этого ищет, он это найдет. Вот это и будет его Царство Небесное, когда Господь придет. И будет общий суд над всеми людьми, второй суд. Первый суд, частный, происходит, когда человек умирает, а второй суд, общий, – когда уже все люди, которые когда-либо были рождены от начала мира, предстанут на суд пред Богом, и вот на этом суде каждому человеку окончательно будет вынесен приговор, где он будет находиться во веки веков.

Рай на земле ждут иудеи. И они ждут обетованного мессию, который придет и этот рай им устроит на земле. А мы, христиане, мы ждем его не на земле, а мы ждем его в Царствии Небесном. Это Царство Небесное внутри нас, и путь к нему лежит через Святое Евангелие.

Царство Небесное внутри нас, и путь к нему лежит через Святое Евангелие

– Батюшка, подскажите, пожалуйста, я живу во втором браке, 30 лет, мы не венчанные. Первый брак был венчанный. Нужно ли и можно ли развенчать первый брак?

– Развенчания как такового не существует, а существует благословение на новый брак. Вот только дать его может епископ. Как найти епископа? Вы приходите в тот храм, в котором венчались в первый раз, и спрашиваете у батюшки, какому архиерею подчиняется приход. Вы обращаетесь к этому владыке в письменной форме, объясняете ситуацию, что с вами произошло, объясняете причины развода. Дальше владыка рассматривает ваше прошение и дает или не дает благословение на новый брак. Когда человек, будучи венчанным, живет в новом браке с другим супругом, это называется прелюбодеянием. Венчание, брак может быть только один раз. В Церкви допускаются три венчания, но второе и третье должны сопровождаться определенными епитимьями, это если мы рассматриваем канонические правила святых отцов.

– Нужно подавать нищим? Батюшка мне говорил, что мужчинам не нужно подавать деньги.

– Все правильно. Деньги никогда не давайте, не надо. Еды человеку дать – да, святое дело. Я сам иногда иду, нищие просят, я всегда пойду в магазин, куплю пирожок какой-нибудь, лимонадик, в зимнее время чай горячий принесу. Не оставлю человека, если он просит у меня. Зачастую бывает так, что они так просто зарабатывают, поэтому деньги давать не надо.

Фото 5.jpeg

Было два направления относительно подаяния милостыни. Мы можем привести в пример Иоанна Милостивого, который давал вообще всем, кто нуждался. И когда он был совсем молод, а он был горячо верующим человеком, во сне он увидел прекрасную деву удивительной красоты, и эта дева ему сказала: «Я – Милость, Милостыня. И если ты мне будешь всей своей жизнью служить, то я буду ходатайствовать пред Богом о твоем спасении на Страшном суде. Это я умолила Господа, чтобы Он смиловался над родом человеческим, и Он послал Сына Своего». Это нам пример. Однажды к Иоанну пришел лукавый человек, который начал пользоваться его добротой. И он у него раз попросил, тот дал ему денег, потом второй раз попросил, и он опять ему дал деньги. А когда он в третий раз пришел просить, святой не сказал: «Вот ты лукавый», он подумал: «Не искушает ли меня Господь этим? А дам-ка я ему в три раза больше». И этот человек, он не был на самом деле нищим, остолбенел от такой доброты, раскаялся и стал глубоко верующим человеком.

Но есть и наставление Иоанна Златоуста. Он четко нам говорит: «Да запотеет в вашей руке монета, прежде чем вы ее дадите». Это означает, что рассуждайте, думайте, кому монету дать. Если вы выберете модель поведения, которую предлагает Иоанн Златоуст, – здорово, рассуждайте. Если вы будете поступать как Иоанн Милостивый – тоже хорошо, только не переходите туда-сюда. Сегодня я как Иоанн Златоуст, а потом и вообще никому ничего не дам…

– Батюшка, я прочитала вечернее правило, затем слушаю трансляцию богослужения. Можно ли слушать лежа?

– Знаете, все зависит от того, какое у вас состояние здоровья. Почему можно себя оправдать, если у вас слабое здоровье? Любая болезнь, которая нас посещает, а порой и очень даже сильная, вменяется нам в добродетель, потому что мы терпим. Молитвы нет, постов нет, хотя бы какая-то болезнь. И вот болезнь, когда мы ее терпим со смирением, требует определенных условий для выздоровления. Я сижу на исповеди не от хорошей жизни, просто у меня ужасно больные ноги и я их «экономлю». Если я не будут их «экономить», а буду стоять, то в один прекрасный день все закончится тем, что я умру. Верю, что Господь всегда с нами, во всех минутах нашей жизни поможет нам, простит и помилует нас.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить