Похвала Пресвятой Богородицы – смирение делает человека вместилищем Бога

Анонсная картинка 2.jpg
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры!

К сожалению, довольно часто приходится слышать и видеть, как люди страдают и склоняются перед трудностями и сложными жизненными ситуациями. Как они ропщут на Бога и задают вопросы, почему и за что мне это, Господи? Но сегодня мы в очередной раз собрались в храме, чтобы прославить уникального и по истине удивительного человека от рода нашего, жизнь которого была наполнена страданиями, скорбями и трудностями. Сегодня мы празднуем память Той, чье сердце насквозь пронзила скорбь страданий. Человека, женского пола, превзошедшего своей святой жизнью и чистотой всех Ангелов и Архангелов и достойную быть и именоваться Божией Матерью.

Страдания и трудности с самого раннего детства преследовали Пресвятую Богородицу. Рано лишившись своих родителей, Дева Мария не озлобилась на Бога и мир, но покорно предала себя на служение Богу, отдала свою жизнь в руки Божии. Богородица стала той благодатной почвой, на которой возрос Господь Бог Иисус Христос.

И напрашивается справедливый вопрос: как человек, избранный стать Божией Матерью, Матерью Творца Вселенной, испытывает и голод, и унижение, и оскорбления, и осмеяния? Парадокс. Казалось бы, Она должна была прожить совсем иную жизнь, отличную от других людей, жизнь в радости…

Казалось бы, Она должна была прожить совсем иную жизнь, отличную от других людей, жизнь в радости…
Со страниц Святого Евангелия не слышно ее голоса, изредка упоминается Ее имя. Но она всегда была рядом со своим Сыном. Не просто была, но и испытывала боль и страшные мучения, не только личную боль за себя, но и переживания за Того, Кто согласился быть ее Сыном. Мы не знаем и даже не можем представить сколько слез она пролила, сколько бессонных ночей провела в молитве и переживаниях.

Божия Матерь – эта тень своего Сына, непрестанно следующая за Ним, до самого подножия Креста. Скорбь и страдания были верными спутниками Пресвятой Богордицы. На ней по истине исполнились слова апостола Павла: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4: 16–7). И Божия Матерь заслужила эту вечную славу. За каждым богослужением мы обращаемся к Ней как к скорой нашей Заступнице, верной Помощнице и Покровительнице. Но редко кто обращает внимание на ее земную жизнь, жизнь, которая с позиции мирской логики трудно назвать счастливой и достойной Божией Матери.

О заступничестве Божией Матери перед Сыном за род человеческий говорит и Священное Писание и святоотеческое наследие. Показательным является Евангельский эпизод о чуде в Кане Галилейской, когда Дева Мария просит и ходатайствует перед Сыном от лица всех собравшихся на праздничное веселье (рождение новой семьи) сотворить чудо над водой и претворить ее в вино. Просит, потому что знает и верит. На что получает ответ: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой»(Ин. 2: 4). Господь будто испытывает ее сердце и через мгновение склоняется и отвечает чудом на просьбу своей Матери, потому что слово Матери имеет великую силу. В этом отрывке раскрывается тайна отношений между Богородицей и Господом и Ее будущее предстательство пред Престолом Сына Своего.

А что же помогало Ей терпеливо и безропотно проходить этот путь? Ответ прост. Это вера и любовь к Богу. Святые отцы говорят, что никто из живущих на земле не обладал такой любовью к Богу, как Дева Мария. Ее любовь была соединена со смирением. А смирение – это и есть ничто другое, как жизнь в соответствии с волей Божией. Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Смирение – это именно состояние человеческой души, человеческой жизни, которая безмолвно, безропотно готова принять все, что будет дано». Смирение Божией Матери обнаруживается во всех эпизодах ее жизни. Смирение при обетовании, рождении, поисках в Иерусалиме двенадцатилетнего отрока, в пророчестве Симеона о том, что ее сердце пройдет оружие, в смиренном следовании за Христом и служении Ему, в безмолвном предстоянии у Креста...

В понимании святых отцов, церковных писателей, смирение – это дар Божий, Божественная тайна, постигаемая только духовным опытом. Но каждый из нас может стяжать в себе смиренные чувства.

Смирение – это дар Божий. Каждый из нас может стяжать в себе смиренные чувства

Первое. Когда нас постигают трудности, не стоит роптать, бунтовать и противится. Нужно в первую очередь увидеть в этом Промыслительную Десницу Божию. Понять, что Господь намерено поставил нас в такие обстоятельства, чтобы испытать. Посмотреть, насколько мы готовы сразу обратиться за помощью к Нему, насколько уповаем на Него. Именно через испытания, скорби и болезни Бог исцеляет душу человека и приводит его к блаженному смирению. Мы должны научиться безропотно покоряться Богу, ощущая полную зависимость от Него. Духовная болезнь исцеляется горечью.

Второе. Для приобретения смирения полезно размышление о величии Божием и нашем собственном ничтожестве. «Бог есть все, а мы – тварь, ничто». Святые, чем более приближаются к Богу познанием и чистотою жизни, говорит святой авва Дорофей, тем яснее усматривают величие совершенств Божиих, тем более видят себя грешными, при блеске славы Божией яснее усматривают свои недостатки, слабости, греховную нечистоту – и смиряются. Кто ближе приближается к солнцу, тот больше видит изъянов и недостатков в себе.

Третье. К смирению приводит и частое рассмотрение наших недостатков, слабостей, грехов, которых у нас всегда бывает много. «Содержи, – говорит святой Исаак Сирин, – в памяти бедность своего естества и скорость, с какой последуют в тебе изменения. Как сказал некто из святых старцев, когда приходит к тебе помысл гордости, говоря тебе: “Вспомни свои добродетели”, – ты скажи: “Посмотри, старик, на свой блуд”. Разумей же тот блуд, каким во время попущения бываешь искушаем в помыслах, что с каждым устрояет благодать или вводя нас в брань, или являя нам помощь, когда что для нас полезно». Для приобретения смирения не стоит обращать внимания на грехи других, не подмечать слабостей и недостатков в них, никого не подозревать ни в чем худом; напротив, все обращать в добрую сторону, слабости извинять, помня о своих слабостях, никого не презирать, почитать себя грешным более других. Также совершение всякого доброго дела нужно приписывать помощи Божией, а не своей ревности и трудам. В молитве просить Бога, чтобы он даровал благодатное смирение.

Четвертое. Послушание духовному отцу научает человека смирению, жить в соответствии с волей Божией, отсекать свои страстные движения и греховные наклонности. Святитель Феофан Затворник писал: «Несокрушимое оружие против врагов есть смирение. Смирение трудно достается. Можно считать себя смиренным, не имея и тени смирения. Одним размышлением не усмиришь себя. Лучший или единственный верный путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли».

Пятое. От самого человека требуется внутренний подвиг, выражающийся в самопознании, самоукорении себя. Важно, не замечать в себе никаких талантов и дарований, внутренне осуждать себя и считать себя недостойным Божественного посещения.

Шестое. Память о смерти также помогает человеку стяжать смирение. Помня о скоротечности своего земного бытия, у человека отпадает всякое желание превозносить себя.

Дорогие братья и сестры, будем воспитывать в себе смиренные чувства, всегда содержа перед своими глазами пример Божией Матери, которая Своей смиренной жизнью стяжала Благодать стать вместилищем Живого Бога.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить