Главное в молитве – обращенность к Богу

Распечатать

Самое высокое, многообещающее и необходимое слово о свободе в Новом Завете сказано святым апостолом Павлом: … где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Одна из известнейших и постоянно повторяемых в русском православном сознании формулировок — слова преподобного Серафима Саровского: «Цель жизни нашей христианской — стяжание Духа Святаго Божиего». Личность, в которой живет и владычествует Дух Господень, есть свободная личность (новая тварь), и общество, которое дышит Духом Господним, есть общество новых творений, выстроенное на свободных основаниях любви. Это общество есть Церковь Христова. Святой Ириней Лионский писал: «Где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть Истина».

Церковь есть сообщество новых тварей, Глава которого — Христос; это общество мира, любви и свободы. По-видимому, там, где нет Духа Господня, реальность свободы весьма сомнительна. Именно такая открытая святым Павлом взаимосоотнесенность Духа Господня и свободы есть главный аргумент в его обращении к галатийским корреспондентам: стойте в свободе, которую даровал нам Христос (Гал. 5, 1). Он уверяет их в том, что эта свобода есть не только дар Христа, но и призвание: к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу (Гал. 5, 13). Альтернатива слишком очевидна! Либо угождение плоти, либо служение любовью друг другу.

Духовное измерение стояния в свободе дает возможность видеть и ту конкретную этическую реальность, которая открывает возможность негативных предпочтений. Так, апостол Павел, говоря о нынешнем благоприятном внутреннем состоянии верных, напоминает им о том их прежнем нравственном состоянии, когда еще не совершился тот покаянный процесс, который привел их к возрождению: … Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности (Рим. 6, 20). Новая тварь действительно живет новой жизнью не только потому, что приняла для конкретного исполнения новые духовные и жизненные установки, но и потому, что (как каждая возродившаяся новая тварь может сказать о себе) закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8, 2). А то пространство бытия, в котором проживают новые твари, есть вышний Иерусалим; а вышний Иерусалим свободен; он — матерь всем нам (Гал. 4, 26). В этом пространстве свободы и любви, в вышнем Иерусалиме, живут новой жизнью те, кто, получив свободу от греха, стали рабами Богу, о которых апостол утверждает: плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 22–23). Вечность новой твари пребывает в пакибытии, но начинается здесь, на земле: … Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

Слова Спасителя представляют собой великую и страшную тайну, эти слова с преимущественной радостью и силой способна услышать новая тварь; но кажется, что новой твари приходится внимать этим словам с парадоксальным переживанием и трепетом, когда, ощутив по какому-либо поводу свое несовершенство, она спешит к покаянному освобождению. Новой твари с горечью приходится признать случившееся поражение и вместе с этим окончательно сложившееся знание: безгрешен только Бог.

Такой выбор для новой твари неизбежно связан с молитвой, ее объектом, ее содержанием и ее актом. Притом, если исполняется завет святого апостола Павла — Всякою молитвою и прошением молитесь на всякое время духом (Еф. 6, 18) — и если слово Божие, которое как меч духовный пронизывает всё молитвенное содержание, то и Божественный объект рад слышать молящегося и входить с ним в молитвенное соотношение. В таком случае и акт молитвы станет напряженно и открыто верным по своей главной интенции, каковы бы ни были конкретно дополнительные мотивации этого акта — прошения, благодарения, покаяния. Либо даже молитвенные акты совершались бы без всяких дополнительных мотиваций, а главная интенция акта — обращенность к Богу — несла бы единственный смысл, независимо от того, идет ли речь о личной молитвенной обращенности или об общецерковной, литургической. Понимание и практика именно такого смысла молитвенного акта стала для новой твари постоянной от самых древних дней церковного бытия до, может быть, последних дней.

Разумеется, молитвенное творчество лишь тогда становится предметно-действенным, когда великие и горячие слова, открытые в сердцах глубоких молитвенников, находят свою соотнесенность в сердцах тех, кто в этих молитвах нуждается. Но и вся историческая вербальная содержательность молитвенного знания, открытая в православном Предании, дает возможность признать, что, с одной стороны, там открываются и некоторые общие смыслы, известные со времен апостола Павла, а с другой стороны, и некоторые особенности личного духовного творчества, понятные и приемлемые как образцы личной святости и выражения этой личной святости в молитве.

Но самое главное из того, что открылось в новозаветной жизни в содержании и акте молитвенного делания новой твари, состоит именно в Объекте обращенности; это настолько существенно, что порою вполне второстепенным оказывается даже и содержание, когда и молитвенный акт вполне может совпадать с обращением к Божественной Личности Иисуса Христа. Этого обращения может оказаться достаточно, чтобы молитва состоялась. Достаточно иметь в сердечном знании простой и высокий смысл: «Христос — всё, а я — ничто», и это простое, живое и рангово-иерархическое переживание делает молитву молитвой. Можно при этом просить о чем угодно, а можно ни о чем не просить, можно каяться или благодарить, и все эти содержания кое-что добавляют, но не так уж много. Если сердце для посторонних ушей и очей кажется беззвучным и безвидным, а для самого сердца — всё громогласно и молниеподобно, молитва состоялась и единение совершилось. И, собственно, только поэтому и можно знать — жизнь идет, новая тварь существует, и в этом существовании невидимо созревают духовные плоды, которые открыл святой апостол Павел: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23).

Из книги протоиерея Владислава Свешникова «Нравственное благовестие апостола Павла»


12 декабря 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить