Из пасторов в пастыри: история бывшего протестанта иерея Игоря Зырянова

Распечатать

В 2009 году российский протестантский пастор Игорь Зырянов перешел в православие вместе со своей общиной неопятидесятников. Сегодня отец Игорь — настоятель храма Святой Троицы поселка Усть-Ордынский Иркутской области, благочинный Усть-Ордынского округа, директор епархиального центра «Путь к дому» во имя святителя Иоанна Златоуста. С отцом Игорем мы побеседовали о его открытиях в православии и о том, как лучше говорить протестантам об истинной вере.

Исполнилось четыре года с тех пор, как батюшка был рукоположен в священники, шесть лет назад он стал православным. На вопрос, что изменилось с тех пор, как он был протестантом, отец Игорь отвечает охотно и уверенно. Ведь главное, что высокие мечты и чаяния, которые были у него в протестантском прошлом, сейчас реализовались. Он мечтал быть миссионером, хотел проповедовать Евангелие множеству людей. Теперь у него появились огромные возможности для этого.

— Я могу трудиться для Бога в полную силу, с утра до вечера, насколько хватает сил, — говорит он.

Препятствие этому в протестантском прошлом священник видит в первую очередь в отсутствии полноты и благодати Божией.

— У протестантов есть доброе намерение, но нет силы для реального действия, которую нам дает Господь через таинства, — продолжает батюшка. — Например, у протестантов есть акт исповедания, но нет таинства Покаяния, благодаря которому грех человека врачуется и верующий освобождается от его власти. Но самое главное — у протестантов нет таинства Евхаристии, Причастия, без которого внутреннее преображение почти невозможно.

По словам отца Игоря, вторая причина, которая мешала ему и его сподвижникам охватить проповедью множество людей, — это культурный барьер.

— Наша страна исторически православная, и протестантская проповедь здесь воспринимается народом как нечто чуждое, как попытка вербовки, — убежден он. — Говоря об Иисусе Христе, будучи протестантами, мы буквально бегали за людьми. Тратили на одного человека огромное количество времени, сил, какие-то проекты придумывали, программы. И нас всё равно воспринимали неадекватно. Сейчас совсем наоборот. Люди жаждут общения с православным священником. Где бы ни был батюшка, куда бы он ни шел, всегда найдутся желающие поговорить с ним, обратиться с вопросом, просьбой. Поэтому нам легко рассказывать о вере в Бога, привлекать людей в храм, реально помогать им. Что и делаем, с Его помощью.

Никаких разочарований, даже спустя годы после обращения в православие, он не испытал, говорит отец Игорь. Всё оказалось именно таким, как он и представлял себе в начале пути. Более того, многие аспекты видятся ему теперь более глубокими и серьезными, чем представлялось раньше. Особенно те моменты, которые касаются молитвы, поста, личного благочестия человека.

— Мне очень запомнилось то время, когда я только начал читать утренние и вечерние правила, — делится батюшка своими воспоминаниями. — Молился с особым удовольствием, удивляла содержательность и духовная полнота молитв. В этот процесс до сих пор погружаюсь, как в океан. Сейчас читаю, что писали отцы об Иисусовой молитве. Крайне интересно.

Отец Игорь признаёт, что когда только принял православие, думал о том, что, возможно, ему уготовано священническое служение. И хотя мысли о том, чтобы стать батюшкой, были, он понимал: сан — отнюдь не главное. Поняв, что истина именно в православии, он был внутренне готов стать обычным прихожанином. Ему важно было оставаться в Церкви Христовой, и неважно кем.

— А потом мне и еще двоим нашим братьям, бывшим протестантам, предложили принять священнический сан, — рассказывает иерей. — Полагаю, это важный момент, о котором стоит знать протестантам, думающим о переходе в православие. Активным служителям, которые привыкли проповедовать, заботиться о людях, обязательно найдется служение в Православной Церкви, такая возможность есть. Жатвы много... Но в то же время бывший протестант должен быть внутренне готов стать обычным воцерковленным мирянином. На всё Божия воля.

О неожиданных открытиях, которые случились после воцерковления, отец Игорь рассказывает следующее:

— Когда я был протестантом, то был уверен, что свят. Я просто называл те грехи, которые совершал, признавал их пред Господом в молитве, провозглашал, что «Иисус понес их на Кресте», и шел дальше — вел так называемую жизнь в победе. Когда стал православным, увидел свое настоящее лицо. Понял, что я лицемерный, гордый, лукавый, тщеславный и прочее... Это, конечно, разочаровало в себе и в протестантизме как учении. В православии же я обрел серьезное подспорье, помощь от Бога в избавлении от грехов — через таинства Покаяния и Причастия. И чем дольше я в православии, тем глубже вижу испорченность своей натуры. Но это знание дает мне повод еще больше смиряться пред Богом, искать Его лица и стараться изменить себя.

Переход отца Игоря Зырянова, его семьи и общины из протестантов в Русскую Православную Церковь, о котором писали многие православные и даже светские СМИ, вызвал широкие обсуждения.

Сам же отец Игорь говорит, что обнародовал историю перехода в православие вовсе не из жажды славы.

— Я поведал историю нашего перехода из практических соображений. Дело в том, что до того, как стать православным, я возглавлял межденоминационную миссию «Каждый народ», которая занималась проповедью Евангелия коренным народам Сибири и Дальнего Востока. В этой миссии было множество помощников из протестантских общин в России, Белоруссии, Украине, Казахстане. Нужно было объяснить всем, кто меня знал лично и заочно, причины моего шага и причины того, почему я не могу продолжать служение. Так появилась история о нашем переходе. К слову, этот рассказ до сих пор актуален, его читают многие протестанты, которые потом пишут и звонят нам. Большинство из тех, кто задает вопросы о православии, — граждане России и Украины, но есть среди желающих принять православие и протестанты из Европы, Израиля и США. Писем много, не на все даже удается отвечать.

По благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в епархии, где служит отец Игорь, организован консультационно-информационный центр «Путь к дому» во имя святителя Иоанна Златоуста. Благодаря этому центру уже около двухсот протестантов приняли православие.

— Не могу сказать, что эти двести человек — целиком и полностью плод служения только нашего центра, — продолжает священник. — Для того, чтобы человек обрел истинную веру, нужно множество условий, которые в первую очередь создает Сам Господь. Малая часть этой работы, по Божией благодати, — наша. К нам в центр обращаются многие протестанты, в основном служители. Есть те, кто хочет встретиться, поговорить тайно. Мы идем на общение, отвечаем на вопросы, рассказываем о своем опыте. Кстати, сейчас два бывших пастора харизматических движений помогают в алтаре нашего храма. А всего в Иркутской области сегодня трудится шестеро священников (вместе со мной) — выходцев из протестантизма.

Батюшка говорит, что поток людей, переходящих в православие, может быть и больше.

— Мы видим, как за рубежом люди переходят целыми общинами, у нас же этого массового исхода пока нет. Причин тому несколько. Часто священники, которые обращают протестантов в православие, торопятся. Они относятся к протестантизму как к вражескому движению, стараются резко выдернуть оттуда человека. Это не всегда полезно. К примеру, если о православии задумывается пастор, вся община может стать православной. Но священник, к которому обратился лидер, убеждает последнего быстро принять православие. Пастор следует совету, становится православным и... утрачивает авторитет среди прихожан, которые ничего не успели понять. Лидера изгоняют из собрания, а община получает прививку от православия. В нашем случае, слава Богу, такого не случилось. Отец Вячеслав Пушкарев, руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии, начав общаться с нами, никуда не спешил. Он приезжал к нам в собрание с лекциями, помог всей общине понять православие, буквально пропитаться им. Поэтому мы смогли присоединиться к Русской Православной Церкви все, никого не потеряли.

По словам отца Игоря, служителям, которые занимаются миссионерской деятельностью в протестантской среде, нужно контактировать с открытыми к общению пасторами. Стоит рассказывать им о вере, советовать больше читать святоотеческую литературу. В этом случае у всей общины будет возможность понять красоту православия, узнать о том, что есть Церковь. Думаю, после этого большинство членов собрания примет православие. Иного выхода у протестанта, который искренне ищет Бога, просто не будет. Узнав факты о Православной Церкви, о таинствах, об апостольской преемственности, человек не сможет оставаться протестантом.

А вот диспуты с представителями протестантизма, которые одно время были распространены в нашей стране, отец Игорь считает ненужными.

— Я думаю, подобные публичные споры — проигрышные методы, — высказывает он свое мнение. — Допустим, на публичном диспуте мы выигрываем, а протестантский лидер проигрывает. Он унижен и обижен и вряд ли станет православным. Если же у меня не хватило знаний и аргументов и я проиграл диспут, значит я слаб, не сумел донести православие. В обоих случаях мы потерпели фиаско. В своей работе мы стремимся руководствоваться словами святителя Григория Богослова: «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Пока сердца православных людей на самом деле не будет терзать разлука с протестантами, служение не будет успешным. Если речь идет о личных отношениях с протестантами, православным нужно отказаться от агрессивной полемики. Лучше мягко поделиться своим духовным опытом, переживаниями, просто, искренне показывая, что в православии есть то, что может помочь собрату: благодать Божия, которой почти совсем нет в протестантских сообществах.

Вопросы, которые в первую очередь задают протестанты, обращаясь к отцу Игорю, по его словам, стандартны.

— Этот набор известен: вопросы об иконах, о почитании мощей и святых. Но на самом деле неважно, с какими вопросами они к нам идут. Отвечать на вопросы надо, но главное — нужно доносить до протестантов понимание того, что такое истинная Церковь, Единая Святая Соборная и Апостольская. Это самое важное. Мы с сожалением наблюдаем, что есть люди, которые перешли в православие, но стали номинальными христианами. Так случилось потому, что они не решили для себя, что есть Церковь. Не секрет, что можно встретить проблемы, искушения и трудности, негативное поведение прихожан. Но если у человека есть фундамент, осознание того, что Церковь — это корабль спасения, капитаном которого является Сам Иисус Христос, то, столкнувшись с проблемами в храме, он не уйдет. Слава Богу за то, что я попал на этот корабль, что Господь наш Иисус Христос буквально втащил меня туда. И мне больше не нужно переплывать море на утлой лодочке протестантизма. И мне всё равно, прогнила ли небольшая доска на корабле, надорван ли краешек паруса, самое главное — кто капитан. Если это понимаешь, ты защищен от искушений и проблем. А вот если нет этого понимания, все остальное — красота православия, аскетика, освобождение от страстей, молитва, благолепие богослужения и даже сила Причастия — не могут удержать человека в храме.

Отец Игорь приводит и обратные примеры, когда человек, стремящийся к истине, понимает, в чем ценность, и не обращает внимания на проблемы.

— Женщина, баптистка в третьем поколении, задумалась о православии, пришла в храм и обратилась к бабушке в свечной лавке, — рассказывает он. — Говорит, хочу, мол, поговорить со священником. Бабушка ее спрашивает: «А ты вообще крещеная?» Та отвечает, что нет. Бабушка женщину отругала, сообщила, что батюшка с ней в таком случае вообще не будет разговаривать. Хорошо, что женщина та не остановилась на одной попытке, написала нам в центр. В итоге встретилась со священником уже в другом храме. И это не единичный случай, к сожалению. Случалось, что протестанты были уже готовы принять православие, подходили к батюшкам, просили помощи. В одном случае священник нагрубил человеку, в другом — отсылал его... к епископу. А он к обычному-то священнику едва собрался, со страхом... Радует, что эти протестанты всё же не оставили попыток и стали православными. Возможно, такое отношение было испытанием твердости их намерений. Но совсем не значит, что те действия представителей православия, о которых я говорил выше, — правильные.

О том, что необходимо менять Православной Церкви, чтобы туда пошли протестанты, отец Игорь Зырянов отвечает так:

— Да, пожалуй, ничего не нужно менять, всё, по сути, у нас есть. На те вопросы, что возникают у протестантов, у Православной Церкви есть полноценные, ясные и глубокие ответы. Вопрос лишь в добром отношении и в осведомленности тех людей, кто принимает протестантов, в желании и умении увидеть проблемы, с которыми они приходят. Может быть, стоит сделать самую малость — организовать больше центров, подобных нашему. Мы уже делились опытом в Томской епархии, готовы приехать и в другие регионы, если пригласят.

Из книги Елены Есауловой «Путь домой. Истории бывших протестантов»


16 ноября 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить