Шумаевский крест. Чудо Москвы

В 1755 году Владимирский собор Сретенского монастыря стал тесным для прихожан. Многим хотелось увидеть животворящий крест, вошедший в историю как Шумаевский. Действительно, креста подобного этому не было, нет и, наверное, не будет. Этот памятник церковного искусства уникален и по праву может считаться одним из чудес света. Но встречи с чудом и молитвы у Шумаевского креста в Сретенской обители продолжались до 1927 года. Затем началась другая жизнь. Сегодня Шумаевский крест все также остается тайной, которую пытаются разгадать, и святыней, к которой хочется приблизиться в молитвенном поклоне.

Молитвенный труд Шумаева

Фото 1 (33).JPG
Центральная часть композиции
Шумаевского креста. rusiz.ru

Происхождение креста связано с именем московского купца Григория Семеновича Шумаева, который всю свою жизнь посвятил его созданию. Это был молитвенный труд по обету, который Шумаев так и не успел закончить. Хотя факт единоличной работы над крестом подвергается сомнению.

Шумаев происходил из купеческой семьи, в молодости работал в Кадашевском Монетном дворе, что стоял в районе Кадашевской набережной и Старомонетного переулка. Был плавильщиком и медальером, то есть художником, изготавливающим формы для чеканки медалей и монет. Резьба по дереву, как предполагается, могла быть просто увлечением. Жил в собственном доме, который находился между Сухаревой башней и Сретенским монастырем. В этом доме и создавалось столь необычное по замыслу творение.

Фото 2 (36).JPG
Фото: rusiz.ru

В настоящее время всю масштабность этого уникального пластического ансамбля можно оценить только по описанию и фотографиям.  Немногим повезло увидеть фрагменты креста на редко проводимых выставках.

Шумаевский крест – это киот, то есть деревянный короб из панелей с застекленными дверцами, высота которого составляет 8 метров, ширина – более 4 метров, глубина – около 1,1 метра. По панелям киота шла резьба: около 50 небольших по размеру рельефов на темы Священного Писания. Над дверьми было навершие, изображавшее Саваофа и Ангелов. Сверху располагался карниз с картиной Небесного Иерусалима (Града Небесного).

В киоте заключен сложный ансамбль из множества литых и резных фигур и декоративных рельефов разного размера на темы Священного Писания. Всего 265 миниатюрных композиций. Но эта цифра условна.

В киоте заключен сложный ансамбль из множества литых и резных фигур и декоративных рельефов разного размера на темы Священного Писания

В центре находится «Распятие с Предстоящими», с обеих сторон от которого Архангелы и Евангелисты, а перед ним сооружение, выступающее как символ храма Гроба Господня.  Рядом с телом Христа – Богородица и Иоанн Богослов. Основным фоном для Распятия стало изображение Иерусалима. Интересно, что центральная часть киота напоминает оформление окладов больших напрестольных Евангелий, выполняемое в лучших традициях русского окладного искусства: по сюжету и с особой художественной роскошью.

Действительно, Шумаевский крест впечатляет не только своими размерами, но и праздничностью, богатством. При этом, в отличие от окладов Евангелия, для его создания использовались недорогие материалы: дерево, олово, латунь, цветная смальта, литое, граненое и зеркальное стекло, фольга, стразы. Применялись такие техники, как раскрашивание яркой темперой, серебрение и золочение деревянных и оловянных элементов. На зеркальном фоне писались иконы.

Шумаевский крест впечатляет не только своими размерами, но и праздничностью, богатством

Такая масштабность и сложность структуры креста, явная высокая стоимость работы над ним, ставит вопрос: для каких целей он создавался? Для какого храма? Этот вопрос становится еще более острым, если учесть, что перед нами не просто Образ мира, а Образная модель сакрального центра мира, как пишет художник, искусствовед, специалист по русскому искусству XVII–XVIII веков, исследователь Шумаевского креста Светлана Яворская. Сегодня Шумаевский крест призвана изучать иеротопия (от древнегреческого «священный» и «место»). Это новое научное направление, рассматривающее создание человеком сакральных пространств как особый вид духовного и художественного творчества. Конечно, и этот современный подход может быть реализован только с учетом наследия исследователей креста разных времен, первым среди которых был Н.Н. Соболев, художник, профессор, один из основателей науки о декоративно-прикладном искусстве в России и один из создателей в 1927 году Кустарного музея (Музея народного искусства).

Иерусалим или Москва?

Шумаевский крест является не только прекрасным произведением церковного искусства, но и ребусом. Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, сцены из Евангелия, Деяний и Апокалипсиса изображены на фоне дивного города. Но какого?  Недаром рассматривающие изображение креста люди восклицают: это Иерусалим или Москва? Действительно, прообразом Иерусалима стала Москва XVII века с ее узнаваемым и несколько идеализированным колоритом. Тонко проработанные мастерами стены, башни, боярские терема и царские дворцы, возведенные в Кремле и Коломенском для царя Алексея Михайловича Романова, можно назвать оригинальным памятником древнему городу.

Фото 3 (34).JPG

Один из периодов создания Шумаевского креста приходится на время царствования Петра I. В апреле и мае 1722 года были приняты два Указа Синода, которые касались культовой деревянной скульптуры, ставшей популярной с конца XVII века. Но Синод был явно недоволен, ведь «...в храмах многая неисправность ... обретается... а именно: резные или истесанные, издолбленные, изваянные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепию противны... а дерзают истесывати их сами неотесанные невежды и вместо сообразных святых и благообразными лицами образов безобразные, на которые смотрети гадко, болваны и шуды поставляют...»

Синод запрещал такое вопиющее безобразие: «Иконное писание, в котором является многая неисправа, исправлять, тщательно писать святые иконы Спасову и Пречистые Богородицы и всех святых богоугодников самым добрым мастерством, а резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, кроме распятий, искусною резьбою учиненных, и иных некиих штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных кунштов» (куншты – кустари, мастера).

Любопытно, что данный запрет на объемные раскрашенные изображения святых пришелся по душе и представителям старообрядчества, например, протопопу Аввакуму, назвавшему эти скульптуры ненавистными.

Но в чем именно крылась причина недовольства? В основном – в сходстве с убранством католических церквей, что считалось недопустимым. Как бы то ни было, но запреты и даже репрессивные действия не коснулись Шумаевского креста. И Григорий Семенович Шумаев продолжал творить, не обращая внимания на Указы, никого и ничего не боясь. Может быть, впечатление от креста было столь ошеломительным, что трогать его никто не решался? Или о кресте просто долгое время никто не знал? Но это представляется маловероятным. Причина в сомнении. Мог ли один человек выполнить такую сложную многоплановую работу, даже если посвятил ей долгую жизнь?! Известно, что Шумаев дожил до преклонных лет и умер, перешагнув 90-летний рубеж.

Мог ли один человек выполнить такую сложную многоплановую работу, даже если посвятил ей долгую жизнь?!

Указы Петровских времен с их крутыми мерами повторились в 1830 и 1832 годах в Указах Синода. Деревянная скульптура вновь запрещалась, что часто приводило к гибели истинных шедевров. Однако, трудно было отрицать не только связь со стилем барокко, а значит, европейское влияние, но и явные художественные традиции древнерусского искусства, проявляющиеся в иконостасной скульптуре.

Секрет авторства

Масштаб и искусство исполнения Шумаевского креста ставят вопрос о его авторстве. Конечно, мысль Николая Соболева, первого исследователя этого шедевра, о том, что Григорий Шумаев работал над ним всю жизнь, возвышает образ этого человека. Но современные специалисты ставят конкретные вопросы и выдвигают свои версии.

Фото 4 , Превью.JPG
Фото: rusiz.ru

Действительно, мог ли один человек работать над крестом, в котором сплелись разнообразие жанров и стилей, приемов резьбы и литья, живопись, умение работать с разными материалами?  Очевидно, над созданием креста работал большой коллектив: плотники и столяры, плавильщики, левкасчики (мастера, грунтующие иконные доски и элементы из дерева) и иконописцы, живописцы, скульпторы, стекольщики, огранщики, зеркальщики, позолотчики и другие специалисты. А главное – резчики. И что самое интересное, резчики западноевропейской школы: возможно, белорусские и литовские, в то время приезжавшие в Россию по приглашению царя Алексея Михайловича. Вызывает вопросы и неканоническая иконография ансамбля Шумаевского креста.

Работа шла годы, безусловно, мастера менялись. Одними доделывалось дело, начатое другими, поэтому композиция креста не получилась как абсолютно целостная.

А как же сам Шумаев? Может быть, он был организатором и распорядителем этого грандиозного труда? И существовал ли тот или те, кто задумал, заказал и финансировал изготовление киота? Но ведь был и человек, кто увидел образ креста и запечатлел его сначала на бумаге? Всё это – загадки великого творения.

1755 год – Шумаевский крест в Сретенском монастыре

Как облетела Москву весть о Шумаевском кресте, не ясно. И кто приходил в дом купца Шумаева, чтобы познакомиться с сокровищем, хранимым одним человеком? Ясно только то, что впечатление от увиденного творения находившегося в почтенных летах купца Шумаева было очень сильным. О нем сначала заговорили, а потом причислили к разряду реликвий, значимых и ценных для столицы, России и всего православного мира. Тема сохранения Шумаевского креста прозвучала не просто на высоком уровне, а на государственном. А именно – в Сенате!

С докладом о кресте выступил обер-прокурор и сенатор Иван Иванович Бахметев: «А ныне не безызвестно, что оный купец Шумаев, за древностию лет его, уже забывается, и опасно, что по смерти того Шумаева оный крест утрачен не был и для того не соблаговолено ль будет означенный крест иметь под особливым Сенатской Конторы смотрением».  Именно Иван Иванович Бахметев назвал крест купца Шумаева Животворящим крестом.

В итоге создается специальная комиссия, которая должна была найти достойное место для креста, то есть заняться «особливым смотрением» такого места.  Следовало договориться и с создателем и хранителем креста – Шумаевым. Мы никогда и не узнаем, хотел ли он и его семья расстаться с крестом, но не Григорию Семеновичу суждено было распоряжаться судьбой реликвии.  После знакомства с Шумаевым государевы люди в беспокойстве говорили: «Оказался летами весьма стар и дряхл и не в твердой памяти, ибо он объявляет себе от роду 90 лет, а в доме ево при нем, кроме одного ево сына и невестки, никого нет, но оной ево сын к содержанию и к хранению того креста весма ненадежен».

Фото 5 (15).JPG
Фото: thepresentation.ru

23 января 1755 года комиссия принимает решение о переносе креста в Сретенский монастырь и установке в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Документов о том, что крест создавался специально для этой обители, не существует. Очевидно, владение Шумаева все-таки было в непосредственной близости от Сретенских ворот, что и повлияло на решение комиссии о переносе сложного произведения больших размеров в обитель.

23 января 1755 года комиссия принимает решение о переносе креста в Сретенский монастырь

Надзор за должным выполнением работ был возложен на князя Дмитрия Васильевича Ухтомского, реставратора, главного архитектора Москвы, мастера елизаветинского барокко. На документах, касающихся Шумаевского креста, есть и подписи коллеги Ухтомского – Алексея Петровича Евлашева, архитектора, мастера елизаветинского барокко, сенатского экзекутора.

Установка креста шла с 29 марта по 7 апреля 1755 года. В соборе она обрела место «за левым клиросом к церковной стене». Известно, что в разборке, перевозке и монтаже принимал участие юный Василий Баженов, будущий именитый архитектор, теоретик и педагог, представитель классицизма и зачинатель русской псевдоготики.

2 апреля 1761 года состоялась торжественная передача Шумаевского креста Сретенскому монастырю, настоятелем которого в то время был игумен Максим. В акте передачи стояла подпись архитектора А.П. Евлашева.

События Отечественной войны 1812 года отразились на сохранности Шумаевского креста. В Сретенском монастыре французские солдаты разместились «на квартиры», во Владимирском соборе, где находился крест, был устроен лазарет. К счастью, реликвия не была уничтожена, но композиция лишилась некоторых элементов. Французов привлекли стразы, которые, наверное, принимались ими за драгоценные камни. Так большинство стразов было утрачено. В последующие годы, когда в Москве и в Сретенском монастыре после пожара 1812 года проводились восстановительные работы, прошла и большая реставрация креста купца Шумаева. Стразы заменили зеркальными сегментами. Работы продолжались три года: с 1840 по 1843. После этого на цоколе киота появилась надпись о возобновлении.

К счастью, реликвия не была уничтожена, но композиция лишилась некоторых элементов

С XVIII века и до событий 1917 года крест купца Шумаев» считался одной из значимых достопримечательностей Москвы, о чем писалось в путеводителях тех лет. В свое время А. П. Евлашев так отзывался о паломничестве в Сретенскую обитель тех, кто хотел увидеть крест купца Шумаева: «А ныне в тот Сретенский монастырь для богомолия, а паче для смотрения того креста во время святой службы всегда приходят множественным числом народа и смотрением весьма теснятся и от того опасно, чтоб тому кресту и киоту повреждения не учинили».

Возраст шедевра: на сто лет старше?

Есть и еще один важный и сложный вопрос: сколько же лет Шумаевскому кресту? Возможно, мы когда-нибудь узнаем это благодаря исследователям и возможностям современной науки.

По одним сведениям, в 1774 году работа над крестом была завершена. По другим – еще нет, что и предписывалось делать в стенах Сретенского монастыря. При этом Шумаевский крест при переезде был снабжен не только описью, но и ходатайством о реставрации креста. Эти документы были составлены самим Григорием Степановичем Шумаевым еще в 1762 году. Заметим, что в них Шумаев называет крест иконостасом.

В Сретенский монастырь Шумаевский крест попадает уже в том виде, когда необходима реставрация. Список доработок довольно большой, состоит из 32 пунктов, а утраты на киоте довольно существенные: разбито зеркало иконы «Распятие», обтерлась позолота, сломаны оловянные рамочки, есть сколы на фигурках...  Работами по восстановлению руководил С. Д. Тулаев, грузинский дворянин, серебряных дел мастер. Для проведения реставрационных работ потребовалось только резчиков 10 человек! Зеркало иконы Распятие так и не было отреставрировано.

Фото 6 (10).JPG
Крест Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. liveinternet.ru

В городе Истра Московской области находится Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Обитель основал в 1656 году Патриарх Московский Никон, замыслом которого было воссоздание святых мест Иерусалима. В монастыре стоит величественный Воскресенский собор, строившийся по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. Храм имел три придельные церкви. В верхней, Голгофской церкви, Патриарх особенно любил проводить службы. Здесь был установлен крест, им освященный. Этот крест изготовлен из палестинского кипариса редкого вида. Высота Ново-Иерусалимского креста около 3,5 метром, а тело Иисуса Христа изображено в естественный рост человека.  Над головой Христа есть надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Примечательно, что она сделана на трех языках.  По замыслу Патриарха Никона, эти детали приближали крест к подлинному Христову Кресту.

Существовал и еще один крест – Кийский, созданный раньше Ново-Иерусалимского и также по подобию подлинного Креста Иисуса. Свое название крест получил от острова Кий в Белом море, где Никон чудесным образом избежал гибели. Кийский крест был изготовлен для Онежского Крестного монастыря, основанного Никоном в 1656 году.

По замыслу Патриарха Никона, эти детали приближали крест к подлинному Христову Кресту

Несмотря на то, что существовало два креста, исследователи считают крест, установленный на Голгофе Воскресенского собора в Новом Иерусалиме, протографом для Шумаевского креста. Протограф (от древнегреческого языка «первый + пишу») – это документ или рукопись, ставший основой более поздних списков, то есть оригинал, с которого списано другое произведение.

Столь точное повторение Шумаевским распятием Ново-Иерусалимского в технике «низкого рельефа» (плоская резьба) и в «меру Тела Христова» говорит об использовании прописей, то есть контурного рисунка с оригинала, выполняемого с помощью кисти через кальку. Предполагается, что пропись могла быть сделана рядом с крестом и до его установки в Воскресенском храме. А сам Шумаевский крест все-таки на 100 лет старше, чем принято считать.

Сокровище двух музеев

С 1925 по 1947 год в СССР существовала общественная организация – Союз воинствующих безбожников, на которую власть возлагала определенные надежды в ведении системной антирелигиозной работы. Цель организации – идейная борьба против религии и пропаганда атеизма. Интересно, что «безбожникам», имеющим свой печатный орган, удалось не только организовать кружки для детей, построить самолет, но и открыть музеи. В это время по всей стране шло разрушение храмов и монастырей. Но некоторые из них превращали в музеи, придав его интерьерам «гражданский вид». При Наркомпросе даже возникло управление такими музеями. В Новодевичьем монастыре открылся музей «Раскрепощенная женщина», в Покровском соборе – антирелигиозная выставка (1929).

«Новый музей безбожников» обосновался в Страстном монастыре, где удалось собрать большое количество экспонатов. Так писал журнал «Огонек» в 1928 году (№41, 7 окт.).  Очевидно, что именно здесь хранился и Шумаевский крест, вывезенный из Сретенского монастыря. В 1930 году экспонаты этого музея были перевезены в Донской монастырь. В 1934 году был создан музей Академии архитектуры СССР, которому в 1935 году передали территорию и постройки древнего Донского монастыря, основанного в 1591 году. После закрытия в 1918 году он продолжал действовать до конца 1920-х годов.  В 1930-е годы службы проводили только в Малом соборе Донской иконы Божией Матери.

Фото 7 (6).JPG
Музей в соборе Донского монастыря. pastvu.com

В 1930 году в Большом соборе Донской иконы Божией Матери, возведенном в 1698 году, был установлен Шумаевский крест. Перевозки сказались на сохранности креста, как и факт его экспонирования без защитного стекла, что вызывает недоумение. В 1990-е годы Шумаевский крест еще можно было увидеть в монастыре, в 1991 году его освятили, а в 1995 году крест был разобран.

И сегодня все еще не закончился «музейный» период жизни замечательного духовного памятника, который в разобранном виде хранится в запасниках Музея архитектуры им. Щусева и очень редко экспонируется, да и то фрагментами, что вызывает, конечно, очень большое сожаление.

Ольга Сокиркина 23 марта 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить