Быть активным мирянином

Служить Господу может не только священник в алтаре и помогающий ему диакон. Служить Господу может и должен любой православный христианин, неважно учитель он или токарь, продавец или инженер. Он может быть активным мирянином, своим делом и словом проповедовать Христа. В проекте «Говорим» о том, как это делать, рассказывает Максим Соколов – помощник ректора по внеучебной работе, руководитель студенческого центра «Новая площадь» Российского православного университета, интернет-обозреватель телеканала «Спас», член совета благотворительного фонда поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI», член попечительского совета ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки», действительный член Императорского православного палестинского общества.

От мастера спорта по айкидо до православного христианина 

Сразу скажу, что у меня нет ответа на вопрос о том, как быть активным мирянином в Церкви. Я никогда не ставил его перед собой, поэтому и не искал ответа. Для меня гораздо важнее вопрос «зачем?» На него можно ответить простыми словами. 

Я не рос в православной семье, не воцерковлялся с детства, не интересовался темой православного христианства вплоть, наверное, до второго курса университета. Поступив в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, я учился на факультете политологии по специальности «Экономическая политика». Но в какой-то момент я начал исследовать, каким образом взаимодействие Церкви и государства влияло на экономику и национальную безопасность в разные исторические периоды. Потом изучал то, каким образом духовная система перестроилась во время советской власти в советскую систему, как были заменены основные церковные постулаты на советские и произошла подмена понятий. Я учился на кафедре Владимира Ивановича Якунина, директора Фонда Андрея Первозванного. Он был моим научным руководителем. Именно со знакомства с ним и с Фондом началась моя история. Меня позвали в очень крупные молодежные программы. Я принимал участие в «Школе общественного действия». Мы посещали духовные центры в регионах. К юбилею Крещения Руси мы побывали в Пскове, Великом Новгороде, Михайловском, Печорах. Посетили также Запорожье, Полтаву, были в Киеве в тот момент, когда там служил Святейший Патриарх. 

С этой поездки и началось мое воцерковление как таковое. Но возвращаясь еще на восемь лет назад, я должен упомянуть об одном важном для меня моменте. Я верил в Бога, по крайней мере в своем понимании, задолго до этого. У меня черный пояс по айкидо, я мастер спорта. Стиль айкидо, которым я занимался, назывался син-син-тоицу айкидо – путь слияния души и тела. Он отличается от других, более боевых стилей. Я занимался айкидо на протяжении десяти лет, и все это время вопрос о том, существует ли что-то нефизическое, для меня не возникал. В момент воцерковления я стал размышлять о том, что есть на самом деле.

Воцерковился я уже в университете. Потом я учился в Лондоне, участвовал в разных проектах и мероприятиях Русской Православной Церкви. Однако у меня не было цели, не было понимания, что делать дальше, и все мои компетенции оказались нереализованными. Я познакомился с Михаилом Куксовым, который в тот момент возглавлял движение «Православные добровольцы» и молодежный отдел Московской городской епархии. Мы проработали вместе пять лет. Сделали несколько очень крупных проектов, в том числе форум «ДоброЛето», который проходил на Благовещенском поле возле Троице-Сергиевой лавры. Этот форум мы проводили четыре года, меняя внутреннюю идейную составляющую. Последний форум в 2019 году был посвящен современному искусству, осмыслению исторического и современного культурного кода Русской Православной Церкви. У нас были представители мастерских Лавры, представители Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, а также были современные художники, каллиграфы, граффитчики. Программа была очень насыщенная, каждый день был посвящен какой-то теме.

Помимо этого, был проект «После иконы», который мы поддержали. Это объединение художников, которые стараются раскрыть тему христианства, пользуясь современными техниками. Мы провели крупнейшую с 90-х годов прошлого века выставку произведений современного искусства. 

Также я занимался социальными сетями патриарха Кирилла. Мы вместе с командой смогли добавить важные нюансы, которых очень не хватало. Мы придумали новое оформление, добавили короткие видео с текстовой расшифровкой, фотографии самого патриарха. Мы полностью перестроили страницу, исходя из современных реалий ведения социальных сетей.

Кроме того, на телеканале «Спас» есть рубрика, которая посвящена интересным социальным проектам и флешмобам в Интернете. В рамках еженедельной пятничной рубрики мы рассказываем об этом и ведем онлайн-проект. Вместе со «Спасом» проводим онлайн-экскурсии. 

Сохранить храмы в русских деревнях 

Из проектов для меня совсем новых и удивительных я бы отметил проект строительных отрядов. У них невероятно четко выстроена система взаимодействия, деление на университеты. Их система проста: есть московский штаб, в которых входят руководители штабов каждого из вузов, где есть их так называемые бойцы. Всего участвуют порядка 20 вузов. В Москве 2065 действующих бойцов российских студенческих отрядов. Их уровень самоорганизации, творческого потенциала, желания делать что-то полезное невероятно высок. Эти люди выезжают летом в регионы, чтобы заниматься там реставрацией, восстановлением школ. Они участвуют в федеральных стройках, творчески объединяют студентов своих вузов, проводят очень много мероприятий. У них есть отдельная программа «Зимний десант», в рамках которой около 20 человек выезжают на автобусе в заброшенную деревню и там проводят неделю или две с программой для всех видов социальных учреждений. Утром они работают в школе, потом идут в дома престарелых, помогают администрации, чистят снег. 

В России, по официальным данным, около пяти тысяч разрушающихся храмов, по неофициальным данным – их несколько больше. Зачастую в советское время они использовались как зернохранилища или дома культуры. И эти строительные отряды как раз занимаются приведением в порядок этих храмов.

Единственная возможность возобновить жизнь сел и деревень – это возобновить деятельность школ, привести в порядок храмы, хотя бы остановить их разрушение. Важно не забывать, что село – это основа страны, ему нужно уделять внимание. 

Единственная возможность возобновить жизнь деревень – возобновить деятельность школ, привести в порядок храмы

Кроме того, большинство разрушающихся памятников имеют важное культурное, историческое, духовное значение. Многие храмы сохранились в относительно хорошем состоянии, однако они продолжают быть заброшенными и в них не совершаются богослужения. По инициативе Русской Православной Церкви был создан фонд «Иннотех XXI», который стремится если не отреставрировать, то хотя бы сохранить храмы. Мы создаем модели храмов в формате 3D-сканирования или с помощью фотограмметрии, когда храм снимают с квадрокоптера с разных сторон. Этот проект ставит себе задачу сделать медиареестр разрушающихся храмов по всей стране, чтобы сохранить их. Это огромный пласт культурного наследия, который и так почти стерт двумя революциями. Единственный способ сохранения этого наследия – это сохранение исторических храмов, которые были построены за долгие века.

Быть активным мирянином 

Очень важно в вопросе о том, как быть активным мирянином, понять, зачем это нужно человеку. На этот вопрос не отвечают общими словами. На него важно ответить себе самому. Спросить себя: «Зачем это нужно лично мне?» Если это понимание есть, то нужно искать в общении с Богом. Не ответ на вопрос, кем быть и в чем участвовать, а искать ответ на вопрос, кто ты, чем тебе хочется заниматься, кем ты хочешь быть. В тот момент, когда ты начнешь приходить к пониманию того, кем ты хочешь быть, важно также понять, какова будет твоя миссия в данном месте и моменте времени, если ты будешь заниматься определенной деятельностью. Православная Церковь, несмотря на отсутствие активного движения мирян, так или иначе призывает всех нас к миссии. 

С моей точки зрения, если тебе не хочется идти в храм, то ты уже не православный. Если ты не веришь в Бога так, что тебе хочется с Ним общаться, то ты тоже не православный. Если тебе не хочется миссионерствовать, не хочется рассказывать о Христе, то ты тоже не православный. 

У меня никогда не было таких мыслей, что жизнь в Боге – это некое страдание, и для этого нужно что-то преодолевать. Понятно, что иногда уходят близкие, теряется работа, случаются проблемы в семье. Но важно понимать, что Господь – это не какой-то наказывающий тебя за грехи полицай, который смотрит на тебя и думает, какой бы палкой тебя еще побить. Мы воспринимаем Бога как отца, близкого нам человека. Это восприятие должно перезапускать всю систему собственной мотивации, особенно в тот момент, когда мы занимаемся профессиональным самоопределением. Занимаемся мы этим в школе, университете или где-то еще, если мы является христианами, должен возникать логичный вопрос: какова моя миссия как христианина в данный момент времени? Что я сделал для того, чтобы хотя бы немного помочь развитию Церкви? Самая большая проблема нынешних молодежных организаций в том, что они в основном занимаются тем, что пытаются развлекать конкретную группу людей, которые прекрасно себя чувствуют, попивая чай.

Когда нам нужно взаимодействовать с миром разными способами, наша позиция должна быть вот какая. В тот момент, когда мы понимаем свое желание быть архитекторами, юристами, врачами, педагогами, кинематографистами, нужно задать себе вопрос: «Могу ли я хоть как-то своим профессиональным делом поддержать свою Церковь и свою общину?» Это не зависит от того, чем именно занимается человек. В любой профессии можно найти реализацию христианской миссии. Важно не забывать, что мы остаемся православными христианами не только в стенах храма, но и в миру, за стенами храма, и должны нести этот свет людям . 

Важно не забывать, что мы остаемся православными христианами не только в стенах храма, но мы должны нести этот свет людям

Мне кажется, что особенность русского человека в том, что ему хочется 30 лет пролежать на печи и ждать того, что в какой-то момент что-то случится. Большинство из нас достаточно инертны. Мы любим прикрываться, мол, Господь не сподобил, нет воли Божией, вот и буду сидеть на печи. Творить – это точно такой же Божественный дар. В тот момент, когда мы понимаем, что сил нет, надо молиться о том, чтобы Господь послал нам силы на развитие этого самого дара в той сфере, которую мы избрали. 

Если мы не тратим нашу жизнь на то, чтобы нести этот свет, можем ли мы продолжать называть себя православными христианами?

Философия мирянина – это философия не потребителя, а служителя

P.S. Апостол Петр пишет: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4: 10). Философия мирянина – это философия не потребителя, а служителя. Когда человек приходит в Церковь, то он должен переформатировать свое сознание с потребительского. Это значит, что, помимо всего прочего, человек должен зажечься служением и задавать Богу вопросы. Христианин – это человек, у которого есть вопросы к Богу. Многие считают себя христианами, а за всю жизнь у них ни одного настоящего вопроса к Богу не было. Я имею в виду такие вопросы: Кто Ты, Господи? Что мне делать? Как мне жить? Что должно измениться в моей жизни? Если таких вопросов нет, значит воцерковление человека еще не началось. Взрослого ответственного человека характеризуют именно вопросы к Богу.

Максим Соколов 27 октября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить