Часовня Александра Невского: в память воинов, на брани убиенных

140 лет назад в Москве началось строительство часовни Александра Невского в память о воинах, погибших во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Где находилась часовня, сегодня не вспомнят даже коренные москвичи, потому что в 1922 году она исчезла с карты столицы, но не должна исчезнуть из нашей памяти. Это было первое церковное здание, снесенное советской властью. 

2.JPG

Манежная – площадь, которую мы не знаем

В жизни есть интересный парадокс: часто знакомое оказывается совершенно незнакомым. В полной мере это касается людей и городов, ведь у них есть своя судьба, история, секреты. К тому же города строят люди, чтобы в них жить, работать, молиться. Так судьба и история изменили облик Москвы и ее самой большой площади – Манежной, известной с XII века, но впервые упомянутой только в 1493 году. Сегодня это название объединяет не одно, а несколько исторических мест столицы.

В давние времена на территории Занеглименья никакой площади не было. За рекой Неглинной у стен Кремля был просто луг, который обживался, застраиваясь домами. При Иване III (1440–1505) территория расчищалась на расстояние 109 саженей от кремлевских стен, ведь дома постоянно горели. Но, как говорит народ, свято место пусто не бывает. Иван Грозный (1530–1584) расселил здесь Стремянный стрелецкий полк. Но самое главное, что в северо-западной части этого участка земли примерно с 1600 года стояла деревянная церковь Моисея Боговидца, а затем по распоряжению Ивана Грозного недалеко от Воскресенского моста через реку Неглинную был возведен женский монастырь – Моисеевский. В 1765 году он и три богадельни были упразднены императрицей Екатериной II. После закрытия монастыря в зданиях богадельни размещались два батальона гарнизонного полка. И странное дело – в 1787 году, после разбора всех зданий, на его месте образовалась Моисеевская площадь. Название приживется и продержится вплоть до 1930-х годов. Монастырская церковь исчезла в 1789 году. 

Проходили века, правители русского государства продолжали менять вид современной Манежной площади. При Петре I, когда шла Северная война (1700–1721), появились земляные бастионы, которые должны были сдержать шведов в случае осады Москвы. Эти сооружения просуществовали до самого начала XIX века, не имея никакой функциональной надобности. В 1698 году стрелецкий полк расформировали, а стрелецкая слобода стала превращаться в бойкое торговое место, где продавали и покупали, ели и веселились. И это в соседстве с Моисеевым монастырем! Но торговое дело продолжало процветать. Царь Петр своими распоряжениями перевел сюда Охотный ряд и Харчевые ряды. К концу XVIII века здесь уже стояли здания в два этажа с магазинами, гостиницами, меблированными комнатами, трактирами. Со временем на месте торговых рядов появились городские переулки: Лоскутный, Обжорный, Ветошный. На месте Исторического музея (1872) была Охотнорядская площадь. На эту хаотичную застройку гордо смотрело старое здание Московского университета, пострадавшее в пожаре 1812 года. 

2.JPG

В 1817 году на месте торговых лавок строится Манеж: так отмечается 5-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Распоряжение о строительстве в 1816 году дал император Александр I: возвести экзерциргауз для строевой подготовки военных. Через 14 лет в Манеже будут проводить выставки, а затем концерты и балы. 

В 1817 году на месте торговых лавок строится Манеж: так отмечается пятилетие победы в Отечественной войне 1812 года

Территория в самом центре Москвы продолжала меняться. В 1819 году в подземный коллектор ушла река Неглинка. На ее месте у западной стены Кремля был разбит Александровский сад. Снесен Воскресенский мост. 

После революции 1917 года в планировке этого места ничего не поменялось: только в Манеже – казармы, а после Гражданской войны – гараж машин, на которых ездит правительство страны Советов. Ломать здания в переулках и частично на Моховой начали в 1930 годы. Здания, стоявшие у северного фасада Манежа, сносили долго: целых 6 лет – до 1938 года. Шла реализация Генерального плана реконструкции Москвы (1931–1935), меняя планировку города. Строилась первая линия метро.  

Моисеевскую площадь переименовали в Манежную, которая стала Площадью 50-летия Октября в 1967 году. Но новое революционное название не прижилось: в ходу осталось старое, лишенное идеологического подтекста, – Манежная площадь. Площадь объединила Моисеевскую площадь с полностью или частично снесенными улицами и переулками: Обжорным переулком, Лоскутным переулком и тупиком, частью прилегающих улиц – Моховой, Большой Никитской, Тверской, Манежной. 

На самой Манежной площади и по соседству больше не осталось церковных строений, исключая храмы на территории Кремля, ведь Октябрь и религия несовместимы. Так столица лишилась двух церквей и двух часовен.   

Церковь Николая Чудотворца в Сапожке

Здание Манежа было построено около Кутафьей башни и дивного древнего храма Белого города – церкви Николая Чудотворца в Сапожке. В 1470 году она была освящена в честь Симеона Святого, затем разобрана и уже в XVI веке восстановлена как Никольская. В 1648 году церковь представляла собой каменное здание о двух шатрах, а в конце XVIII века обрела новую колокольню. Но император Николай I в 1837 году велел разобрать церковь и построить домовую при Манеже. Со стороны Александровского сада в полукруглой пристройке здания Манежа из кирпича от старого храма отстраивается Манежная Никольская церковь, вмещающая 500 человек. В 1843 году ее освятили. После революции домовый храм при Манеже, ставшем гаражом, закрыли, а в 1930 году снесли. Сегодня о церкви Николая Чудотворца в Сапожках напоминают только три арки с дверями со стороны Александровского сада. 

Церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду

На перекрестке современных улиц Тверская и Охотный ряд, в торговом месте столицы, стояла церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Считалось, что Параскева Пятница покровительствует успешной торговле, ведь традиционно по пятницам на Руси шумели ярмарки и устраивались пятницкие торги. Поэтому по традиции икона святой Параскевы устанавливалась на торговых площадках. 

Церковь Параскевы Пятницы была хорошо видна с Моисеевой площади и от Манежа. Первые упоминания о деревянном храме относятся к 1406 году. Сначала это была церковь у Старых Пол, а затем та, «что позади у житного ряду», когда это место стало торговым и появились Мучные, Солодовенные, Житные ряды. Украшения фасадов церкви напоминали Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Формы под изразцы с красивым растительным орнаментом и глазурью, которые использовались для облицовки барабанов церковных глав, были привезены из монастыря в Новом Иерусалиме ко двору князя В. В. Голицына (1643–1714). Интересно, что палаты князя и каменный храм Параскевы Пятницы, построенный им в 1686–1687 годах, соединял переход. Но после опалы влиятельного некогда князя в 1689 году Петр I (1672–1725) передал церковь грузинским князьям. В дальнейшем судьба была милостива к храму: после пожаров велась реконструкция, в 1775 году его спасли от сноса для устройства площади, он обрастал новыми приделами и изменялся согласно новым проектам перестройки. Даже в 1923 году церковь и палаты В. В. Голицына вызывают интерес: их не сносят, а начинают реставрировать. Через два года после завершения реставрационных работ церковь Параскевы Пятницы снесли, как и палаты Голицына. На этом месте в 1932–1935 годах появилось здание Совета Труда и Обороны. С 1994 года в нем располагается Государственная Дума РФ. До этого – просто квартиры и Государственный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки. От тех давних времен во дворе сохранились палаты Троекуровых, измененные и потерявшие свой бесценный исторический вид. 

2.JPG

Часовня Иверской иконы Божией Матери

Манежную и Красную площади разделяли Воскресенские, или Иверские (ранее Неглиненские, Львиные, Курятные), ворота с часовней Иверской иконы Божией Матери. Всякий идущий на Красную площадь и в Кремль должен был приложиться к этой иконе. Первая постройка ворот относится к 1535–1538 годам. От них через реку шел Воскресенский мост, сначала деревянный, а с 1608 года каменный. В 1648 году царь Алексей Михайлович (1629–1676) встречал у этих ворот Иверскую икону Божией Матери, привезенную с Афона. В 1669 году для нее построили деревянную часовню, а ворота переименовали в Иверские. Через 11 лет ворота перестроили по указу царя Федора Алексеевича, украсив иконами. При Петре Великом ворота стали триумфальными. В дальнейшем они неоднократно подвергались обновлению и получили новые украшения фасада и внутреннего убранства в честь важных исторических событий. Часовня пострадала во время нашествия Наполеона и была восстановлена как памятник победе в войне 1812 года. 

В 1648 году царь Алексей Михайлович встречал здесь Иверскую икону Божией Матери, привезенную с Афона

Воскресенские ворота дали название Воскресенскому проезду и Воскресенской площади, которая декретом 1918 года стала Площадью революции. Казалось бы, судьба была благосклонна к этому легендарному строению: в 1920 году его передали Государственному историческому музею и даже отреставрировали. Но прошло девять лет и Иверскую часовню, описанную в произведениях Л. Толстого, И. Бунина, И. Шмелева, М. Цветаевой, снесли. Через два года, в 1931 году, демонтировали ворота, и сделали это без должного архитектурного надзора. По мнению власти, без ворот поток демонстрантов мог литься большой могучей рекой на Красную площадь. Иверская икона Божией Матери чудом оказалась в храме Воскресения Христова в Сокольниках (1909–1913). Архитектурный памятник восстановили только в 1993–1994 годах. Проезд, ставший в 1922 году Историческим, в современной России переименовали в проезд Воскресенские Ворота и опять сделали пешеходным. 

Часовня-памятник святого Александра Невского

В Русско-турецкой войне 1877–1878 годов погибло более 200 тысяч русских солдат и офицеров. В память о них 31 июля 1882 года в Москве произошло знаковое событие: закладка часовни-памятника Александра Невского. Место для ее возведения было продумано: на Моисеевской площади, где находился Моисеевский женский монастырь. Сегодня по этому месту идет нескончаемый поток машин, разделяя Манежную площадь и гостиницу «Националь», напротив которой стояла часовня. 28 ноября 1883 года, в 5-ю годовщину взятия Плевны, часовню торжественно освятили. 

В Русско-турецкой войне погибло более 200 тысяч русских солдат и офицеров. В память о них заложили часовню-памятник Александра Невского

Инициатором строительства часовни стало московское Общество поощрения трудолюбия, созданное в 1865 году княгиней А. Н. Стрекаловой (1821–1904). Специальная комиссия организовала конкурс на лучший проект и сбор средств. Деньги на строительство собирали всем миром: более 25 044 рублей собрали по всей России. 

2.JPG

Общество поощрения трудолюбия с 1868 года входило в состав Ведомства Императорского Человеколюбивого общества. Его стараниями и усилиями открывались различные благотворительные учреждения. Прежде всего это были дома трудолюбия – новая форма помощи нуждающимся людям, которым помогали обрести профессию, найти работу, жилье, получить материальную и финансовую поддержку. Также организовывались исправительно-воспитательные приюты, школы кройки и шитья для женщин, осуществлялись другие проекты. В 1877 году, когда шла Русско-турецкая война, Стрекалова организовала приют для детей погибших воинов. Кроме того, в 1878 году начало работать Московское Александровское убежище для увечных и престарелых воинов около села Всехсвятское, получившее свое название в честь императора Александра II (1818–1881). Это был большой комплекс построек с Алексеевским приютом для офицеров, с парком, часовней в честь Марии Магдалины и храмом Александра Невского, закрытым в 1923 году и снесенным в первой половине 1960 годов. Жизнь в Александровском убежище поддерживалась и благодаря доходу, получаемому от часовни Александра Невского. 

Архитектор Д. Н. Чичагов и часовня Александра Невского

Проект часовни разработал Дмитрий Николаевич Чичагов (1835–1894), замечательный русский архитектор, член Комиссии по сохранению памятников Императорского археологического общества, один из учредителей Московского архитектурного общества (1867), председатель строительной комиссии Политехнической выставки. Мастер эклектики и псевдорусского стиля, он был автором проектов Московской городской думы, Алексеевской школы, Тургеневской библиотеки-читальни (снесена в 1972 году), Городского начального мужского училища имени С. А. Капцова для малоимущих москвичей, дома и моленной промышленника В. Е. Морозова, усадеб и доходных домов. В советское время в здании Московской городской думы сначала был музей Ленина, затем Исторический музей. 

В списке 33-х завершенных работ Д. Н. Чичагова много церквей, в том числе в Москве: церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье (1870–1872); церковь Григория, епископа Неокесарийского, при больнице имени императора Павла (1890), церковь Всех святых в Алексеевском монастыре (1887–1891) и другие храмы. Кроме того, зодчий занимался реставрацией иконостаса Успенского собора Московского Кремля, создал иконостас в русско-византийском стиле для церкви Всех святых Ново-Алексеевского монастыря, проектировал интерьеры и иконостас Церкви Троицы Живоначальной в Никитниках. 

Конкурс на проект часовни святого Александра Невского был объявлен в 1880 году. Несмотря на то, что в этом конкурсе Д. Н. Чичагов получил третью премию, памятник начали строить по его проекту. Шатровая часовня на Моисеевской площади имела вид чугунной пирамиды, что вызывало разговоры о влиянии на автора египетского стиля. Часовню венчал крест и шапка Мономаха, фасады украшали изображения воинских доспехов. Двуглавые орлы, символы империи, «парили» над парными столбами с севера и юга. В 1887 году крест и орлов покрыли позолотой. 

Попасть в часовню можно было через три входа. Внутри находилась икона святого Александра Невского, князя и полководца, а также Цареградская икона Божией Матери, образ Спасителя. В 1896 году часовня обрела икону преподобного Михаила Малеина, покровителя царя Михаила Федоровича Романова (1596–1645) в честь его 300-летнего юбилея. Службы в часовне проходили каждый день. 

2.JPG

Прощание

После революции часовня стояла рядом с Кремлем, на перекрестке двух главных улиц, напротив гостиницы «Националь», где жили видные чиновники наркоматов. В люксе под номером 107 – сам Ленин и Крупская, председатель совнаркома и его супруга. Все эти люди смотрели из окон на двуглавых орлов – символ уничтоженной Российской империи, на церковный крест – символ религии, которой объявлена война. Лучший вид на Кремль и, наверное, революционное настроение им явно портила часовня Александра Невского. Появились мысли о том, чтобы снести памятник. Больше всех усердствовал участник трех революций П. А. Красиков (1870–1939), сын юриста, внук клирика Богородице-Рождественского кафедрального собора в Красноярске. Красиков заведовал одним отделом Наркомюста – ликвидационным, а именно церковным. Его отношение к религии было яростно жестким. Именно Красиков стал одним из организаторов атеистического воспитания в Советском Союзе и инициатором создания журнала «Революция и церковь». В 1920 году в своем письме в Моссовет он писал о том, что часовня оскорбляет его чувство – чувство пламенного революционера, ведь на ней можно видеть изображения русских царей. В 1920 годы многие чиновники еще смотрели на архитектуру Москвы как на памятники, которые стоит сохранить, а потому защищали часовню, говоря, что почти в каждом церковном здании столицы есть что-то напоминающее о православии и государях. Целых два года шла борьба с часовней, построенной в память о русских воинах. Но о них никто и не вспоминал. Просто стояла часовня и придавала площади самодержавно-церковный вид. И в 1922 году Моссовет все-таки принял решение о сносе часовни-памятника. Это произошло в год 5-летия Октябрьской революции. Так зачеркнули 5-ю годовщину взятия Плевны, когда часовня была освящена. 

Лучший вид на Кремль и революционное настроение им явно портила часовня Александра Невского

Наверное, писать о часовне святого Александра Невского можно более коротко, не вспоминая о других храмах, зданиях, улицах, людях. Но тогда она будет выглядеть так, словно ее вырезали со старой открытки и наклеили на одиночество чистого листа бумаги, лишенного души, событий, отношений, а значит – жизни.  

Как жаль…

«В Охотном ряду вывески так огромны, что подавляют магазинчики. Но Параскева Пятница глядит печально и тускло. Говорят, что ее снесут. Это жаль. Сколько видал этот узкий проход между окнами с мясными тушами и ларьками букинистов и белым боком церкви, ставшей по самой середине улицы. Часовню, что была на Манежной площади, там, где Тверская скрещивается с Охотным и Моховой, уже снесли».

2.JPG

Так писал М. Булгаков в марте 1923 года. Это был фельетон с наблюдениями за меняющейся столицей, напечатанный в газете «Накануне» (1922–1924). В то время еще можно было писать невозможные позднее слова:

«И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробьевы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва – мать».

Сорок сороков… Эта простая арифметика, овеянная божественным смыслом и высокой духовностью, изменится. Первой ушла эта маленькая и славная часовня, с которой так много связано в истории страны и Москвы.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить