Просвещение – дорога к вере и путь в храм. Часть 1

Беседа с протоиереем Федором Бородиным

Небольшой старинный храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке укрыт от жары тенью мохнатых еловых лап и струящихся березовых кос. Удивительно, как здесь, за небольшой оградой, едва отделяющей территорию прихода от шумной многолюдной улицы в центре Москвы, спокойно.

Храм – самобытный и сдержанный красавец. Внутри прохладно. Мягкий луч скачет с ветвей на подоконник, заглядывает в окно и осторожно трогает подсвечник. Мы говорим с настоятелем храма протоиереем Федором Бородиным о сложностях в обретении веры, о воцерковлении современников, обретении друзей и созидании Малой Церкви. Глаза у батюшки глубокие и чистые, цвета байкальской воды в ноябре – и там, в глубине, тоже играет солнечный зайчик, когда отец Федор рассказывает о прихожанах, о детях, о силе познания и об истинной Любви. 

Любви нужно учиться

О. Федор ведет занятия в группе
"Открытие веры"

Отец Федор, скажите, часто ли к вам обращаются люди за советом о том, как научиться любви? 

– Если вы имеете в виду любовь семейную, то да. В последнее время я фактически служу семейным консультантом. Наверное, это связано с тем, что у меня восемь детей. Люди это видят и считают, что я могу чем-то им помочь. Я, действительно, уже скоро 30 лет как живу в счастливом браке, поэтому могу сказать о том, что удалось, о каких-то ошибках. И на приходе у нас немало многодетных семей. На основании их опыта, который мне как духовнику немного больше открыт, чем остальным людям, я могу что-то посоветовать. А иногда не могу. 

А часто ли к вам обращаются с вопросом о том, как научиться любви, о которой говорит Христос? Если Бог есть Любовь, то получается, что это – суть нашей веры, жизни…

– Людей, которые приходят ко Христу и говорят: «Я хочу научиться любви» – таких чудных и замечательных людей очень мало. Бывают те, кто, приходя к вере, улавливают, что это – главное. 

Паломничество в Сванетию

Расскажу вам очень интересный эпизод. Ко мне обратилась женщина, которой было очень тяжело принять крещение в Церкви, потому что она еврейка по крови, и по виду – настоящая Юдифь с картины Караваджо. И вот она заинтересовалась верой Христовой, спросила, что читать. Сама покупала и перечитывала гору литературы, а после пригласила меня к себе домой побеседовать. И вот я вхожу и вижу: на большом письменном столе лежит порядка 50–60 прочитанных ею книг и брошюр (а это было в конце 90-х годов), а на другой стороне стола лежит Евангелие. И она спрашивает: «Отец Федор, скажите, пожалуйста, вот здесь, – показывает на гору литературы (при этом нужно сказать, что тогда мало было качественной православной литературы), – много разных интересных мыслей, но о радости очень мало, а вот здесь, – и она показала на Евангелие, – в основном о радости. Так что же главное в вере, в которую Вы приглашаете меня принять крещение?» Я говорю: «Конечно, Евангелие!» И тогда она ответила, что готова креститься. Человек очень точно поставил вопрос: действительно, Евангелие – это книга о том, как Бог доказывает свою любовь к нам тем, что умер за нас, когда мы были еще грешниками (см.: Рим. 5: 8). То есть мы любимы Богом – и это главное, что есть в христианстве. Мы любимы Богом, который есть Любовь, поэтому и от нас в ответ должны исходить любовь и радость. Людей, которые понимают это сразу – немного, но это не значит, что большинство остальных «неправильные». Просто Господь улавливает каждого человека по-своему. Кого-то через ту глубину представлений о Боге, которая впитывается при чтении русской литературы, кого-то через человека, который послужил примером доброго христианина, кого-то через историю – всех по-разному. Чтобы сразу увидеть Христа, это надо встретиться со святым, но где его найти?

Мы любимы Богом, который есть Любовь, поэтому и от нас в ответ должны исходить любовь и радость

Но даже просто услышав о такой христианской любви, люди часто стараются понять, как это, узнать, что это такое. Что советуете тем, кто спрашивает о Любви истинной? 

– Надо делать дела любви. У святых отцов много сказано об этом: даже если твое сердце сухо, холодно – действуй на основании разума, который знает, что такое дело любви в этой ситуации, и Господь даст тебе Любовь. 

Могу привести пример: представьте, зимой садитесь в машину, а аккумулятор сел, ничего не работает. Тогда вы цепляете трос на другую машину – и происходит не так, как должно быть: не двигатель крутит колеса через коробку передач, а наоборот. Так же и здесь: дела любви свидетельствуют Богу о том, что вы даже из холодного сердца ищете этого делания. И вот тогда Господь отогревает сердце. 

Если мы хотим научиться любви даже в те моменты, когда сердце не доросло до каких-то поступков, надо от ума поступать. Думать, как бы здесь поступил святой человек, например, как святой Николай в моей ситуации поступил бы? Брать пример со святых или с Самого Христа. Святые подобны Христу, поэтому они святы. Мы так не умеем, но подражая им, можем таким образом сами научиться.

Также точно и с молитвой. Сказано: «Бог, дающий молитву молящемуся» (1 Цар. 2: 9). Человек молится даже тогда, когда он не слышит никакого ответа. И Бог, видя это, дает ему молитву как диалог, приходит к нему и отвечает. А если человек скажет: «Я не буду молиться, пока сердце само не захочет», то оно же может никогда и не захотеть.

Проповедь через культуру – мощнейший ресурс Церкви

Вы служите много лет. Сейчас открыты храмы, есть много возможностей для воцерковления. Сегодня, на ваш взгляд, больше людей, чем раньше, приходит к истинной вере?

– Человеку нужна помощь Бога в его духовном пути. Чтобы уверовать, удержаться и возрастать, ему нужен призывающий. Апостол Павел говорит: «Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10: 14). И нужны таинства – тáинственная помощь Божия, дары: исповедь, причастие, крещение. В советское время очень многие люди не могли услышать о Боге и не могли участвовать в тáинственной жизни. 

Паломничество в Сванетию

Например, представьте себе столицу химической промышленности СССР – город Дзержинск. Город, полностью построенный в тридцатые годы, в котором не было ни одного храма. Город закрытый, в котором все сопряжено с гостайной и в котором отслеживается, куда люди регулярно ездят. Человек, ходящий в храм, неблагонадежен для советской власти. Найти Евангелие где-то невозможно. Проповедовать – где? На улице? По квартирам? Люди могли прожить там всю жизнь и не встретить храма Божьего и проповедующего. Им, конечно, прийти к вере было значительно тяжелее, чем нам. Сейчас – пожалуйста: если ты хочешь, заходишь в любой книжный магазин и покупаешь Библию. 

Моя мама работала в крестильне Елоховского собора и переписывала Евангелие от руки. Она 12 раз переписала Евангелие полностью – хотела дать возможность людям хотя бы один раз перечитать его, а потом вернуть. Постепенно все эти экземпляры так и остались у кого-то на руках. Но тогда действительно был голод на Слово Божие. 

Я помню, как дореволюционные издания писем тогда еще не прославленного Игнатия Брянчанинова давали почитать на три дня, иногда на ночь. Это была с рассыпающимися от тысяч прикосновений к страницам святыня и великая редкость! Сейчас все доступно. Открываешь Интернет – мысли святых отцов, огромная подборка. А тогда первые книги, сшитые ксерокопии в 1988–89 годах были просто чудом. Письма старца Амвросия… Где взяли? – Не можем раскрыть!

Паломничество в Сванетию

Из-под полы доставали где-то тайно, по благословению отца Кирилла, а сейчас, пожалуйста, всё лежит. Но беда в том, что люди не хотят это читать. Удивительно – у нас в Москве сотни тысяч людей с гуманитарным образованием, хорошо знающих свою сферу, так или иначе изучавших европейскую культуру и не читавших Евангелие, хотя они прекрасно знают, что вся европейская культура написана на полях Евангелия. Эти ссылки и сноски не могли спрятать даже при советской цензуре учебников и учебных пособий. Но никак не может ни в одном европейском народе называться культурным человек, если он не читал Евангелие. А современные люди уже не читают.

Много раз так было – умирает пожилая женщина, родственники привозят ее отпевать в храм и приносят стопку литературы, которую она им когда-то дарила и просила прочитать. Видно, что никто не открывал ни Евангелие, ни Библию, ни молитвослов. Люди боятся, они прекрасно знают – начнут читать Евангелие, нужно будет начать жить по-другому. Современные люди Мураками читали, Гессе всего читали, всего Водолазкина, все новинки будут читать, европейские, мировые и наши, и муть всякую – а Евангелие не будут. Не хотят менять жизнь.

Очень часто мне приходится слышать, что мы провалили миссию. Ничего подобного. Уже даже ленивый слышал проповедь – она по телевизору везде, по многим каналам. Храмы открыты – приходи, это же вопросы жизни и смерти! Священники везде есть, в Интернете можно задать любой вопрос, сколько уже сетевых проповедников, к которым можно обратиться.

«Основная трудность прихода к вере в том, что люди более возлюбили тьму, потому что дела их были злы, – как говорил Иоанн Богослов. – Люди не идут к свету» (см.: Ин. 3: 19). Те, кто готов был слышать – услышали. Как это? Мы же читаем житие Антония Великого: он пришел в свой приходской деревенский храм юношей и услышал: «Если хочешь быть совершенным, оставь все и следуй за Мной» (см.: Мф. 19: 21). Он все раздал нищим, только оставил приданое сестры родственникам, чтобы те смогли выдать ее замуж. И ушел. Ему достаточно было один раз прийти и услышать одно это слово. Вот это Антоний Великий. А мы что? Слышим это бесконечно, но ничего не меняется.

Обычно в поиске истины и нужного направления в жизни пребывают молодые люди, студенты... Много ли молодежи сейчас приходит в храм?

– В последние несколько лет молодежи стало меньше. Это и демографический вопрос. К сожалению, среди студенчества сейчас стало хорошим тоном быть антицерковно настроенными. Это наша беда. Если раньше, в 90-е годы, в нулевые проповедников везде пускали и ждали, то сейчас ситуация обратная. Даже если ты приходишь в школу, часть родителей будет возмущаться – зачем пустили длиннополого сюда?

Слыша клевету о Церкви или реальную критику, люди успокаиваются – раз так, я туда не пойду, буду жить, как все. Я понимаю, почему все предыдущие 15 лет я в храм не ходила – вот поэтому. Избитые претензии про «попов на мерседесах», которых вообще-то редко где можно встретить – это не причина, это повод не менять свою жизнь.

Слыша клевету о Церкви или реальную критику, люди успокаиваются – раз так, я туда не пойду, буду жить, как все

Но и начинать можно потихоньку, с малого?

– Вы же понимаете: Евангелие радикально не исполнимо. Этим оно прекрасно! И Евангелие не дает меры, которую можно выполнить и остановиться. Вспомним пример с тем же самым юношей, который спросил Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10: 17). И Христос ответил ему: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Мк. 10: 19). А парню мало, чего-то недостает. Христос говорит: «Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною» (Мк. 10: 21). Юноша же, услышав это, опечалился, потому что был очень богат. Если бы он смог это сделать, был бы одним из апостолов. Но он отошел огорченный и так остался без имени в истории. Но это вовсе не значит, что он погиб.

Блаженны нищие духом, блаженны милосердные, блаженны чистые сердцем (Мф. 5: 3–8)… Как можно человеку понять, что он до конца очистил свое сердце? Никто не может этого сказать. А вот молодой человек, который в принципе эгоистичен, очень часто готов об этом услышать. Это может совпасть с неофитским горением. Конечно, это может быть очень тяжело для окружающих. Помните, Борис Пастернак писал: «Я все готов разнесть в щепу и всех поставить на колени»? Такой лозунг неофита.

Но это же может стать основанием, на котором Господь построит дом веры этого человека – отрешение от себя прошлого и перемена жизни. В этом смысле молодому человеку легче, у него нет этого бэкграунда, навыков, привычек, въевшихся страстей, плененности мирскими вещами. Но молодые люди – другие, они очень требовательны. Если человек взрослый уже понимает, что любой немощен, и он готов со снисхождением относиться к чужим недостаткам, то молодой человек на это не готов. И он требует от проповедника очень большой высоты и искренности, полного отсутствия лукавства, потому что лицемерие его сразу отталкивает.

Конференция о наследии Златоустовского монастыря и флотоводцев,
захороненных на его территории. К 300-летию славной битвы при Гангуте

Но и молодежь ищет опоры, основы, на которую можно опереться. Отец Федор, как вы думаете, что можно и нужно делать сейчас, чтобы молодежь приняла Церковь и пришла в храм, нашла в вере ту самую опору?

– Это очень трудно. Многие священники умеют работать с детьми, с людьми среднего возраста и пожилыми людьми, и очень мало тех, кто находит общий язык со старшеклассниками, со студентами и молодежью. Это те, кто навсегда остался немного студентом в душе, их очень мало, и это очень тонко чувствующая категория людей. Один мой знакомый священнослужитель много лет ходит в светский вуз, преподает, рассказывает о Христе. Он говорит, что в Москве примерно 15 священников, которые с той или иной регулярностью читают какие-то курсы в светских вузах. И к каждому из них на лекциях постоянно подходят студенты и спрашивают, куда можно прийти поговорить. А пойти некуда. Нужен именно Дом православного студента. Такого в Москве нет. Нужно организовывать культурно-просветительские центры. В них с учеными в области точных наук может общаться священник, который закончил, например, мехмат – для них он свой. В других – выпускник филфака, бывший художник, отставной офицер, инженер, а где-то священник будет разговаривать со старшими школьниками. Студент будет разговаривать со священником и слушать его, если священник многого достиг в той области, в которой учится студент. Если батюшка закончил такой же факультет и аспирантуру, защитился, тогда уши студента откроются к тому, чтобы услышать. А если нет – что за невежда такой? Мы у нас тут на физтехе или мехмате – короли вселенной, знаем, как все устроено. А что может знать человек, который закончил только школу? А вот человеку, который окончил консерваторию, наоборот, нужен тот, кто никогда не спутает ван Эйка с ван Дейком.

Студент будет разговаривать со священником и слушать его, если священник многого достиг в той области, в которой учится студент

Мы теряем интеллигенцию, а через нее и огромное количество людей. Если мы потеряем педагога-историка, это значит, что, преподавая, он будет акцентировать внимание на негативной стороне истории Церкви. И его слушатели год за годом будут это впитывать. У нас должен быть культурный центр для историков, листовки с его адресом должны лежать на истфаках. Студентов там должны ждать люди с образованием истфака, преподаватели, академики Свято-Тихоновского университета. У нас такого нет, мы не работаем с историками отдельно. Это неправильно и печально.

В таких центрах и священники должны быть доступны, и молодежь должна знать, что она может с любыми вопросами прийти. Это должна быть площадка, предваряющая вхождение в тáинственную жизнь храма. 

На самом деле, очень много людей вокруг хотели бы поговорить со священником, но они не знают как и пока не понимают, что такое таинства и зачем участвовать в них. Для этого нужны самого разного формата культурные мероприятия, вероучительные курсы, площадки, где можно сесть, попить кофе, задать вопрос. И, повторюсь, под каждую аудиторию желательно, чтобы был человек из знакомой среды. Или же надо искать святого – он может разговаривать со всеми, его образование никому не важно. Но как его найти?

На самом деле, очень много людей вокруг хотели бы поговорить со священником, но они не знают как

Или вот человек пришел в храм и спрашивает: «Батюшка, где мне услышать о вере?» Сейчас ему говорят: «Поступай в Свято-Тихоновский университет (4 года) или иди на Фадеевские курсы (2 года)». Но человек не может – у него работа, семья, дети… А в культурно-просветительских центрах вот есть год по понедельникам, или полгода по четвергам, или десять лекций по средам. И человек может выбрать для себя: например, вот здесь поучиться пению и через это воцерковиться (если учился в музыкальной школе, научат хотя бы на левом клиросе петь), а вот здесь прослушать курс по Евангелию.

Я думаю, что проповедь через культуру – это мощнейший ресурс Церкви. Вся русская культура – христианская, и пока еще наш народ не до конца от этой культуры отошел, но, к сожалению, постепенно отходит. Этот процесс начался не сейчас, но люди все дальше от остаточного христианства, которое передается через воспитание. Вот доказательство: песня 60-х годов – «Огней так много золотых на улицах Саратова, парней так много холостых, а я люблю женатого... Я от себя любовь таю, а от него тем более… С любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться». Это абсолютно христианская реакция на возникшую страсть. И сравните с современной песней: «Угнала тебя, угнала. Ну и что же тут криминального?» Понимаете, о чем я?

Лекции проф. Ужанкова

Такая проповедь через культуру совершается и в вашем центре «Открытие»? 

– Да, но из-за ковида полтора года он закрыт. Есть очень много людей, которые ходят в Церковь, но им недостаточно просто участвовать в богослужении. Они хотят узнавать свою веру с разных сторон и говорить с теми, кто знает об этом больше. Например, у нас в течение семи лет каждый четверг читал лекции Александр Николаевич Ужанков – потрясающий знаток, специалист, доктор наук, филолог, литературовед, замечательный историк, великолепнейший экскурсовод. На его лекции ходит очень много людей, учителей (даже через РОНО приглашали учителей литературы), которые вдруг для себя открывают то, чего им на филфаке не объясняли никогда – христианские основы русской литературы и источники всей этой удивительной красоты. У нас проходят лекции по истории, концерты с объяснением классической музыки, лекции по церковнославянскому языку, по иконописи, лекция «Христианам о христианстве», на которой преподаватель Московской духовной академии говорит о проблемах давно воцерковленных христиан. 

Есть вероучительные курсы, которые в основном веду я уже семь лет, называются они «Открытие веры». Это 15 встреч, они проходят два раза за учебный год. Сначала лекция, где мы пытаемся говорить не о колоколах и куполах, а о сути веры, о том, чем христианство живет на глубине, а вторая часть – чаепитие с любыми вопросами. Это очень мощный инструмент воцерковления людей. 

Идея Центра: соединить тех, кто может рассказать что-то систематически или разово, и тех, кто готов услышать. Есть достаточное число преподавателей духовных школ, которые устали в течение долгих лет одно и то же говорить студентам, но у них есть еще много чего сказать помимо программы. В Москве сотни тысяч людей, которые, например, закончили музыкальные школы, многим из них очень интересно поговорить с крупным музыкантом, услышать от него о христианских смыслах музыки Баха. И услышать музыкальные произведения в качестве иллюстрации. 

Паломничество в Святую землю. Из Монастыря хозевитов на осляти

А по воскресеньям Центр работает как приходской проект: общая трапеза в зале для всех желающих, потом дети уходят наверх в воскресную школу, а родители и все желающие остаются на лекции для взрослых по Священному Писанию. Поэтому мне и кажется, что таких культурно-просветительских центров должно быть очень много, систематически действующих, куда можно прийти и поговорить. Мы живем в сложном мире, который отходит от христианства, но есть еще много людей, которые, например, любят Достоевского – об этом же можно говорить? Федор Михайлович очень любил наш храм. Здесь его родственник Александр Куманин был старостой. Достоевский связывал молитву перед иконой «Исцеление расслабленного» с преодолением последствий эпилептических припадков. Когда он был в Москве, то обязательно заходил сюда. Вот через этого великого человека, которого можно назвать одним из самых главных православных миссионеров XX века, можно очень многих людей познакомить с Господом.

«Я христианства пью холодный горный воздух», – писал Осип Мандельштам, который не был православным христианином. И он же: «И Евхаристия, как вечный полдень, длится». «Всю ночь читал я твой завет и как от обморока ожил», – писал Борис Пастернак. Вот они – темы, повод для разговора и размышлений. Приходит тридцать человек, к концу курса из них останется двадцать, а восемь воцерковятся. При этом в организации таких встреч с радостью участвуют волонтеры – те, кто желает помочь. Надо обязательно заниматься вот такой деятельностью. У нас это все развивается еле-еле, потому что на все это нужны спонсоры. Очень сложно осилить организацию: отопление, освещение, кофе, выпечку…

Получается, что для организации таких центров мало понять, что они нужны, нужны в первую очередь дополнительные средства?

– Люди должны войти во вкус просветительской деятельности. Апостол Иаков говорит: «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19–20). Мы знаем, что можем спастись, если не будем осуждать, что милостивые помилованы будут. А оказывается, можно еще обращать людей – так спасать душу и покрывать грехи. Если ты не можешь сам проповедовать, можешь участвовать по-другому в проповеди: вымыть полы после собрания, разлить чай, оплатить свет, заплатить лектору – они же не могут постоянно вести лекции бесплатно. 

Концерт Л. Лундстрема и М. Воскресенской

Когда наше церковное сообщество поймет важность не только строительства храмов и золоченых иконостасов, но и просветительской деятельности, это может очень мощно сработать и будет иметь колоссальный потенциал. Культурно-просветительские центры сделают миссионерское сеяние, евангельское чтение Слова Божия станет значительно более продуктивным. Человек приходит, и здесь ему объясняют, что имел в виду его любимый Достоевский, что в школе и в институте ему не объяснили, потому что нельзя было признать, что Достоевский был церковным, верующим. И вот человек видит совершенно другие, не такие, как в миру, отношения между людьми. Его душа загорается, ищет источник и находит его в Евангелие и Евхаристии. И вот человек несмелыми шагами приближается первый раз к исповедальному аналою, вливается в общину и начинает тоже действовать. И для этого нужно помочь ему услышать.

(Продолжение следует.)

Беседовала Ольга Нефедова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить