Преподобный старец Паисий Святогорец. Часть 2

Часть 1.

Преподобный Паисий часто повторял, что мы должны иметь благое беспокойство о своей душе, о своей семье, о своей родине, о православии, о мусульманах, о верующих и неверующих.

Фото 1 (14).jpg
Митрополит Морфский Неофит

Почему он об этом говорил? Это моя личная интерпретация, я могу ошибаться, но я думаю, что это было потому, что он был из беженцев. Мы уже сказали, что и святой Иаков (Цаликис) был из этой среды. Однажды старцу Иакову явился святой Иоанн Русский и сказал ему:

– Иаков, будет война!

Старец Иаков сказал ему:

– Святой угодниче, мы не хотим еще одной войны!

– Война должна произойти, по-другому мир не исправится! Иаков, не Господь, а люди спровоцируют войну!

Преподобный Паисий подробно описывал эти события. Почему? Потому что он чувствовал более сильное стремление к освобождению нашей порабощенной страны. Очевидно, Бог, Который есть Высшее Смирение, помогает каждому святому в его глубочайшем желании. Самым сокровенным желанием святого Паисия было иметь познание обо всем мире, и Господь дал ему такой дар прозорливости, что он мог видеть звезды, планеты, вселенную, подземные воды. Преподобный Паисий очень хотел узнать, когда будут освобождены земли на его Родине в Малой Азии, Кипр, и поэтому Господь дал ему дар с точностью предвидеть будущие события.

Очень часто люди искажали слова преподобного Паисия, поэтому я подчеркиваю, что мы, киприоты, которые многое пережили, должны научиться следующему: не стремиться узнать, когда и как произойдут все эти важные события, которые, естественно, волнуют нас. И вопрос в том, как мы должны относиться к ним. На меня произвело впечатление то, что Бог постепенно подготавливает нас, но, по моему скромному мнению, хорошо было бы, чтобы мы поняли, что наилучшей подготовкой к грядущим и уже начавшимся событиям является не наполнение наших холодильников продуктами, ибо когда-нибудь они опустеют, но обретение просветления. Человек просветленный в важные моменты своей жизни может принимать быстрые и правильные решения. Но чтобы быть просветленными, мы должны постоянно очищать покаянием свои сердце и разум. Мы, монахи, проповедуем: что бы мы ни делали, мы возвращаемся к личному покаянию, не к какому-то общему неопределенному покаянию, а к личному. Важно сесть и подумать, какая моя главная страсть, найти ее в себе. И если во мне так много эгоизма и самоуверенности, что я не нахожу в себе ни одной страсти, чтобы сказать Спасителю: «Христе мой, покажи мне, кто я!», – Он покажет нам, кто мы. Когда человек начнет видеть себя и каяться в определенные моменты своей обычной жизни, он начнет входить в процесс покаяния. Если мы не научимся этому, то наша молитва будет механической и мы не будем знать, что делать в трудные моменты, когда нам нужно будет принимать решения – независимо от того, касаются они нас самих, наших детей или нашей Родины.

Важно сесть и подумать, какая моя главная страсть, найти ее в себе

Святой Паисий был большим противником секуляризации. Что мы подразумеваем под секуляризацией? Именно то, что мы переживаем в наши дни, независимо от того, состоим ли мы в браке или мы монахи. Старца беспокоило то, что сегодня секуляризм проник даже в монастыри. И он первым это увидел на самой Святой Горе Афон, где в его время наместники монастырей впервые начали строить дороги, использовать телефоны и многие электроприборы, обставлять кельи дорогой мебелью. Видя все это, преподобный Паисий спрашивал себя: «Ну куда мы идем?»

Фото 2 (15).jpg
Старец Паисий Святогорец

Приведу один пример. Он не хотел, чтобы монахи использовали простыни для паломников. Вы можете возразить мне: «Почему?» Преподобный старец обращал внимание на детали. Он говорил:

– Пусть они укрываются одеялом, чтобы не захотели долго оставаться в святой обители!

Неужели не был страннолюбивым тот, который днями и ночами выслушивал паломников? Он просто не хотел, чтобы Афон и его монастыри стали туристическим местом.

Сегодня мы, иерархи, превратили религиозный туризм в науку.

В одном женском монастыре в Аттике жили монахини, настоящие аскеты. Преподобный Паисий приехал к ним, чтобы взять их под свое духовное руководство. А женский монастырь – это монастырь с цветами. Как только он вошел в монастырь, монахини стали показывать ему свою обитель, а он опрокидывал и разбивал горшки с цветами. Настоятельница монастыря убирала за ним лопатой разбитые горшки. А он сказал ей:

– Не убирай их сейчас, я разобью еще много горшков! Если вы хотите быть под моим духовным руководством, то я не хочу видеть в монастырском дворе горшки с цветами!

Неужели он не любил цветы? Тот, который страдал о каждом муравье, который говорил змеям: 

– Давайте-ка я дам вам молока, и уходите, ибо паломники боятся вас!

И они слушали преподобного старца. Но что его волновало? Время. Если у нас, людей, и есть что-то полностью наше, так это время. Время драгоценно. Святого Паисия беспокоило то, как христиане, иерархи, священники и монахи, используют свое время. И он говорил монахиням:

Если у нас и есть что-то полностью наше, так это время. Время драгоценно

– Наличие множества горшков с цветами означает, что они отнимают у вас много времени для их полива! А сколько людей сегодня нуждаются в вашей молитве! Пусть замужние женщины сажают цветы в горшках. Монахиням не нужно этого делать.

Послушайте молитву одной уже ныне покойной настоятельницы монастыря, которая была лучшей ученицей преподобного Паисия. Послушайте, какую молитву она произносила под влиянием и под впечатлением от аскетизма этого святого старца. Ее наследница прислала мне эту молитву:

...Подари мне, Жених мой, одеяние, чтобы никто меня не видел!

Отведи меня в монастырь, о котором никто не знает!

Дай мне чистую молитву без того, чтобы я понимала ее!

Помоги мне в точности исполнять Твою волю в моей жизни и принять мою смерть как искупление за множество моих грехов, как доказательство моей малой любви к Тебе, через заступничество Пресвятой Богородицы и молитвы моего старца!

Если вы спросите меня, что такое секуляризация, то я отвечу, что это сильная привязанность к благам этого мира и зависимость от них. А противоположностью секуляризации является Вечность. Все вечное не является светским.

Фото 3 (14).jpg
Великомученица Евфимия Всехвальная

Не только Дева Мария, но и многие святые посещали преподобного Паисия. Известно явление святой Евфимии старцу Паисию. Однажды ночью, рассказывал преподобный, а точнее рано утром, когда он молился, в его дверь постучали. Он спросил:

– Кто там?

И услышал женский голос:

– Это я, Евфимия.

– Кто?

– Евфимия!

Прежде чем полностью открыть дверь, святая вошла через нее. Смелый старец Паисий не смутился. Он спросил ее:

– Кто ты, Евфимия, и как ты оказались на Святой Горе Афон?

– Я – мученица Евфимия, отец Паисий! – ответила она ему.

– Если ты мученица Евфимия, то иди в часовню, сделай три поклона, перекрестись три раза, а потом приходи и мы поговорим!

Он был осторожен, боясь, чтобы это видение не было диавольским наваждением. Святая пошла в его келейную часовню и смиренно сделала три поклона. Он сказал ей:

– Во имя Отца...

У святой был слабый голос.

– Во имя Отца, – повторила святая Евфимия.

– Громче, я не слышу тебя!

И когда преподобный увидел, что она перекрестилась, тотчас встал на колени и сказал ей:

– Прости меня, но иногда подобные видения приходят и от искусителя!

Вот видите, святой Паисий не искал чуда. Даже когда чудо приходило в его жизнь, он испытывал его.

Святой Паисий не искал чуда. Даже когда чудо приходило в его жизнь, он испытывал его

Любовь старца Паисия к Кипру была необыкновенной. Я расскажу вам о том, что недавно произошло. В Лимасоле построили большой храм, посвященный святому Арсению и преподобному Паисию. Митрополит Лимасольский позвонил мне и спросил:

– Не хотите ли вы приехать и вместе совершить освящение храма?

– Послушайте, Афанасий, у вас болят ноги, пусть врачи сделают вам операцию. У меня тоже болят ноги, потому что мне не хватает витамина B12. Мы два хромых архиерея! Вы освятите храм, я не смогу приехать.

Я не поехал, но все время думал об освящении храма. Мне позвонил по телефону один очень простодушный человек, карпасовеец [1], один из тех людей, чьи молитвы поддерживают нашу страну живой и свободной. Его зовут Андрей. Он сказал мне:

– Сейчас происходит чудо, здесь неподалеку, где я живу. Я не переставал звонить по телефону в Лимасольскую митрополию, но там никто не поднял трубку, поэтому я позвонил вам, чтобы рассказать об этом чуде.

– Что случилось, Андрей?

– В 1993 году, за год до смерти святого Паисия, я поехал к нему. Это был единственный раз, когда я его видел. Я поехал с двумя людьми из Лимасола. Старец спросил меня:

– Как тебя зовут, дитя мое?

– Андрей.

– А чем ты занимаешься?

– Я предприниматель.

Тогда один из лимасольцев сказал старцу Паисию:

– Геронда, он вам не сказал правду. Он предприниматель, но знаете ли вы, что он делает? Он сносит высокие здания.

Старец Паисий ответил:

– Да, он разрушает, но, насколько я могу судить, он также и строит их.

– Нет, я не строю, я только сношу дома, – сказал Андрей.

– Нет, Андрей, ты строишь, потому что ты проявляешь послушание своему духовнику!

И действительно, Андрей исповедовался настоятелю монастыря Ставровуни Афанасию.

– И этим послушанием, – сказал старец, – ты постепенно построишь здание, которое ты найдешь, когда попадешь в рай. И знаешь, там, где сейчас ты живешь, через некоторое время буду жить я.

– Но я живу в лимасольском жилом районе Капсалос. Вы приедете в Капсалос?

– Там мне построят большой дом. Он будет расположен в 635 метрах от твоего дома. И не беспокойся о своих родителях. Ты не женишься, не станешь монахом. Тебе не нужен ни монастырь, ни брак. Оставайся в том же жизненном статусе, в котором ты и сейчас находишься!

– Геронда, я боюсь одиночества после смерти моих родителей!

– Не думай об этом, – сказал преподобный Паисий, – я буду приходить к тебе из большого дома, который построят для меня в Лимасоле, и буду составлять тебе компанию! И каждый раз, когда ты будешь нерешительным, будешь приходить ко мне в мой большой дом. Но знаешь ли ты, что ни ты не останешься надолго беженцем, ни я не останусь в большом доме. Затем придет великая милость! И ты придешь ко мне, и мы вместе отправимся в твои родные места (на оккупированную территорию Кипра). Там турки построят большую гавань, и там мы сядем на корабль и переправимся на противоположный берег, в Фарасы!

– Но в нашем районе нет порта.

– Сейчас нет. Но турки там построят гавань.

Если вы сегодня поедете в монастырь апостола Андрея [2], то увидите, что турки построили там большую пристань для яхт, самую большую на восточном Средиземноморье. И это старец Паисий предвидел еще в 1993 году.

Фото 4 (11).jpg
Монастырь святого апостола Андрея

Имеет значение то, как мы относимся к этим событиям. Преподобный Паисий думал об этом. Он видел, что мы маниакально ищем только чуда, пророчества и легкого решения. И мы испытываем очень большое затруднение в том, как относиться к этим вещам и как сострадать людям. И когда я говорю «людям», то имею в виду не только наших православных киприотов, но и турок. Мы должны позаботиться о том, чтобы во время всех этих событий, которые люди спровоцируют, а Господь использует во благо людей, жить в покаянии, молитве, с большим состраданием ко всем людям. Это то, что мы должны делать в нашу эпоху. Во времена экономического кризиса мы должны делиться с ближним пищей, деньгами, добрым словом. И то, что сейчас происходит, – это тренировка. Впереди большие события.

Жить в покаянии, молитве, с большим состраданием ко всем людям – это то, что мы должны делать в нашу эпоху

Я не хочу заканчивать свою беседу рассказами о чудесах и пророчествах, о которых мы можем говорить часами и которые не принесут нам никакой пользы, а закончу словами о том, что любил преподобный старец. Вы спросите, что он любил, кроме Каппадокии, Святой Горы Афон, Суроти? Он любил страдающих людей, которые сидели и ждали, чтобы он пришел и выслушал их боль. И действительно, я думаю, что сегодня нет другого старца, который принимал бы стольких людей и выслушивал их проблемы. И старец Паисий стал любящей матерью для всех страдающих людей. Даже когда иностранцы, например, немцы оставались с ним наедине и говорили с ним по-немецки, а преподобный говорил с ними на греческом, они понимали друг друга. Они говорили на языке Пятидесятницы.

Фото 5 (7).jpg
Преподобный Исаак Сирин

Это очень важно, но для меня наиболее важной является любовь преподобного Паисия к одному великому святому – преподобному Исааку Сирину, который для многих был аскетическим «доктором». Святой Паисий говорил, что одна из проблем нашей эпохи заключается в том, что мы, современные люди, довольствуемся только чтением книг, слушанием бесед, но у нас нет желания приложить усилия, чтобы сделать несколько поклонов, несколько крестных знамений за наших соседей, и мы не молимся о тех, кто нас обвиняет, и не говорим: «Господи, помилуй тех, кто несправедливо обвинял нас, но уже предал дух Богу».

Однажды я спросил его:

– Почему я чувствую огромную благодать, когда поминаю усопших?

Он ответил мне:

– Самая прекрасная молитва – это молитва об усопших, потому что они не могут покаяться.

Но мы можем им помочь. Преподобный Паисий говорил, что, к сожалению, сегодня бесед и духовных книг становится больше, а проживания духовного опыта меньше, потому что люди находятся под влиянием мирского духа, который заставляет их постоянно гнаться за удобствами и избегать телесного труда. Большинство из нас находят утешение в чтении православных книг, но не применяют прочитанное в своей духовной жизни. Мы только восхищаемся святыми подвижниками нашей Церкви, но не можем понять, как много они трудились, не стараемся, как они, подвизаться в любочестии и подражать им. Христианин спасается исполнением Божиих заповедей, а не их теоретическим изучением.

Приведу несколько цитат из книги святого Исаака Сирина «Слова подвижнические». Старец Паисий ежедневно понемногу читал эту книгу. Однажды он сказал мне:

– Каждый день читай эту книгу, но не более двух страниц. Достаточно одной страницы, максимум двух, чтобы сердце начало гореть. 

Послушайте, что зажигает огонь в сердце человека, который хочет вести аскетический образ жизни:

«Лучше жить со зверями, чем с теми, кто дружит с пороками.
Лучше подружись с убийцей, чем с тем, кто любит раздоры.
Сиди с прокаженными, а не с гордым.
Будь распят и не распинай.
Будь несправедливо оклеветан и не оправдывайся.
Вытерпи клевету, а не клевещи.
Стань снисходительным и не завидуй злу.
Радуйся с радующимися и плачь с плачущими.
Плачь с грешником, радуйся с кающимся, стань другом каждому человеку».


(Продолжение следует.)


[1] Карпасия – полуостров на оккупированной территории Кипра. – Справка греч. переводчика.

[2] Монастырь святого апостола Андрея – единственный действующий монастырь на оккупированной территории Кипра. – Справка греч. переводчика.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар

Outsideri

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить