Столп огня и благодати

Проповедь в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари

Столп огня и благодати. Проповедь. Иеромонах Павел (Щербачев). (Продолжительность 00:12:42 мин, размер 11,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь празднует особое событие – перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры Ликийские в итальянский город Бари. Чем же знаменателен для нас этот день? Какие поучения можем мы извлечь из этого события, которое особенным образом почитается на нашей земле?

Фото 1 (45).jpg

Мы знаем с вами многих святых из месяцеслова, из семейных преданий, и, по всей видимости, число этих святых значительно больше, чем мы узнаем из Предания Церковного. Это как бы лучики, которые соединяют далекое или не столь далекое прошлое, как новомученики Церкви Русской, с тем будущим, в котором царит вечная жизнь и любовь с Вечным Царством – Царством Живаго Бога. Но святитель Николай занимает среди этих лучиков, светлых ниточек, особое место. Сегодня в тропаре, который мы слышали на богослужении, говорится: «Вся вселенная ликовствует». В песнопениях не каждого святого обозначается столь великий масштаб празднования: «Вся вселенная торжествует». Видимо, святитель Николай – это не лучик, не пучок света, даже не канат, а настоящий столп огня и благодати. Отчего же все-таки, зададим себе вопрос, такое почитание этого святителя, о котором, кстати, в исторических хрониках почти ничего не сказано – крайне скудные сведения дошли до нас о нем. Почему ему оказано столь великое почитание и он окружен столь великой славой?

Вспомним, когда жил святитель Николай. Он жил в эпохе, которая стояла на переходе от эпохи гонений на христиан к эпохе создания христианской империи. Первый Вселенский Собор, о котором мы знаем, что в нем принимал участие святитель Николай, был созван всего лишь через 12 лет после Миланского эдикта, когда христианскому исповеданию дана была свобода.

Святитель Николай – это не лучик, не пучок света, даже не канат, а настоящий столп огня и благодати

Задумаемся о том, что мы живем приблизительно в такую же эпоху. Многие из нас застали еще совсем недавние, если не гонения, то ограничения христианской Церкви в нашей стране, а сейчас мы свидетельствуем тому, что тысячи храмов и монастырей открыты, в них совершается богослужение, архиереи и священники имеют возможность открыто проповедовать не только в храмах, но и в широком, так называемом информационном пространстве по средствам массовых коммуникаций.
Нет и не может быть никакой любви к человечеству без веры в бессмертие души. Все это обращается в дьявольское подобие, в дьявольскую карикатуру любви к человечеству, когда любовь к человечеству переносится на какие-то социальные большие проекции. Будь то государство, будь то экономика, будь то политика, будь то культура – все это имеет пагубные последствия, если нет самого главного – веры в бессмертие души. Тогда человек лишается своего основного назначения – любви к Богу и ближнему, назначения, которое преподал человечеству в своей заповеди Сам Господь в Евангелии.

Нет и не может быть никакой любви к человечеству без веры в бессмертие души

Если нет этого бесконечно прекрасного, нетленного начала в человеке, то какой смысл его любить? Такова мысль Федора Михайловича Достоевского. И святитель Николай своим житием как бы подтверждает живой опыт Носителя этого бессмертия – Духа Всесвятого Божия – Носителя любви к человечеству, которая не зависит ни от каких внешних обстоятельств. Он поистине вмещал в себя великую веру: «Правило веры и образ кротости», – и Божественное начало, Дух Святый преизабильно изливался из него через те благодеяния и чудеса, которые он творил при жизни и творит и доселе для нас. И, конечно же, сострадательная любовь к ближнему.

Фото 2 (41).jpg

Мы все порой задумываемся о том, что же такое сострадание? По всей видимости, сострадание, истинное сострадание, которое заставляет нас в чем-то пожертвовать собою, в чем-то утеснить себя, в чем-то понудить себя, уподобляет нас тому несравненно великому состраданию, которое проявил к роду человеческому Христос. Но зачастую мы ограничиваемся состраданием, скользящим по поверхности, это какое-то со-сетование, со-печалование, со-огорчение, и порой все это бывает слишком формально. Нам хочется, не отдавая ни йоты от себя, не жертвуя ничем, каким-то образом поддержать человека, сказать ему: «Да, конечно, печально, конечно, все это прискорбно. Ну что поделать? Всякое бывает в жизни», и другие формальные, дежурные отговорки. А вот святитель Николай поступал совсем по-другому.

Когда, по рассуждению такого обывателя, ему совсем можно было бы и не вмешиваться в судьбу далеких от него, не связанных узами родства и дружбы, воевод, которые были неправильно осуждены, он являлся императору. Когда надо было спасти девиц, целомудрию которых угрожало корыстолюбие их отца, он тоже вмешивался, и он был везде и вся. Даже в недавнее время те старые люди, которых мы застали, рассказывали о многих и многих чудесах в жизни каждого и отдельного человека, сотворенных по молитвам святителя Николая.

И, конечно же, возвращаясь к вопросу о том, как строить общество, как строить государство, перед нами стоит дилемма: либо признать некоторые отвлеченные понятия, которые порой довлеют над человеком, в жертву которых может принестись человеческая судьба, человеческая жизнь или ценность самого человека, которая определяет ход развития цивилизации. В этом смысле, наверное, самыми циничными являются англичане. У них есть такая пословица: даже если империя не права, я все равно за империю. А вот христианин всегда должен соизмерять вектор развития империи с понятиями правды, любви и, самое главное, бессмертия души. Что это даст мне для того, чтобы провести если не ниточку, как святые, в будущее Царство Небесное, то хотя бы пунктир в темном царстве, по которому мы сможем ориентироваться, как нам достигнуть того вечного блаженства, той жизни и жизни с избытком, о которой говорит Христос в Евангелии.

Фото 3=превью. Картина.jpeg
«Николай Мирликийский избавляет от
смерти трех невинно осужденных». И. Репин, 1888 г.

Будем каждый раз, когда перед нами встает выбор, проявлять то сострадание, ту жертвенную любовь, то действие, которое может быть тяжело для нас: будь то молитва, будь то действенная помощь, будь это просто доброе слово, но не формальное, для того, чтобы сказать что-то, а слово, которое будет исходить из сердца, слово, которое будет отдавать часть нашего сердца тому человеку, который находится в нужде, горести, недоумении или в других бедственных обстоятельствах.

Помолимся святителю Николаю сегодня, чтобы он дал нам этот дар, дар веры, дар любви к ближнему, и дар любви к Богу, и дар жертвенного сострадания, которым мы можем уподобиться Богу, приблизиться и к Богу, и к ближнему, и наследовать то Царствие, в котором сегодня пребывает святитель Николай, и благодатью которого Царство Небесное помогает нам и тем, кто страждет вокруг нас во всех их бедах и напастях. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить