Священномученик Аркадий (Остальский). Златоуст ХХ века

По стопам отца

В селе Скаковка, что в Житомирской области на Украине, простирается улица Остальского, названная так в честь святого уроженца этого села – священномученика Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого. Сей достопочтенный муж родился в семье священника местной Иоанно-Богословской церкви Иосифа Венедиктовича и его жены Софьи Павловны. Двоих детишек супруги потеряли, поэтому об Аркадии молились особо усердно. Благочестие родителей исключительным образом сказалось на душе маленького Аркадия: ему передались тихий и мирный нрав отца, вера и набожность матери. Уже будучи епископом, он будет советовать: «Люби святой храм, спеши в него, с благоговением молись в нем, он тебя предохранит от греха, направит на путь спасительный, оградит Божественною благодатью и сделает сообщником и согражданином святых небожителей и сил ангельских».

1.jpg
Аркадий Остальский (пятый в верхнем ряду) среди учеников и преподавателей Волынской духовной семинарии

Аркадий пошел по стопам отца, окончив духовное училище и Волынскую семинарию в 1910 году. Юноша любил посещать богословские беседы, а особенно лекции и диспуты по миссионерским вопросам. Стремления души юного Аркадия соответствовали Промыслу Божию о нем.

Ревностный миссионер

В те годы наиболее серьезной проблемой на Волыни была борьба с сектантством. Благодаря миссионерскому и проповедническому таланту Аркадия он стал помощником епархиального миссионера иеромонаха Митрофана (Абрамова). В разговоре с сектантами Аркадий умело лавировал и достойно отвечал на излюбленные сектантские обвинения о недостойных пастырях, объяснял им почитание Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих.

2.jpg
Священник Аркадий Остальский. fond.ru

С детства Аркадий желал монашеского жития, но отец с матерью велели ему жениться, и он повиновался их воле. Со своей будущей супругой, дочерью священника, Аркадий Остальский познакомился как раз на почве миссионерского служения.

В 1911 году, в 22 года, Аркадий был рукоположен в священника с назначением в Староконстантиновский собор. При этом пастырь не оставил своих миссионерских трудов.

Православная Церковь очень красива в своих торжественных богослужениях, где молящегося человека касается благодать Божия. Одним из мощных миссионерских средств были крестные ходы. Так вспоминал об отце Аркадии очевидец одного из крестных ходов: «Внешность аскета, голос искренне убежденного в читаемом пастыря-миссионера, редкого в наш век молитвенника, во смирении и кротости путь совершающего на далекие от нас Козацкие Могилы, – все это располагает к сугубой молитве и к искреннему желанию быть лучшим...»

«Внешность аскета, голос искренне убежденного в читаемом пастыря-миссионера, редкого в наш век молитвенника…»

Учитывая великую любовь верующих к Богоматери, волынские миссионеры исцеляли зараженные сектантством населенные пункты крестными ходами с Казанской иконой Божией Матери, привезенной с Афона, и другими святынями. Там отец Аркадий испробовал интересный способ заучивания Евангелия. Прочитав несколько стихов, он задавал тон, канонаршил, и все пели их на 6-й глас.

Молодой священник радел и за несчастных галичан, оказавшихся под властью унии. В том регионе трудами иерея Аркадия и других священников-миссионеров за два месяца из униатства в православие перешло свыше 30 тысяч человек.

Военный священник

У отца Аркадия было развито чувство патриотизма и любви к Родине. Будучи епископом, он так писал о войне: «У нас в России в 1914 году, когда началась война, дух патриотизма заразил всех. Многие бросали семьи для войны... шли в сестры милосердия, в добровольцы... Дети уходили из родительских домов, бросали школы и шли на войну. Любимыми играми детей стали "игры в войну"».

3.jpg
Военный священник в годы Первой мировой войны. fishki.net

С началом Первой мировой войны отец Аркадий решил стать военным священником, но матушка не решилась разделить с ним все тяготы такого служения и позже испросила у него развода.

В обязанности капеллана входило совершение богослужений в воскресные и праздничные дни, причем служить порой приходилось не только в церкви, но и в палатке, жилом доме или просто в открытом поле. Совершались молебны перед боями и панихиды по убиенным воинам. Священник утешал и напутствовал раненых, беседовал с чинами, внимательно следил за всем, что происходило в части, при необходимости должен был и перевязать раненого. Но самое главное – должен был подавать пример доброй жизни своим пасомым.

Батюшка был очень сочувственным и неоднократно посылал пожертвования от военных церквей на госпиталь, на учреждение стипендий и выдачу пособий священнослужителям.

Милосердный пастырь

В сентябре 1917 года отец Аркадий вернулся с фронта в город Житомир и стал настоятелем храма преподобного Серафима Саровского, а потом и маленькой Свято-Николаевской церкви.

В Житомире он стал известным проповедником, слово его было вдохновенным и доступным для народа. На его проповеди собирались толпы народа, в том числе и молодежь. Как правило, люди пытались разузнать заранее, где будет служить «златоуст». Батюшка, по благословению архиепископа Евлогия (Георгиевского), организовал в Житомире православное братство для помощи бедным и больным. Братчики хоронили усопших, не имеющих родственников. Отец Аркадий, который руководил братством, поименно помнил всех опекаемых больных, знал кто где дежурит и кому нужно отнести обед. Большое внимание уделял духовной жизни, устраивая с членами братства крестные ходы к святыням, порой проходя более двухсот километров.

Сам отец Аркадий был особо нищелюбив и крайне нестяжателен. Близкие сшили ему шубу, в которой он появился только два раза. Вскоре она исчезла. Оказалось, что батюшка отдал ее бедной вдове с больными детьми. Когда в церкви поинтересовались, куда делась шуба, отец Аркадий смущенно ответил: «Она висит там, где нужно».

Однажды, выйдя из Житомира в сапогах, по пути батюшка встретил бедняка, поменялся с ним, и в Киев пришел уже в лаптях. Как-то отдал неимущему брюки и, чтобы скрыть это, зашил полы подрясника.

Как-то отдал неимущему брюки и, чтобы скрыть это, зашил полы подрясника

Однажды, увидев в комнате матери ковер, спросил:

– Этот ковер наш?

– Наш, но не твой, – ответила Софья Павловна, поняв, что сын хочет его кому-то отдать.

Батюшка никогда не торопил исповедников, слушал всё, что отягощает души кающихся, потому исповедь порой длилась до двух часов ночи. Приток молящихся и прихожан в итоге вырос настолько, что отцу Аркадию приходилось прибегать к общей исповеди: исповедники стояли на коленях перед Распятием, а священник на амвоне призывал к покаянию в совершенных грехах.

Гражданская война набирала обороты, большевики взяли Житомир. Волынские чекисты расстреляли 66 человек, предварительно зверски измучив своих жертв. Отец Аркадий со своей матерью в это время находился в Москве.

«Благодарю Бога за все»

В разгар изъятия церковных ценностей из храмов выносили все подчистую. Тогда отец Аркадий ознакомил прихожан с посланием патриарха Тихона и высказал свои взгляды на происходящее святотатство. За это он был арестован. Вслед за ним шла толпа верующих, самых активных так же арестовали.

4.jpg
Гравер вынимает драгоценные камни из церковной утвари

Верующие, а это были рабочие завода, мастеровые и служащие станции Житомир, жители привокзального района, подавали ходатайства в ГПУ об освобождении священника. После допросов состоялся открытый суд, на который вызвали массу свидетелей. Все они защищали отца Аркадия, отзывались о нем как о добром пастыре. Однако суд приговорил священника к расстрелу. Следствие длилось до поздней ночи, конвоиры разбудили осужденного, чтобы сообщить ему о смертном приговоре, на что отец Аркадий сказал: «Ну что ж, благодарю Бога за все. Для меня смерть – приобретение».

Но трибунал заменил высшую меру наказания на заключение в доме общественных принудительных работ на пять лет. Трудился священник в корабельной роще на лесоповале. Неутомимые члены братства постоянно ходатайствовали о своем наставнике, поэтому через два года он был освобожден.

Выйдя из заключения, батюшка отправился на богомолье в Саров и Дивеево, где его встретила блаженная Мария Дивеевская. От нее он услышал: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». Там в 1925 году, в 36 лет, осуществились детские чаяния отца Аркадия – постриг в мантию. Вернувшись в Житомир и продолжая свое служение в братстве, став монахом, он переродился, основным делом считал покаяние и борьбу со страстями.

Став монахом, он переродился, основным делом считал покаяние и борьбу со страстями

В 1926 году иеромонах Аркадий был облечен во епископский сан с назначением на Лубенскую кафедру, викарием Полтавской епархии. Тогда последовал второй арест и высылка в Харьков.

5.jpg
Аркадий, епископ Лубенский,
викарий Полтавской епархии. fond.ru

В свою епархию ему выезжать запрещалось, но епископ Аркадий не посчитал возможным оставить верующих без архиерейской пасхальной службы и тайно перед самым началом полунощницы в пальто и в темных очках вошел в алтарь. Диакон стал прогонять незнакомца из алтаря, отец Аркадий открылся настоятелю собора. Облачившись в епископские одежды, начали самую долгожданную службу – прославление Воскресшего Спасителя. Представители власти не дремали и еще до окончания богослужения пришли в храм – епископу пришлось скрыться.

Позже епископ Аркадий уехал на Кавказ к подвижникам-молитвенникам, но и там было неспокойно. Такие скитания подорвали здоровье священнослужителя – он заболел плевритом. В тяжелом состоянии Преосвященный Аркадий жил в Киеве на квартире своей духовной дочери, которая вместе с матерью ухаживала за ним. Но он хотел служить и для этого решил объясниться с властями. Ранее он написал одному священнику личное письмо, разъясняя в нем декларацию митрополита Сергия. Адресат, немного переделав письмо, выпустил его как послание епископа Аркадия. Это и было вменено епископу Аркадию в вину. А когда следователь спрашивал у него, кому было написано письмо, епископ не назвал адресата. В 1928 году коллегия ОГПУ постановила заключить епископа на пять лет в Соловецкий концлагерь.

6.jpg
Епископ Аркадий. Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1928 г. fond.ru

Добираться до лагеря приходилось в невыносимых условиях: летний зной, забитые донельзя вагоны, нехватка воздуха. Некоторые умирали в пути, на остановках трупы вытаскивали конвоиры. В лагере епископ Аркадий занимался самой тяжелой работой, рыл дренажные колодцы, трудился сторожем. Через год его отправили на остров Анзер на общие работы.

И духовенство, и уголовники оказывались под благотворным влиянием епископа Аркадия. Всё, что он получал от духовных чад, раздавал лагерным узникам, старался, чтобы братья-священники помогали друг другу. Епископ-подвижник обладал особым авторитетом как среди заключенных, так и среди местных вольных монахов, что раздражало лагерное начальство, они искали повод к его аресту.

И духовенство, и уголовники оказывались под благотворным влиянием епископа Аркадия

Тогда последовали показания лжесвидетелей, допросы монахов и самого епископа Аркадия. Его обвинили в совершении тайных богослужений и помощи заключенному духовенству. В итоге добавили к сроку заключения еще пять лет. Епископа на некоторое время отправили на Секирную Гору, где располагался штрафной изолятор и были жестокие побои и издевательства со стороны охраны и надзирателей. Некоторые руководители лагеря приезжали туда в пьяном виде «пострелять» узников. Попавшие туда узники рисковали не вернуться с «Секирки», а оказаться погребенными в ямах. Кормили там гнилой пищей и в малом количестве. Самой изощренной пыткой был «насест»: часами заключенные сидели на балках под куполом храма, упавших били палками, привязывали к бревну и спускали с горы по лестнице. Сохранить жизнь обещали, если усидишь на «насесте», но это не удавалось никому.

7.jpg
Епископ Аркадий.
Следственный изолятор
поселка Кремль на Соловках. 1931 г.

А владыка Аркадий продолжал дела милосердия – помогал заключенным собратьям-священникам, например, священникам Правдолюбовым. Однажды, позвав их в барак, епископ дал им свежий огурец со словами: «Не беспокойтесь, я вас не оставлю».

«Я готов на все»

Освободившись через десять лет заключения, епископ Аркадий был абсолютно седым. Некоторое время он жил у родных священника Николая Правдолюбова в городе Касимове, потом у отца Михаила Дмитрова в Рязанской области.

Несмотря ни на что владыка снова был готов проповедовать, укреплять веру народа и снова пострадать за это. «Я готов на все», – говорил он.

Владыку Аркадия назначили епископом Бежецким, викарием Тверской епархии, но понести это послушание не пришлось. Живя в Калуге, он часто виделся с архиепископом Августином (Беляевым). В сентябре 1937 года того арестовали. Когда об этом узнал владыка Аркадий, на следующий день он решил отправиться к митрополиту Сергию, чтобы проситься на Калужскую кафедру. Но состав задержали, и владыка был арестован. Совсем недолго просидев в Калужской тюрьме, его отправили в Бутырскую тюрьму Москвы. Там два месяца длились допросы, которые касались всей его деятельности. Следствие постановило: епископ, который всю свою жизнь служил Православной Церкви, враждебен советской власти и ведет против нее борьбу. Приговор тройки НКВД был предсказуем – расстрел. Приговор привели в исполнение на Бутовском полигоне под Москвой 29 декабря 1937 года.

Так неутомимый делатель на ниве Христовой провел 15 лет в тюрьмах и лагерях и увенчался венцом мученика за веру, за Христа, за Церковь Православную, которая сегодня чтит своего страдальца и возносит ему свои молитвы, чтобы мы, ее верные чада, смогли мудро распорядиться талантами, данными нам Богом, и прославлять Его в телесах и душах наших (см.: 1 Кор. 6: 19).

Анастасия Высотенко 27 декабря 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить