«Веселися пустыня нерождающая» +Аудио

Проповедь в день памяти преподобного Евфимия Великого

1 (13).jpg

«Веселися пустыня нерождающая». Проповедь иеромонаха Ионы (Кудрякова). (Продолжительность 00:06:51 мин, размер 6,28 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! «Веселися пустыня нерождающая», – так первые слова тропаря в честь преподобного Евфимия Великого воспевают святого, постоянно искавшего уединения. Вместе с великими Антонием, Макарием и Пахомием его прославляет вся полнота Церкви, как Восточной, так и Западной, ведь они просияли до раскола. В этих словах – «Веселися пустыня нерождающая» – пророк Исаия пророчествует о Церкви, о будущем Новозаветной Церкви, которая еще не имела духовных чад, но будет иметь больше последователей, чем Ветхозаветная. Эта Новозаветная Церковь еще не рождала в Крещение, она еще как пустыня, не имеющая воды, то есть благодати Духа Святого. Но она уже должна радоваться и веселиться, так как она будет многоплодна духовно и будет иметь много чад в разных странах мира.

Преподобный Евфимий был родом из Армении. Его родители были христианами, он с детства воспитывался в епископском доме, так как отец умер, а мама посвятила сына Богу. Юноша быстро стал священником и по поручению владыки Отрия управлял городскими монастырями, потому что сам был иеромонахом. Но его тяготило начальствование, городской образ жизни, он стремился к уединению ради общения с Господом.

Первым таким местом, куда сбежал юный отшельник, была Фаранская лавра, там он подружился с преподобным Феоктистом. В дальнейшем он поменял много мест, чтобы уйти как можно дальше от людей, то прячась в пустынях, то заселяясь в пещеры, то поднимаясь в горы. Однажды он поселился в пещере, в которой когда-то скрывался царь Давид от преследований царя Саула, но Господь ради духовной пользы людей всякий раз открывал местопребывание преподобного, а однажды явился подвижнику с просьбой не оставлять нуждающихся без окормления. Иноков преподобный наставлял находиться в послушании и в памяти смертной. Он многих арабов крестил в православной вере, отвратил многих пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.

Господь явился подвижнику с просьбой не оставлять нуждающихся без окормления

Великий подвижник по благодати Духа Святого, которую он стяжал простой монашеской добродетельной жизнью в труде и молитве, принял решения III и IV Вселенских Соборов. Преподобный Евфимий был не согласен с ересью Нестория, но с пастырской любовь скорбел об Иоанне, архиепископе Антиохийском, который, будучи православным, защищал Нестория. Так нужно отвергаться лжеучений, но молиться за сочувствующих лжи.

2 (14).jpg
Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. IX в.

Великий духом пустынник Евфимий не признал и другое новое заблуждение Диоскора, которое, в противоположность Несторию, учило только об одной Божественной природе Господа нашего Иисуса Христа. Все подвижники пустыни признали как решение Эфесского, так и Халкидонского Соборов – таков был духовный авторитет Евфимия, столпа пустынножительства.

В 492 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил в обители пресвитеров и диаконов. Один из иноков отказался выполнять послушание, и после своего упорства и вразумления со стороны преподобного отца инок упал в припадке беснования. Братия упросила авву исцелить упрямого инока. «Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти», – научал старец.

«Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти»

Но мы можем задаться вопросом: «А сам преподобный в юности разве не самовольно отказался от послушания заниматься городскими монастырями?». Возможно, именно это своеволие и заставило его долго пребывать в аскетическом подвиге, избегая суеты и людской славы.

На смертном одре, зная день своего отшествия, он завещал любовь среди братии и странноприимство. Поскольку преподобный Евфимий наставлял помнить о смерти, можно вспомнить о нашем подвижнике, преподобном Силуане Афонском, и его поучении о том, чтобы держать ум свой во аде. Позволю себе зачитать слова его ученика, архимандрита Софрония (Сахарова): «Начало победной борьбы с грехом состоит в удалении от мест, от лиц и обстоятельств, с которыми были связаны наши падения. Уход из мира, бегство в пустыню в этом смысле явятся положительным этапом, потому что там, в пустыне, мы материально, физически не можем исполнить делом многих грехов. Внимательный христианин и само наличие в нем еще не преодоленных страстей, побеждающих его хотя бы только в начальных стадиях мысли, переживает как рабство греху и смерти. Помимо сего есть много грехов, которые независимо от их осуществления в видимой форме, губят нас, – например: гордость или самовозношение. Борьба с ними может быть весьма тяжкою даже в пустыне, в полном одиночестве. Победа над всем – в смирении, уподобляющем нас Господу, бесстрастному и смиренному». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить