Этапы воцерковления

Приблизительно с 1990-х годов в Церкви стало очень часто употребляться слово «воцерковление» как погружение человека в полноту церковной жизни. После многолетних гонений храмы наконец-то открылись, и множество людей решили приобщиться к Церкви. Некоторые были крещены в детстве, но ничего о Христе не знали, а некоторые и вовсе были атеистами. Церковь столкнулась с таким вызовом времени, когда есть множество взрослых людей, которые хотят быть в Церкви, но их нужно вести, учить, иногда учить с нуля. И до сих пор обсуждается, как правильно воцерковляться. Какие этапы воцерковления? Что должен делать человек через 5–10 лет воцерковления? В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря на эту тему рассуждает настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня в Митино иерей Стахий Колотвин.

1.JPG

Человек приходит в Церковь, и перед ним – новый мир. Важно, в первую очередь, пересилить себя и не уйти, если задать глупый, возможно, даже раздражающий кого-то из сотрудников храма вопрос. Самое сложное – это не споткнуться, преодолеть некоторое сопротивление. Если говорить о Москве, то здесь эта проблема более-менее снимается. Даже если ты пришел туда, где тебя приняли не так радушно, ты пошел в другой храм. А где-то в маленьком городе, где храмов немного, переступить порог церкви сложно. Именно поэтому любой технический термин, в том числе термин «воцерковление», имеет свои недостатки. Например, есть довольно большая категория людей, которые ходят в храм и не участвуют в Таинствах Церкви. Воцерковленный человек – это тот, который взаимодействует с Богом через Церковь. Такие люди каждый день после работы заходят в храм, ставят свечу и молятся. Они могут не исповедоваться, не причащаться и даже не подозревать о такой возможности. Многие приходят из-за трагических или радостных событий, становятся крестными. Очень много людей, которые любят в церкви тишину, свободу, спокойную молитву. Человек может считать, что он воцерковленный, так как каждый день бывает в церкви. Он может дома не находить времени на молитву, а в храм ходить молиться регулярно. 

Если смотреть на этапы воцерковления, то лучше всего оценивать, насколько ты воцерковленный человек, не по тому, сколько времени ты проводишь в храме в течение недели или месяца. Нужно оценивать, насколько ты входишь в общину верных, тех людей, которые собираются вокруг Христа. Считать себя по-настоящему воцерковленным человеком можно, только если ты пребываешь внутри Церкви. 

Но как быть, если человек – интроверт и не любит массовые мероприятия? У нас на приходе есть люди, которые приходят на занятия и все время молчат, им просто хорошо там находиться, и это люди, на которых всегда можно положиться. Я стал замечать, что к нам в храм приходит помогать больше подростков, им это интересно делать вместе, и со временем они становятся лучшими друзьями. На приходе собираются люди разных интересов, профессий. И я могу сказать, что это самые воцерковленные люди в этот момент. Воцерковленность – это не то состояние, которое автоматически сохраняется, когда ты его достиг. Его надо подтверждать, поскольку это уровень пребывания в Церкви. У католиков есть термин «практикующий христианин». Это человек, который что-то делает, чтобы взаимодействовать со Христом, в том числе практикует участие в Таинствах Церкви. Практикующий католик, член церковной общины, может платить взносы, но все равно он может оказаться невоцерковленным человеком. Он все равно находится вне общения со своими братьями и сестрами во Христе. В христианстве нет четких критериев. Господь говорит тебе: «Я – путь. Ты двигаешься в нужном направлении». И сколько у тебя есть сил, ты воцерковляешься. Если ты очень общительный человек, душа компании, а при этом ты в Церкви ни с кем не общаешься, то Господь скажет, что ты невоцерковлен. Однако если Господь дал тебе интровертность характера, природную молчаливость, то Он за это ни в коем случае не осудит. 

Господь говорит тебе: «Я – путь. Ты двигаешься в нужном направлении». И сколько у тебя есть сил, ты воцерковляешься.

Господь в Евангелии обращал больше всего внимания на внутреннее строение души человека. Внутреннее воцерковление – это когда человек выстраивает отношения с Богом через Таинства, через домашнюю молитву в течение дня. У него постепенно появляется некоторая открытость к любому человеку, не только к членам своей общины. И делается это именно ради Христа.

1.JPG

Да, ты относишься проще к ближнему. Когда нам хочется помочь какому-то верующему человеку, особенно если мы вместе с ним причащаемся из единой Чаши, это нормально и естественно. Мы видим в человеке образ Христов и при этом стремимся ко Христу. Человек вне христианства любит образ себя любимого, поэтому помогает, скажем, своим родственникам. Или помогает человеку, который когда-то помог ему. 

Внутреннее воцерковление – это выстраивание отношений с Богом и с ближним, но уже во имя Господа. А что касается выстраивания отношений с Богом, то тут можно сравнить Ветхий и Новый Завет. Когда апостол Павел проповедует, он говорит, что надо отринуть ветхого человека в себе (см.: Кол. 3: 9). Ветхий Завет – это очень полезная вещь. Мир вокруг живет так, а Ветхий Завет дает заповеди, которые помогают человеку оставаться венцом творения, а не быть «горее скота». 

Если говорить об этапах воцерковления, то есть личный ветхозаветный этап. Это как микро- и макрокосмос. Ты смотришь, как планеты Галактики, молекулы, атомы, электроны вращаются вокруг ядра. И смотришь историю спасения Богом человечества и историю собственного спасения. Точно так же первый этап воцерковления можно назвать обязательным. Он предшествует тому, что человек пришел в Церковь, перестал глушить голос совести, старается жить честно, по закону, по этикету. 

Да, человек еще может не знать Христа. Люди могли молиться в притворе, на улице, но они уже что-то о Христе услышали. Апостол Павел говорит о естественном законе, которым язычники могут спастись. За словом «естественный» стоит слово «естество». На современном русском языке это «природа» или «сущность». Чем больше берет человек из внешнего, можно сказать, тем с большим запасом он воцерковляется. Когда он входит в Церковь, то проходит ветхозаветный этап, этап заповедей. Прежде всего, заповедей запретительных. Человек приходит в Церковь и понимает, какие есть ограничения. Люди пытаются снаружи зайти в Церковь и видят только, что что-то нельзя. Когда человек воцерковляется, он находится в некоторой борьбе. И потом наступает новозаветный этап, когда становится понятнее заповедь любви. «Возлюби Бога и ближнего» – в этом весь закон и все пророки. Чаще всего на одни и те же вопросы священник отвечает одним и тем же людям. Как поступить по любви, что выбрать? Человек, который больше воцерковился, не спутает любовь с баловством и с тем, что калечит человека. Недаром Господь в Евангелии дает ориентиры, направления, заповеди. Когда я говорю о новозаветном этапе, это не значит, что ветхозаветные заповеди уже не надо применять. 

Человек ориентируется на эти заповеди, он спотыкается, пытается держать пост, читать молитвы. Это самая первая ступенька. Некоторые могут прожить на ней и тридцать лет. Но чаще человек начинает отсекать лишнее в общении с ближним. Он понимает, что он воцерковленный и где-то на работе, например, должен потерпеть, где-то проявить больше внимания и усердия в общении. 

Он уже меньше ждет инструкций сверху. В какой-то момент воцерковления он через усилие откладывает эти «костыли». Можно сравнить духовный рост с ростом ребенка. Сначала малыш ползает, вставать ему рано, он падает, учится ходить за ручку, по стенке, потом ходит увереннее, потом начинает бегать. И человеку становится удобнее перемещаться без точки опоры. Если человек, скажем, ломает ногу, то ему требуется гипс, костыль. Но когда нога заживает, то костыль ему начинает мешать. Точно так же и в воцерковлении: наступает такой этап, когда человек понимает, что ему что-то мешает. 

1.JPG

Когда человек еще вне Церкви, но при этом верующий, он заходит и чаще всего молится о том, чтобы что-то не болело, молится за благополучие детей, близких, любимых. В храме ему советуют почитать молитвослов. Раньше на Руси Псалтирь была практически у каждого крестьянина. «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Человек понимает, что прежде, чем что-то просить, надо понять, что ты недостоин просить. 

Наступает и момент, когда молитвы набивают оскомину и человек решается спросить, а можно читать какой-то акафист или сократить часть молитв. Таким образом человек начинает преодолевать некоторые вещи. Либо он их не преодолевает и несет как бремя. Или худший вариант, когда на эмоциях человек все забрасывает и пускается во все тяжкие грехи, в которых себя долго ограничивал. Задача в том, чтобы перейти этот новозаветный этап. Последний этап воцерковления – это Царствие Небесное, когда ты попал в идеальную Церковь. И все члены твоей общины – святые люди. Это то воцерковление, которого ты достигаешь, когда идешь к этому финальному этапу, где непосредственное общение со Христом и святыми, с которыми тебе хорошо.

Последний этап воцерковления – это Царствие Небесное, когда ты попал в идеальную Церковь.

У меня приход молодой, и половина прихожан – это люди, которые в храм не ходили. Им тяжелее всего дается такая церковная жизнь. Порой приходится ломать себя, как неправильно сросшуюся кость. Когда человек долгие годы ходит в храм, он может стать и хуже. Сил у него меньше становится, и те правила, которые ему помогали, ему тяжело соблюдать. Ребенок может поползти на четвереньках, взрослый уже не сможет так сделать. Если человек в Церкви не переходит на следующий этап воцерковления, то могут возникнуть трудности. 

Когда ты крестился – ты рожден для жизни вечной, тебе открывается доступ ко всем Таинствам Церкви, взаимодействию с Духом Святым. Однако Таинство миропомазания означает, что ты рожден для жизни вечной и с тебя, как крещеного, спросят на Страшном Суде. Между нами и Христом стоит священник. Но если он не ведет ко Христу, а притормаживает, ты ищешь другого священника в том же храме или в другом. Если тебе нехорошо с людьми в храме и со священником, значит ты, скорее всего, идешь не туда. Порой смена духовника необходима. 

Людям в Москве стало легче, когда началась программа «200 храмов». У людей теперь есть выбор: пойти в храм в спальном районе или ехать на другой конец города. Мы с мамой жили недалеко от метро «Петровско-Разумовская» и с пересадками ездили в Красное село к отцу Артемию Владимирову. 

Дети и храм

С маленьким ребенком непросто выстоять всю литургию, многие родители приходят непосредственно к причащению, и это нормальная практика. Мы в нашей домашней Церкви, в семье, когда вместе идем в храм, ориентируемся по самому слабому звену нашей цепи. В данном случае это ребенок. Идеально, конечно, когда и муж, и жена стремятся ко Христу и могут друг друга менять. Одну неделю один человек пошел к началу литургии, а другой с ребеночком подошел под конец, а на следующей неделе поменяются. Но не всегда так бывает. У нас достаточно много жен на приходе не ходят в храм.

1.JPG

Бывает, что ты живешь в формате ребенка и привыкаешь, что посещаешь кусочек службы, причащаешь детей, особенно если семья многодетная. Дети вырастают, а ты уже отвык стоять полностью на службе и не знаешь, что там делать. Нужно менять тактику. Если раньше тебе эта практика помогала приводить ребенка ко Христу, то сейчас это будет только мешать. Так будет больше шансов, что ребенок останется в Церкви после подросткового возраста. 

Я бы так ответил на вопрос, для чего ходить в храм: для счастья. Но счастье нужно заслужить. Главное – это прийти. Несколько лет назад было отдельно миссионерское направление и отдельно катехизаторское. Потом решили их соединить. А на самом деле это две разные задачи. Миссия – это когда ты берешь человека и приводишь в Церковь, а катехизация – когда ты его пытаешься в Церкви укоренить. Поэтому миссионерские методы не всегда работают, у них короткий срок. Ты выпил «таблетку», и вроде ничего не болит, но все равно лечение надо вести дальше. Это то, что подействует в отношении человека, которого ты любишь, с которым есть душевная близость, дальше нужно говорить. 

Актуален вопрос и для крестных родителей. Как лечить, чему учить, как одевать – это все решают родители. А взаимоотношения ребенка с Богом решают крестные. Пока ребенок не захочет, не надо его заставлять исповедоваться. У нас даже в официальных документах указан возраст 7–10 или 7–12 лет. По сути, это отроческий возраст, переходный не ко взрослой жизни, а к осмысленному выбору греха и добродетели. 

Воцерковление – это путь, а путь – это Христос.

Воцерковление – это путь, а путь – это Христос. Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Так что главное – с этого пути не сворачивать. Мне кажется, что если человек искренне хочет найти Христа и искренне хочет быть в Царствии Божием, то Христос по этому пути его и приведет к Себе. Воцерковление – это дорога, которую открывает перед нами Христос. Надо Его чувствовать, призывать, и Он приведет туда, куда нужно. С Богом.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Жанна   27 июля 2023, 15:07
Здравствуйте! Ищу ответ ра вопрос.Сегодня батюшка сказал , что мне надо сново воцерковляться потому что я не ходила в церковь, а молилась дома .Мол вы потеряли связь с Богом! Я чуть не расплакалась и даже осерчала на него! Я разговариваю с Богом через моли твы я знаю он в моем серце и душе! Зачем же мне чтобы покрестить внучку снова воцерковлчться?

Здравствуйте! Крещение -- это Таинство Церкви, вне Церкви называться христианином нельзя. Можете прийти в наш монастырь на Пастырские встречи или Огласительные беседы, там можно задать все интересующие вопросы батюшке. Также можно почитать статью на нашем сайте: https://monastery.ru/monitoring-smi/zachem-khodit-v-khram-esli-u-menya-bog-v-dushe/?sphrase_id=68677
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить