Иконография святого апостола и евангелиста Матфея

Евангелисты проповедали Благую весть во всех концах земли, и в этом их значение для всей христианской Церкви. В самом тексте Евангелия от Матфея не содержится указаний на его авторство, как мы это видим в Евангелии от Иоанна. Однако всей полнотой Церкви принято утверждение, что автором первого Евангелия является Матфей, один из 12 апостолов. Первое известие об этом оставил святой Папий Иерапольский, принадлежавший ко второму поколению христиан и бывший, как думают, учеником апостола Иоанна Богослова.

1 (17).jpg
Апостол и евангелист Матфей

Миссия святого Матфея неразрывно связывает его с другими евангелистами и другими апостолами. В течение нескольких сотен лет была создана иконография, которая показывает их совместное служение: евангелисты открыли миру жизнь и проповедь Христа Спасителя, одни – через составление книг Нового Завета, и все вместе – через проповедь. Они были всегда «вкупе», вплоть до того дня, когда Христос вознесся от них на небо: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему… И приблизившись Иисус сказал им… Итак, идите, научите все народы, крестя их…» (Мф. 28: 16–19). По одному из преданий, святой Матфей написал Евангелие через восемь лет после Вознесения Господня.

Евангелисты открыли миру жизнь и проповедь Христа Спасителя через составление книг Нового Завета и через проповедь

Евангелисты изображаются в схожей манере – на скамьях перед низкими столиками с пюпитрами: на столе – чернила, ножи для бумаги, книжные закладки, ножницы. Эти рабочие места помещаются посреди различных зданий с колоннами и арочными проемами. Евангелист Матфей пишет стилусом (заостренной палочкой) текст, склоняясь над низким столиком. Архитектура на таких иконах показана как на образах двунадесятых праздников, таких как Рождество Богоматери, где между городскими постройками живописно растянута ткань – велум, которая означает, что действие происходит внутри здания. Такова икона евангелиста Матфея из музея Андрея Рублева, являющаяся спилком с правой стороны Царских врат.

Единственная в старой Москве церковь, освященная во имя Двенадцати апостолов, была построена в Кремле в XVII веке, а совместный «апостольский» праздник появился в IV столетии. На иконе 1668 года «Апостольские проповеди» из Великого Устюга в секторах круга, которые расходятся от фигуры Спасителя, как лучи от солнца, рассказано о проповеднических трудах каждого апостола особо. Есть здесь и изображение проповеди и заклания апостола Матфея: по одной из редакций жития, он обратил в христианство эфиопских людоедов и вскоре принял мученическую кончину в Эфиопии.

Особое место расположения апостольского чина – «небеса» северных (Архангельских, Вологодских) храмов, которые представляют собой иконы в виде продолговатых трапециевидных досок, располагающиеся вокруг центрального образа Спасителя или Троицы. Эти доски собирались в центричную конструкцию, представляя собой красочное потолочное убранство храма. Также редким явлением бывает отдельный апостольский чин «высокого» русского иконостаса.

2 (15).jpg

На Царских вратах евангелисты изображаются вместе с Благовещением Пресвятой Богородицы. Богоматерь открыла человеку спасение через Иисуса Христа, а апостолы его проповедовали. Обычно декорация Царских врат оформлена таким образом, что отдельные изображения проповедников помещаются на круглых иконах. Иногда эти образы оплечные, то есть на иконе изображены практически только портреты святых: в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря апостол Матфей изображен в виде старца с проницательными глазами и седой бородой в резном иконостасе 1683 года работы Степана Зиновьева, мастера Оружейной палаты.

Богоматерь открыла человеку спасение через Иисуса Христа, а апостолы его проповедовали

Самые удивительные Царские врата с точки зрения материала и композиции происходят из домовой церкви великомученика Пантелеимона дворца Меншикова в Ораниенбауме. Они были утрачены в годы разорения усадьбы и затем с большой точностью в течение десяти лет воссоздавались вместе с иконостасом. Иконостас находится в одном из углов большой залы дворца, предназначенной для храма, и представляет собой сложную конструкцию в стиле рококо. По словам сотрудников музея, это единственные Царские врата в России, которые выполнены из золота и серебра. На них в едином пространстве изображены благословляющий Спаситель и евангелисты, которые приступают к Нему. Матфей располагается вместе с прочими апостолами, протягивающими ко Христу руки с кодексами Евангелий, как бы показывая их Спасителю. Облик святых благовестников показан здесь если не единообразным, то схожим – в этом памятнике передано единство праведных мужей, несущих Весть о Христе. Перед Ним они почтительно склоняются, охваченные общим порывом. Святой Матфей представлен почти старцем с окладистой бородой и пышными волосами над высоким лбом.

Отдельное место для евангелистов в храмовой росписи – паруса храма или тромпы, которые располагаются у основания купола храма. Их форма напоминает вогнутый треугольник. Изображение евангелистов здесь – неотъемлемая часть убранства любого храма. И если на Царских вратах медальоны с вестниками Евангелия порой заменяются фигурами творцов Литургии, то на парусах евангелисты присутствуют всегда. Паруса эти бывают значительного размера.

В иконографической традиции используются символы евангелистов, основанные на текстах пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова: «…первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 7). И очень часто евангелистов, помещаемых на миниатюрах рукописных Евангелий (и на окладах), на иконах и настенных росписях, сопровождают их символы.

3 (11).jpg

Миниатюрные образы евангелистов иконописцы видели уместными, богословски оправданными в составе самых разных сюжетов: и на иконах избранных святых, и в сложных символических композициях. Апостолу Матфею усваивается «человек»: он рассказывает о Христе как о воплощенном Сыне Божием, начиная свое повествование с родословной Спасителя. На палехской иконе XIX века «Шестоднев», происходящей из церкви Покрова в Филях, а ныне находящейся в Государственном историческом музее, в углах – изображения евангелистов. На многих иконах, в том числе на «соборах» многочисленных образов Богоматери (на одной доске), они размещались в углах композиции.

Апостолу Матфею усваивается «человек»: он рассказывает о Христе как о воплощенном Сыне Божием

Все символические фигуры – человек, телец, орел, лев – имеют, как правило, и крылья, таким образом, «человек», сопровождающий апостола Матфея, обретает облик крылатого существа и в описаниях икон и живописи иногда называется ангелом. Интересны крупные накладные иконы с образами евангелистов в подкупольном пространстве храма Воскресения Христова в Воронеже. Здесь «ангел» заглядывает через плечо Матфея в раскрытое Евангелие, которое апостол держит прямо перед собой обеими руками.

Изображения символов евангелистов имеют свои художественные особенности. Так, на иконе XIX столетия из разобранных Царских врат Старочеркасского музея-заповедника символы евангелистов даны в негативе. «Человек» за спиной Матфея написан монохромно; одежды его показаны выцветшими, а сам он как бы бесплотным. Иногда в парусах размещались только символы евангелистов: в одном из парусов парил орел, в другом – ангел... Однако Синодальным указом 1722 года такие изображения, а именно символы отдельно от евангелистов, были запрещены.

В XIX веке фигуры евангелистов вписывались довольно плотно в размер паруса, отчего они становились крупными, хорошо различимыми, выразительными. Святые парили на облаках, и это тоже привлекало к ним взгляд. В храмах даже с высокими сводами такие изображения становились близкими, моленными – облик каждого евангелиста хорошо читался. В московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове апостол Матфей вместе с крылатой человеческой фигурой вполоборота друг ко другу будто размышляют над раскрытым Евангелием.

4 (10).jpg

В Знаменском храме села Губари Борисоглебского района под Воронежем – редкое изображение в настенных росписях: в основание сводов над иконостасом помещены ростовые фигуры евангелистов с закрытыми Евангелиями в руках. Такое художественное решение роднит их с образами святителей, ведь епископы – продолжатели апостольской проповеди. В Петропавловском соборе Санкт-Петербурга золоченые фигуры четырех евангелистов расположены сидящими на завершении епископской кафедры.

Образ евангелистов присутствовал в выходных миниатюрах книг Нового Завета и на угловых накладках драгоценных богослужебных Евангелий – и был всегда узнаваем: облик проповедников уже был проповедью, напоминая о всепроникающей силе Слова Господня.

Жанна Курбатова 28 ноября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить