Образы святителя Николая

Святитель Николай называется Чудотворцем – в этом именовании отражена его близость человеку. Помощь Николая Угодника, прижизненные и посмертные его чудеса отразились в составлении житийных икон, в которых его чудеса с любовью выписывались в отдельных клеймах. Многие храмы во всем мире названы его именем, а это значит, что именно святого Николу выбирали своим покровителем обители и создатели церквей, что отразилось в создании паломнических и обетных образов из металла, мрамора, эмали, расписной керамики.

1.jpg

Святитель Николай родился около 280 года в христианской семье, в небольшом городе Патары Ликийской области. Вся жизнь его прошла в этой провинции: в Мирах стал епископом, причем здесь он был поставлен, не будучи еще пока известным пастырем. После совещания об избрании нового архиепископа одному старейшему епископу было видение о том, что достоин стать предстоятелем Мирликийской паствы тот, кто первым придет на утреннее богослужение.

Современникам святителя Николая был очевиден его подвиг в сложную переломную эпоху, когда только затихали гонения, а от епископа требовалось мужество исповедничества в отношении защиты веры от различных ересей, что было делом публичным и относительно новым, поскольку веру нужно было защищать внутри церковной ограды. Неслучайно в Никольской иконографии нашло широкое отражение событие, связанное с I Вселенским Собором. Святитель Николай при слушании мнения еретика Ария заушил его (дал пощечину), после чего с епископа Николая сняли знаки святительской власти. На иконах справа и слева от главы святого изображены Спаситель и Богоматерь со знаками святительского достоинства, возвращенными ему за ревность. В Похвальном слове, созданном в середине IX века константинопольским патриархом Мефодием, говорится, что при возведении святителя на престол ему также являлись Спаситель и Богоматерь с Евангелием и омофором. Изображения Христа и Богородицы на иконах помещаются в медальонах, привлекая к себе внимание молящегося; эти изображения указывают на тот факт, что Чудотворец Николай – единственный святой, которому Спаситель и Богоматерь лично вручили знаки святительской власти.

Спаситель и Богоматерь лично вручили знаки святительской власти Николаю Чудотворцу

Наиболее распространены поясные иконы святителя. Такой образ появился в XI столетии в Византии и был характерен для Балкан и стран всего христианского мира. Николай Угодник изображен с закрытым или открытым Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Книга в руках святого нередко была богато украшена эмалевыми дробницами и драгоценными каменьями по подобию многих памятников книжного дела.

Подобное изображение благословляющего святителя с Евангелием – обычное для «чина святительского», т. е. так изображаются многие пастыри в епископском сане. При этом лик святителя Николая выписывается таким образом, что при взгляде на его иконы появляются духовные сравнения: «пастырь крепок», «добрый учитель», «правило веры и образ кротости». В V–VI веках составлено первое жизнеописание святителя Николая, а это значит, что его почитание началось вскоре после кончины. Его изображения появляются в VIII столетии.

В основе первых икон святого лежали достоверные портреты; облик святителя узнаваем не просто по набору основных иконографических черт – высокому лбу, «малым кудреватым волосам», орлиному носу. Удивительно хорошо живописцы отображали его облик: лик кроткий и в тоже время мужественный. Разные эпохи налагали отпечаток на образ святого: в XVI веке было особое внимание к лику святого, кроткому и одухотворенному; иногда большие пронзительные глаза сурово взирают на молящегося, но всегда возникает доверие к облику святителя. Он – человек духовного опыта, и к нему можно обратиться за духовной поддержкой: известные «житейские» чудеса святителя Николая говорят нам о его духовном облике – доброте, сердечности, желании прийти на помощь и духовном рассуждении.

2.jpg
Святитель Николай Зарайский.
Житийная икона с клеймами

Ростовые иконы получили в России слабое распространение, и в основном – в деревянной скульптуре. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Православной Церкви. «Святитель Никола Зарайский» – святой Никола изображен в фелони с омофором, с благословляющей десницей и Евангелием. Также почитаемы скульптурные изображения святителя Николая Можайского с городом в левой и мечом в правой руке – в память о чудесном спасении города по молитвам святителя. Именно таков был вид святителя, когда напавшие на Можайск татары в начале XIV века были остановлены устрашившим их видением. Эти образа имеют многочисленные повторения, в том числе резные и вышитые. Происхождение Зарайского образа описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII века – «Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня».

Иногда в руках святитель держит град Бари, и в последнее время, когда паломничество в места, связанные со святителем Николаем, стало широким и привычным, эти иконы приобрели популярность и в России. Гряды гор в среднике иконы на фоне роскошного лазоревого неба изображают характерный пейзаж Ликии, которая находится между горными хребтами и побережьем Средиземного моря. Очень редко святитель изображается с мечом в правой руке и кораблем в левой: например, в гравюре, изданной в Киеве в XVII столетии. В наше время получила известность иконография, созданная священником Федором Конюховым. Святитель стоит на «горках», а в руках держит изображение мыса Горн. Одна из таких икон находится в храме Рождества Богородицы села Образцово Московской области.

3.jpg
Святитель Николай Можайский

Основные одежды святителя Николая на иконах: набедренник, саккос, омофор, иногда панагия. А митра появляется с XIX века; народное сознание называет такие иконы: «Никола зимний», «Никола в шапке». И, хотя это только народное благочестие, оно имеет место даже в создании иконографий. Известно, что во Владимирских иконописных центрах в начале XX века такие иконы заказывали и описывали словами обыкновенные крестьяне, о чем иконописец составлял запись на оборотной стороне пока еще пустой доски.

Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI веке, а к XIV столетию иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространяются на Балканах, в Италии и на Руси. С XIII века чудеса первых дней жизни святого заняли свое место в иконописи. Таким образом, житийные циклы, расположенные в клеймах икон, начинаются с его рождения, крещения (чудесное стояние в купели). В клеймах события располагаются в том порядке, в котором были у агиографа. В ранних житийных русских иконах от 12 до 16 клейм, и это количество сюжетов наиболее типично для икон святителя; клейма могут располагаться по хронологии событий рядами или по часовой стрелке.

Особое значение имело почитание святого Николая как покровителя мореплавателей. Существуют иконографические типы икон святого, в которых всего несколько клейм, и среди них два или три клейма – с изображением чудес на море, которые очень заметны и выразительны. В честь Великорецкого образа был освящен один из приделов храма Василия Блаженного, а его стены украсил цикл росписей, в числе которых и «морские» чудеса.

Сюжеты с чудесами на море часто появлялись и там, где не было водоемов

Интересно, что сюжеты с чудесами на море часто появлялись и там, где не было водоемов. В Новейшее время в росписях храмов подобные сюжеты могли располагаться на заметных архитектурных элементах, например на сводах при входе в церковную постройку. Например, в храме святителя Николая Чудотворца в селе Жегалово (в черте города Щелково) настенное изображение «Святитель Николай спасает утопающего» симметрично композиции «Христос спасает утопающего». И сами чудеса начали происходить не только с «корабельщиками»: так, в наше время у одного человека сын свалился в котлован с водой при строительстве здания, и ребенок был спасен святителем, после чего святой Николай наказал искать его образ в церкви: благодарный отец искал икону, а нашел настенное изображение!

4.jpg
Спасение моряков свт. Николаем. Роспись Никольского собора Хотькова монастыря

Святитель Николай мирно скончался и был торжественно погребен в соборном храме Мир Ликийских. Его тело было нетленным и источало миро. И почти все житийные циклы, как иконописные, так и настенные, завершаются сценами преставления святителя Николая и перенесения его мощей из Мир Ликийских в град Бар.

Существует множество патрональных икон святителя Мирликийского, а также паломнических и просто дорожных складней, которые брались в походы. В складнях наряду с изображениями Спасителя и Богоматери были изображения избранных святых. Историки говорят, что именем святого Николая в некоторые эпохи (например, в XVII веке) детей даже не называли – и в этом также сказалось почитание святого: такое почтение люди испытывали к его имени! Сохранилось множество больших домашних вертикальных киотов конца XIX – начала XX века, в которых всего три крупные иконы: Cпасителя, Богоматери и святителя Николая. В Новое время изображение святителя помещалось на одной доске с новопрославленными святыми: святыми Феодосием Черниговским, Серафимом Саровским, Ксенией Петербургской.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Наталья   26 июня 2023, 16:06
Жанна, добрый день!
Хорошо бы добавить в Вашу статью фотографию и описание образа Николая, хранящегося в Раифском монастыре в Казани. Очень необычная и красивая икона.
Наталья
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить