Время знакомства с самим собой

Мы завершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, к которому вновь обратимся уже во второй половине Великого поста. Перед нашим духовным взором прошла вся Священная история: от грехопадения Адама до Боговоплощения, Крестных страданий, Воскресения и даже Страшного суда. 

Мы стали свидетелями великих грехопадений Ветхого и Нового Заветов и очевидцами столь же великих покаяний. Вчитываясь и вслушиваясь в слова канона, мы сами становились словно бы действующими лицам человеческой истории. И это, конечно, не случайно. Ведь Священное Писании тем и удивительно, что описывает оно не только историю в привычном нам смысле, но схватывает ее так, что всякий обращающийся к ней и сам становится участником описываемых событий. И это особое устройство Библейского повествования смог очень чутко уловить и невероятно точно передать в своем поражающем нас сочинении Критский святитель.

Душа наша, вдохновленная всеми этими образами, притчами и увещаниями, сопрождающимися строгим воздержанием и молитвенным подвигом, вся преисполнена возвышенных чувств. Вся обращена к высоким словам и мыслям, и, казалось бы, это должно быть хорошо, прекрасно и удивительно. Но этому интуитивному восприятию противоречат сами слова канона святого Андрея: «Без причины и понапрасну бываю я ныне велеречивым и дерзким в сердце, Един Милосердый и Правосудный! Не осуди меня с фарисеем, но даруй мне смирение мытаря и сопричисли с ним».

Время Великого поста - это прежде всего время нового знакомства с самим собой. Обращаясь внутрь своего сердца, открывая в нем всё новые и новые стороны своей порочности, я могу рано или поздно столкнуться с тем, что несмотря на всё покаянное настроение, несмотря на всё внешнее смирение, внутри меня живет всё тот же эгоизм. 

И все те прекрасные мысли и слова, которые так и рвутся с моего языка, подчас оказываются продиктованными ничем иным, как желанием показаться хорошим перед другими. И это ставит меня перед сложной дилеммой: как найти выход из этого странного круга эгоизма? Как понять, где я подлинный, настоящий, задуманный и сотворенный Богом для радости, любви и святости, а где лишь фальшивая блестящая обертка, в которую я так люблю заворачиваться, чтобы казаться лучше, смиреннее, благочестивей и святее прочих?

Это возможно только через истощение своих сил, через обнаружение своих немощей, признание своей неспособности самостоятельно сделать хоть что-нибудь благое. Только признав, что от меня бесполезно требовать каких-либо плодов, достойных покаяния, поняв, что всё, в чем я нуждаюсь, - это милость Божия, очищающая и освящающая мое сердце, смогу я, наконец, разглядеть свое подлинное «я», вырваться на свободу, познав Истину, выйти на свет, задышать по-настоящему, разорвав ту глянцевую обложку, за которой я так привык скрываться.

Поистине, ныне время покаяния, время прийти к Спасителю и позволить Ему снять с нас обременительную тяжесть греха. Время раскрыть свою душу так, чтобы Дух Истины сдул с нее всю пыль греховности и порочности, вернув ей первозданную красоту и святость. Чтобы душа наша могла стать истонченной и светлой, прозрачной для Божественной благодати, чтобы она могла освятить не только нас самих, но и, поселившись в нас, стать путеводным источником света для всякого ищущего Истины и жаждущего обрести Бога.


// Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Великого покаянного канона в Богоявленском Елоховском соборе в Москве в четверг первой седмицы Великого поста 5 марта 2020 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить