Страсти преодолеваются или преобразуются? Часть 2

Окончание. Часть 1.

Нам необходимо понять также, что каждый дар или какая-либо страсть в Церкви влияет не только на нас, то есть это не наша личная проблема. Святой Силуан Афонский говорит, что если даже ты грешишь один в своей келье, твой грех влияет на весь мир, ибо у греха всемирные измерения. Вот почему великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в одном из своих многочисленных литературных произведений вложил в уста кающегося героя такие слова: «Хочу пойти на перекресток, поклониться на четыре стороны, прося прощения на все стороны света», – потому что чувствовал: его грехи коснулись всех людей.

Иногда мы говорим:

– Мой грех – это моя проблема!

Но это не так, потому что наша жизнь всеобъемлюща, она имеет всеохватывающие измерения, и поэтому и добро, и зло одного человека сказываются в жизни другого. Если я пьяный сяду за руль автомобиля, то другие люди могут стать жертвами моей езды в нетрезвом состоянии. Если, придя домой, буду вести себя агрессивно, если загрязню воду, которую мы пьем, то это плохо отразится и на других людях. Если я в своем эгоизме и высокомерии чувствую себя «королем дороги», мол, плевать на других, тут еду только я, то такое мое поведение может убить другого человека. Вообще страсти влияют на других людей, это не только моя личная проблема. Так и мои духовные таланты, харизма и святость тоже влияют на других. Поэтому преподобный Серафим Саровский повторял то, о чем говорил святой Исаак Сирин: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

В своих поучениях авва Дорофей говорит: «Мы не должны осуждать людей» – и пытается объяснить источники или причины людских страстей, потому что, во-первых, только Бог может судить человека. Господь может осудить или оправдать человека, потому что знает состояние каждого. Господь знает его возможности, среду, в которой он вырос. Он знает его способности, его слабости и его темперамент.

Когда-то, – рассказывает он, – в пустыне жил монах, который осуждал известного и великого духовника авву Арсения. Этот монах говорил, что не видит, чтобы авва Арсений совершал какие-то особые подвиги:

– Что он делает здесь, в пустыне? Каковы его подвиги? Он не делает ничего особенного!

Тогда один старец, который по своей прозорливости и благодатью Святого Духа узнал, что этот монах осуждает святого Арсения, позвал его к себе и сказал ему:

– Хочу тебя кое о чем спросить. Скажи-ка, где ты жил прежде, чем приехать сюда, в пустыню? Чем занимался?

Монах отвечал:

– Я был пастухом – пас овец.

– А где ты жил?

– В горах.

– А где именно?

– В одной пещере.

– Понятно. А где ты спал?

– На земле. В пещере на сене, а вместо подушки у меня был камень, на который я положил шкуру.

– А ел сытно?

– Ну, самую простую еду. И очень мало.

– Понятно. А ты знаешь, кем был святой Арсений, которого ты осуждаешь?

– Кем?

– Святой Арсений был переводчиком императора в византийском дворце. Ты знаешь, как он спал? На шелковых простынях. А ел? Изысканные яства… И вот я спрашиваю тебя: кто из вас двоих большим пожертвовал, уйдя в пустыню? Что у тебя изменилось? Ничего не изменилось. Ты там жил в пещере, и здесь ты тоже живешь в пещере. Ты там спал на земле, и здесь тоже спишь на земле. Чем ты пожертвовал?

Вот почему мы часто видим, как осуждение убивает способность к духовному рассуждению.

Мы подошли к сути нашей темы. И прежде скажем, что покаяние – это не только решение человека, но и дар Святого Духа. Нельзя просто сказать:

– Знаешь, что-то у меня не ладится жизнь. Я изменюсь!

Покаяние – это не только решение человека, но и дар Святого Духа. Нельзя просто сказать: «Я изменюсь!»

Это психологический, эмоциональный и совершенно интеллектуальный уровни. Покаяние – это нечто гораздо более глубокое и существенное, в котором, да, человек участвует, вкладывая свое благорасположение и говоря:

– Хочу встретиться с Христом, чтобы соблюдать Божии заповеди!

Но только этого недостаточно. Скажу еще раз: покаяние – это благодать Святого Духа, харизма, как и все в Церкви харизма. Нам необходимо это понять. Потому что если мы этого не поймем, то устанем сами и утомим других людей, которых сводим с ума с утра до ночи за то, что они не ходят в церковь:

– Мой муж, мои дети не посещают храм, и я не знаю, кто может на них «надавить».

Но так мы добьемся отрицательного результата, ибо забываем, что «у каждого человека, – как говорил архимандрит Софроний (Сахаров), – свой уникальный путь к спасению, и Господь с каждым человеком создает уникальные, личные и неповторимые отношения. Возможно, для тебя уже наступило время покаяния, но это не означает, что оно наступило для другого человека. То, что ты каешься и с радостью идешь ко Христу, не означает, что другой готов покаяться. Мы должны научиться молчать и ждать нужного часа».

Во-вторых, люди не меняются так, как мы думаем, – на самом деле человек вообще не меняется. Но он учится преображать свои силы с помощью Божией благодати. А мы-то думаем, что изменение означает полную перемену естества, структуры, психологической идентичности и самобытности – этой уникальности человека, – но она не меняется. И не надейтесь на это. Вспомним преподобную Марию Египетскую. Она, собственно говоря, не изменилась – она изменила направление страсти и динамики любви, которые у нее были, когда она шла по греховному пути блуда. У нее была любовная сила, любовная страсть – блудная страсть, но эту силу, которую она имела в себе, преподобная Мария от блудодеяния направила ко Христу, любовь плотскую она преобразовала в любовь божественную, но не изменила свою личность и уникальность. Святой апостол Петр был человеком с твердым характером и вспыльчивым. Он отсек ухо рабу Малху, поссорился с присутствующими на Первом Апостольском Соборе. Святой апостол имел сильный характер – вот почему Христос назвал его камнем, и эту «твердость», то есть ту душевную силу, которую он имел, Петр направил на проповедь против зла, против диавола, против страстей – и сейчас он украшение нашей Церкви, но его личность не изменилась, просто он эту силу перестроил, преобразовал и предоставил ее Христу. Так что ошибочно полагать, что в какой-то момент мы станем другими людьми.

На самом деле человек вообще не меняется. Но он учится преображать свои силы с помощью Божией благодати

Ведь даже в психологии «терапия» означает не «стирание» ран и исправление личности человека, а то, что он учится жить со своими ранами, проблемами, со своим крестом, учится жить с реальностью. Это – терапия. Ведь не всегда бывает так, что болезнь проходит.

Человек не изменится, потому что мы ему говорим об этом. Если хотите, продолжайте говорить это, ругайте его, настаивайте, твердите своему мужу, своим детям, чтобы они исправились. Но так вы только утомите их и себя. Человек меняется не потому, что кто-то другой говорит ему об этом, но потому, что он сам принял такое решение. Потому что он этого захотел, потому что он пожелал это сделать и потому что для этого пришло подходящее время.

Чтобы изменить человека, недостаточно того, чтобы он что-то о себе понял. Мы думаем, что если мы объясним, то человек изменится. К нам, духовникам, часто приходят матери с просьбой:

– Батюшка, можно я к вам приведу своего сына, чтобы вы поговорили с ним?

Так люди не меняются.

Да, мать приведет ко мне своего ребенка, чтобы мы поговорили, мы попросим его задуматься, побеседуем, но это ничего не даст.

Для того чтобы человек покаялся, недостаточно просто осознать важность покаяния, недостаточно что-то прочитать о покаянии. Покаяние – это нечто более глубокое и экзистенциальное.

Мы часто боимся приложить усилия, чтобы изменить наши страсти или изменить наше негативное поведение, потому что чувствуем: если мы это сделаем, то что-то потеряем. И кто-то говорит себе:

– Если я стану смиренным, то люди меня «растопчут». Если я буду молчать, то соседка меня «съест»! Если я подавлю свой гнев и не взорвусь на своего друга, то он перестанет меня уважать!

Потому что в нас живет ощущение, что нас уважают, потому что боятся. Как видите, тут отрицательное измерение страстей, отрицательное понимание страстей, страх прикоснуться к ним.

Приведу несколько слов преподобного Порфирия о страстях:

«Научитесь подвизаться в духовной жизни просто, мягко и непринужденно.

Не пытайтесь изгнать мрак из пространства вашей души. Откройте окошечко для света, и мрак исчезнет. То же самое относится и к страстям и слабостям. Не боритесь с ними, но преобразовывайте их во что-то доброе, презирайте зло.

Не рисуйте себе ужасные пути, чтобы подвигнуть себя к исправлению. Не нужно бояться ни диавола, ни ада, ни чего-либо еще, потому что это создает в вас внутреннее сопротивление.

Подвизайтесь с кротостью и простотой, без принуждения и беспокойства. Не говорите: “Сейчас я притесню себя, буду молиться, чтобы обрести любовь. Я заставлю себя стать хорошим…” Нехорошо заставлять себя духовно “задыхаться” и отягчаться для того, чтобы стать хорошим человеком. Так ты только больше воспротивишься этому. Все должно сопровождаться кротостью, идти непринужденно и свободно.

Не говори: “Боже мой, избавь меня от этой страсти!” Например, от страсти гнева или печали. Нехорошо молиться и думать о конкретной страсти, то есть превращать эту страсть в навязчивую идею. Нечто происходит в твоей душе, и ты еще больше “запутываешься” в этой страсти. Устремишься преодолевать страсть и увидишь, что она еще больше начнет “душить” тебя. Об этом мы знаем и из психологии: чем больше ты на чем-то настаиваешь, тем больше ты пугаешься, превращаешь это в тревогу, во что-то навязчивое, тем больше ты в этом запутываешься, оно не исчезает и еще больше охватывает тебя».

Нехорошо молиться и думать о конкретной страсти, то есть превращать эту страсть в навязчивую идею

Еще преподобный Порфирий говорил:

«Не борись напрямую с искушением, не молись, чтобы оно исчезло, не говори: “Господи, забери мое искушение”. Ничего не говори. Потому что так ты придаешь искушению значение, и оно не исчезнет, а еще больше запутает в свои сети. Потому что, даже когда вы говорите: “Господи, избави меня от моего искушения”, вы все равно думаете об искушении и подпитываете его своими мыслями.

Расположение к избавлению от страсти, естественно, должно быть, но пусть оно будет глубоко тайным, кротким, скрытым».

«Делайте добрые дела, – говорит преподобный Порфирий. – Вместо того чтобы думать о грехе, который вы совершили, думайте о том, как сильно любит вас Христос; вместо того чтобы думать об аде, думайте о Рае. Вместо того чтобы думать о том, какие вы плохие, думайте о том, какими хорошими вы можете стать. Вместо того чтобы думать о страстях, читайте молитвенные каноны, молитесь с четками и ладаном, отправляйтесь в паломничество, любуйтесь великими Божиими делами и вообще совершайте позитивные, а не негативные поступки».

Вывод: страсти не отменяются, но это силы, которые мы должны правильным образом преобразить и направить ко Христу.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма св. царя Бориса в Варне (Болгария)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить