Священномученик Владимир Лубянский. Любить тех, с кем сводит жизнь

15 декабря Русская Православная Церковь чтит память священномученика Владимира Лубянского (Проферансова) – простого и великого человека, завещавшего своему сыну, а значит и всем нам, любить тех, с кем сводит жизнь. Ведь любовь – одна из главных добродетелей христианства.

Фото 1.jpg

Семья Проферансовых

Владимир Александрович Проферансов родился в Москве 29 (16) июня 1874 года и был четвертым ребенком в семье Александра Ивановича и Марии Федоровны Проферансовых. Отец семейства служил псаломщиком церкви Святых Отцов Седьмого Вселенского Собора близ Новодевичьего монастыря на Девичьем поле. Храм был любим прихожанами, туда приходили, чтобы поклониться чтимой иконе Божией Матери Киккской, написанной в Киккском монастыре на Кипре. Эта церковь простояла почти сто лет после того, как на месте взорванной французами древней церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи возникла новая, посвященная победе в Отечественной войне 1812 года. Но она была безжалостно снесена в 1935 году. На ее месте выстроили жилой дом с кинотеатром «Спорт».

Частный дом Проферансовых находился на соседней улице – Малой Царицынской. Царицынские в 1924 году стали Пироговскими в память о хирурге Николае Ивановиче Пирогове. Улицы эти были медицинскими и студенческими, какими остаются и сегодня, но уже не напоминают своим названием о дворце царицы Евдокии Лопухиной, первой супруги Петра l.

В семье Проферансовых дети росли в родительской любви, защите святой молитвы, в заботе друг о друге, в крепкой дружбе. С малых лет им прививались стремление к знаниям и труду, любовь к чтению и музыке. С малых лет они понимали, как важно быть милосердными и добрыми к людям. Наверное, всех детей Проферансовы крестили в церкви Святых Отцов Седьмого Вселенского Собора, и первый благоговейный восторг от церковной службы, и силу искренней молитвы они узнали именно там.

В семье Проферансовых дети росли в родительской любви, защите святой молитвы, в заботе друг о друге, в крепкой дружбе

Двое из троих сыновей, средний и младший, выбрали путь служения Богу – Иван и Владимир. Старший сын Петр был начальником Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и потомственным почетным гражданином. Кроме того, он являлся членом Московского попечительского комитета о бедных при Императорском человеколюбивом обществе, основанном в 1802 году, – крупнейшей благотворительной организации России. Дочь Анна стала простой служащей, работавшей делопроизводителем в артели инвалидов «Красная охрана». Но ведь и время уже было другое.

Московская духовная семинария

После школы Владимир Проферансов поступил в Московскую духовную семинарию, в которой готовили студентов для пастырской, преподавательской и научно-богословской деятельности. Обучение окончилось в 1898 году. В тот год его отец Александр Иванович завершил свою церковную службу и ушел на покой.

Владимир Александрович стал учителем Васильевской церковно-приходской школы, где дети учились читать, писать и считать, изучали Закон Божий, церковное пение, а во второклассных школах – также историю. Владимир Александрович преподавал церковнославянское чтение и арифметику, а кроме этих предметов обучал мастерству художественного выпиливания. Так прошли четыре года.

Фото 2.jpg
Владимир Проферансов с супругой Марией Петровной

С 1902 по 1918 годы Владимир Александрович преподавал Закон Божий в разных школах Москвы, в том числе и при Златоустовском монастыре. В связи с этим фактом стоит вспомнить такое понятие, как «безмездный»: в монастырской школе Владимир Александрович работал учителем без оплаты.

В это время им уже было принято решение посвятить свою жизнь церковному служению. Но еще долго учительское дело и священнослужение оставались в его жизни неразделимы.

За год до окончания семинарии Владимир Александрович Проферансов женился на Марии Петровне Малининой, дочери священника. Перемены, случившиеся в его жизни, он воспринимал с большой радостью, как посланное Богом счастье. В молодой семье царили любовь и взаимное уважение, желание понять близкого человека и заботиться о нем. Дом украшала большая библиотека, ведь и Владимир Александрович, и Мария Петровна любили читать. Рождение сына Бориса сплотило молодую семью, подарило ни с чем не сравнимое счастье. Но отца омрачило нездоровье ребенка, который в возрасте 11 лет умер.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца в Лучниках (на Лубянке)

В 1902 году Владимир Александрович приходит в Георгиевский храм, первое упоминание о котором относится к 1460 году. Эта историческая часть Москвы, называемая Лучники, являлась в давние времена слободой лучников. Когда же изготовление этого вида оружия утратило свою надобность, храм поменял свое топографическое название и стал именоваться «у старых тюрем», которые действительно были построены рядом. Когда тюрьма закрылась, вернулось старое название – «в Лучниках».

Фото 3.jpg
Храм великомученика Георгия Победоносца в Лучниках

Владимир Александрович служит в этом дивном храме псаломщиком.

В Российской империи культурно-просветительская работа среди населения рассматривалась как важный вид благотворительности. Бесспорен и тот факт, что на протяжении многих столетий именно Православной Церкви отводилась главная роль в деле просвещения народа, поэтому в 1877 году было основано Московское общество по устройству публичных чтений, библиотек и читален для народа. Общество существовало до 1914 года, а по некоторым источникам – до 1917-го. Сегодня об этом историческом событии вспоминается крайне редко. Общество располагалось по адресу: Лубянский проезд, дом 4/3, то есть в Политехническом музее.

Перемены, случившиеся в его жизни, он воспринимал с большой радостью, как посланное Богом счастье

В 1905 году Владимир Александрович становится действительным членом этого общества. Благодаря своей активной деятельности и усердию уже через несколько лет, в 1907 году, он получает грамоту Святейшего Синода. Пройдет еще два года и ему вручат новые награды – сначала памятную серебряную медаль на ленте ордена святого благоверного князя Александра Невского, затем – серебряную медаль, которая носилась на соединенной Александровско-Владимирской ленте. Медаль была учреждена Синодом в 1909 году «В память 25-летия церковных школ» для всех служащих и причастных к службе церковно-приходских школ. В 1914 году Владимир Александрович Проферансов получает золотую медаль на Аннинской ленте. Это были награды «За усердие».

В 1915 году он начинает исполнять обязанности старосты Георгиевского храма. В 1916 году Владимир Александрович был рукоположен в сан диакона, но до 1919 года продолжал служить псаломщиком.

Через год, в роковом для страны 1917 году, Проферансов назначается делопроизводителем Георгиевского приходского попечительства, целью которого являлась забота о благоустройстве и благосостоянии церкви, об устройстве первоначального обучения детей, благотворительности, которая распространялась не только на приход. В 1918 году Владимир Александрович состоит сотрудником Московского епархиального совета, органе управления епархией. Два года он выполняет работу регистратора и делопроизводителя. В феврале 1919 года его утверждают штатным диаконом храма.

1920 год становится знаковым для диакона Владимира: он получает награду – двойной орарь и в тот же год рукополагается в сан священника.

Секретарь при Святейшем Патриархе Тихоне

В 1923 году отец Владимир являлся секретарем при Святейшем Патриархе Тихоне, как раз в то время, когда ГПУ занималось делом Первосвятителя. Именно в тот год Политбюро рекомендовало поручить Секретариату ЦК вести это дело со всей строгостью, что означало неминуемость смертного приговора. В 1924 году отец Владимир удостоился звания митрофорного протоиерея, а за труды в канцелярии церковного управления при Патриархе Тихоне получил награду – наперсный крест.

Фото 4.jpg
Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси

В 1932 году на отца Владимира вновь обращает свое внимание «властная Лубянка». Рядом с ними в храме служит священник, который в свое время был приближен к Патриарху Тихону. Вспоминается предложение органов, сделанное отцу Владимиру в 1920-е годы, в период его работы секретарем при Патриархе: следить и докладывать. На что отец Владимир ответил очень просто: «Патриарх – замечательный человек, очень честный, он мне доверяет, мы с ним хорошо работаем. А доносчиком я не могу быть, я на это не способен. У меня своя работа».

В тот страшный год храм великомученика Георгия Победоносца в Лучниках был закрыт и передан в ведение НКВД

Эти факты представлялись интересными органам ГПУ, как и вопрос: «Почему Георгиевская церковь, находящаяся в непосредственной близости к зданию ОГПУ, до сих пор остается действующей?» Последовали допросы, новое предложение о сотрудничестве, арест, обвинение. В тот страшный год храм великомученика Георгия Победоносца в Лучниках был закрыт и передан в ведение НКВД.

Дело протоиерея В. А. Проферансова

2 марта 1932 года состоялось Особое Совещание при Коллегии ОГПУ, на котором слушалось дело протоиерея В. А. Проферансова, проходившего по ст. 58–10 УК РСФСР. Эта статья связана с пропагандой или агитацией, содержащей призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений.

В заключении писалось: «По своим убеждениям Проферансов является реакционно-настроенным человеком. Долгое время работал в канцелярии у Патриарха Тихона, а в последующем – в Синоде митрополита Сергия. Одновременно являлся священником церкви Георгия на Лубянском проезде, где группировал вокруг себя антисоветский элемент и занимался систематической антисоветской агитацией».

Отец Владимир приговаривается к трем годам ссылки в Казахстан. Путь его лежит в старейший город – Семипалатинск.

Ссылка: Казахстан, Семипалатинск

С давних времен этот город Восточного Казахстана считался местом ссылки неугодных и провинившихся, а с XIX века – политзаключенных, которыми становились студенты университетов, народовольцы, писатели и многие-многие другие.

Отец Владимир приговаривается к трем годам ссылки в Казахстан

В 1931 году в Семипалатинске действующими оставались три храма: Воскресенский (казачий) у православных, Никольский – у обновленцев, Всесвятский – у григорианцев. К концу 1936 года осталось два храма. Утешением православных людей стал Воскресенский кафедральный собор, который все-таки закрыли в 1937 году и думали снести, но Великая Отечественная война помешала этому, и в 1944 году собор вернули верующим.

Отец Владимир приехал в Семипалатинск не как священнослужитель, а как ссыльный, поэтому он был вынужден искать работу. Конечно, это был центр губернии, более того – бывший духовно-культурный центр Казахстана. Здесь работали заводы и фабрики, находились учебные заведения, библиотека, основанный ссыльными в 1883 году музей с научной библиотекой. Однако ссылка диктовала свои правила жизни.

Фото 5.jpg
Воскресенский собор в Семипалатинске

Владимир Александрович Проферансов устроился в больницу. В какую именно – неизвестно. Отец Владимир получил работу в больничной бухгалтерии. Ему очень пригодился опыт службы псаломщиком, обязанным, в том числе, заниматься средствами содержания притча. Он относился к своему делу очень ответственно и даже с удовольствием. Возможно, работа помогала уйти от мрачной действительности и давала радость быть полезным людям. Персонал больницы относился к Владимиру Александровичу с большой симпатией, отзываясь на его неиссякаемую доброту к людям.

В начале 1930-х годов жизнь в Казахстане – это не просто голод, а многочисленные смерти от голода местного населения. Голод был связан с начавшейся коллективизацией, неурожаями хлеба и проса. Кроме того, свирепствовал тиф. В 1932–1933 годах на улицах городов лежали трупы умерших от голода.

Отец Владимир прибыл в Семипалатинск именно в это время. Угнетал и местный климат: жаркое лето, холодная зима и песок, который был везде – под ногами и в воздухе. Надо было работать, найти кров, что было не так просто, ведь многие люди не хотели пускать в свой дом ссыльных, а тем более – священнослужителей. А еще – заботиться о топливе и стараться не умереть от голода. Угля не было, хлеба выдавали крайне мало, но спасали молитва, встречи с другими ссыльными – священниками и монахами, разговоры о Боге и Его любви, о грехе и искуплении, о том, что Бог простит, и можно будет снова увидеть родную Россию, свой храм и своих близких.

Отец Владимир относился к своему делу очень ответственно и даже с удовольствием

В Семипалатинске отец Владимир познакомился с протоиереем Константином Некрасовым, который находился в семипалатинской ссылке с 1930-го по 1933 год. Это была вторая ссылка священника. Отец Константин служил сначала в Ильинском храме и Никольском соборе города Можайска, а после первой ссылки в Тобольске – в храме Покрова Божией Матери в Алексине Рузского района Московской области. Здесь он и был вновь арестован за «трогательные проповеди о Христе», за «противодействие мероприятиям советской власти», за мысли о том, как обобрали крестьян. В 1933 году отец Константин вернулся в родной Можайск и получил разрешение служить в Ильинском храме. Он-то и пригласил отца Владимира после ссылки приехать в Можайск.

В то же время коллеги и знакомые отца Владимира уговаривали его остаться в Семипалатинске и вызвать сюда жену. Но он отказался, зная, что ссылка в Казахстан часто заканчивалась новым арестом.

Можайск – последнее место жительства и службы

Закончился срок ссылки в Семипалатинске. Здоровье было подорвано. Болело сердце. Новая власть в который раз настаивала на сотрудничестве, обещая многое, а главное – приход. Но предложение быть осведомителем Владимир Александрович Проферансов вновь отверг. Проживание в Москве, где находилась семья, было запрещено. Надо было определиться с вопросом, где и чем жить. И тут последовало предложение от протоиерея Константина Некрасова.

Так отец Владимир поселился в ста с лишним километрах от столицы, в древнем Можайске, на Красноармейской улице, названной так в честь революционных солдатов можайского гарнизона. До второй половины 1920-х годов это была улица Спасская, названная по Спасо-Бородинскому во имя Нерукотворного Образа Спасителя монастырю. В таком переименовании была злая ирония жестокого времени.

Фото 6.jpg
Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской»

Видеться с женой можно было только тайно, чтобы ни у кого не возникло подозрений. И отец Владимир приезжал в Москву с большой осторожностью и на считанные часы.

В этом подмосковном городе прошли неполные два года его жизни, с февраля 1935-го по декабрь 1937 года. По воскресеньям отец Владимир ходил в храм Илии Пророка в Ильинской слободе, в котором служил отец Константин. В те годы это была северная окраина Можайска, левый берег Москвы-реки – места, исторически связанные с Луженецким Рождества Богородицы Ферапонтовым монастырем, существующим с XV века. Воскресные службы отца Владимира казались особенными: люди тянулись к мудрому батюшке, искали у него ответа на многие жизненные вопросы, грелись в тепле его доброты.

А он просто любил тех, с кем сводила его жизнь. О чем и писал своему сыну, «родному и дорогому Боречке», в феврале 1917 года, как о простом пути к решению разных проблем: и «все пройдет, облегчится, распутается», и тогда «нечего будет ни желать, ни бояться». Слова – напутствие, слова – завещание. Так получилось, что ушедший из жизни сын не смог воспользоваться ими. Но они навсегда остались у всех живущих и принадлежат тем, кто придет в этом мир и будет жить.

Зловещий декабрь 1937 года

5 декабря 1937 года последовал арест отца Владимира. Теперь уже последний. И заключение в тюрьму Можайска. Вместе с ним арестовали десять священников можайских храмов. Среди них был и отец Константин Некрасов.

Люди тянулись к мудрому батюшке, искали у отца Владимира ответа на многие жизненные вопросы, грелись в тепле его доброты

Обвинение Владимиру Александровичу Проферансову было сформулировано с пафосом времени: контрреволюционными признавались его взгляды; священники (вернее, так называемые элементы), с которыми он общался; деятельность среди населения. И явная враждебность к советской власти. Отец Владимир все отрицал. О себе говорил, что давно одинок, чтобы спасти от репрессий супругу.

Фото 7.jpg
Крест на месте безымянных захоронений Бутовского полигона

9 декабря Тройка НКВД вынесла приговор: протоиерея Владимира Проферансова приговорили к расстрелу. 15 декабря приговор приведен в исполнение на полигоне в Бутово. А дальше – общая безвестная могила. Как и для десяти других можайских священников.

Реабилитация и память

Все когда-нибудь приходит к своему логическому завершению, к истине. 28 июня 1989 года отец Владимир был реабилитирован, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых.

В храме великомученика Георгия Победоносца в Лучниках (на Лубянке) память о нем живет до сих пор. Здесь можно подойти к стенду, чтобы познакомиться с фотографиями, выписками из уголовного дела, справкой об исполнении приговора. Бережно хранятся в храме личный наградной крест священномученика Владимира Лубянского и обручальные кольца отца Владимира и матушки Марии. В декабре 2017 года, к 80-летию преставления священномученика Владимира Лубянского, в северном приделе храма был установлен посвященный ему иконостас.

15 декабря, в день мученического подвига Владимира Лубянского, на Бутовском полигоне около креста совершается молебен священномученику и поется «Вечная память» всем тем, кто был замучен в то страшное время и погиб в этом страшном месте.

Ольга Сокиркина 14 декабря 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить