«К чему Вы готовите вашего сына?»

Не одно десятилетие отделяет нас от того времени, когда жил и работал Николай Иванович Пирогов. О его заслугах в области медицины написано множество книг и статей, о нем подробно рассказано в учебниках для медицинских институтов и училищ, но мало где можно найти материал о педагогической деятельности великого хирурга. К сожалению, многие вообще ничего не знают о педагогических трудах этого выдающегося человека.

Превью, фото 1.jpg
И. Репин. Портрет Н. И. Пирогова

Что представляет собой работа хирурга? Это боль, кровь и страдания. И в XIX веке, и в XXI столетии хирург изо дня в день видит больных людей, с которых болезнь срывает всякую маску, притворство и тщеславие. Тут поневоле задумываешься о смысле человеческой жизни, смысле страданий и смерти.

И неизбежно встает вопрос о правильном воспитании детей. Ведь Вам небезразличен вопрос: «К чему Вы готовите вашего сына?»

Размышлял об этом и Николай Иванович Пирогов. Появление в печати его статьи «Вопросы жизни» явилось началом его педагогической деятельности. Эта статья была написана не для широкой публики, поэтому она раскрывает душу автора, много пережившую и передумавшую.

В статье изложены основные идеи воспитания: его цели и задачи, содержание в связи с вопросами сущности человеческой природы и поиска смысла жизни человека. Примечателен эпиграф автора к статье: «К чему Вы готовите вашего сына? – Быть человеком, – отвечал я».

Фото 2.jpg
Николай Пирогов с сыновьями

Николай Иванович Пирогов был отцом двоих сыновей, поэтому для него вопросы воспитания не были отвлеченной философией.

В статье «Вопросы жизни» Пирогов идентифицирует цель воспитания с целью бытия, с целью жизни, которая определена христианским учением. Перед этой целью меркнут все остальные. Воспитание человека – это воспитание христианина. Н. И. Пирогов полагает, что без решения вопроса о смысле человеческого бытия невозможно понимание смысла воспитания и образования, постановка целей педагогической деятельности и следование им. Поэтому он придает большое значение этой проблеме и в своей статье пытается разрешить ее.

Фото 3.jpg
Воскресение Иисуса Христа

Но всех ли сегодня, в XXI веке, волнует вопрос о смысле своего пребывания на земле? Многие ли задумываются о смерти? Но даже в XIX столетии Пирогов писал, что многие люди не думают о смысле своего существования и, тем не менее, счастливы и довольны своей жизнью.

Однако думающему человеку свойственны беспокойные поиски цели жизни. Николай Пирогов указывает на то, что человечеству уже раскрыт смысл жизни и ее предопределение. Это сделано христианством: «Учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейских стремлений». Николай Иванович был уверен, что христианство является основой всякого воспитания, христианские истины делают осмысленным наше существование, задают цель и смысл педагогической деятельности. Христианское Откровение определяет истинное направление жизненного пути человека.

Христианское Откровение определяет истинное направление жизненного пути человека

По этому вопросу думающий православный христианин XXI века не будет спорить с мыслителем XIX столетия. Но он может сказать: «Как же воспитывать ребенка в православной вере, если кругом столько соблазнов: Интернет, гаджеты, неверующие сверстники, кругом матерная брань? Как же в таких условиях можно воспитать христианина?»

Но была ли данная задача более простой в XIX веке? Хотя православие тогда признавалось государственной религией, и во времена Пирогова религиозное воспитание было общепризнанной основой общества, но большинство людей того времени чисто механически следовало заповедям Божиим и почти не имело христианского мировоззрения.

Поэтому Пирогов подробно повествует о существовавших в его время взглядах на смысл человеческого бытия. Он выделяет восемь видов ответа на вопрос о цели жизни человека. Часть из них носит открыто гедонистический характер: не надо терзать себя размышлениями о смысле жизни, ведь время дано человеку для трудов и наслаждений.

Другие попытки решения вопроса о цели существования сугубо практические. Например, приводятся такие утверждения: об убеждениях не спорят, каждый спасается на свой лад, главное – получение выгоды всегда и везде, при любых обстоятельствах, важно не плыть против течения и со всеми ладить, счастье достигается в результате целенаправленных усилий.

Мыслитель также выделяет печальный взгляд на проблему смысла жизни: «Не хлопочите, лучшего ничего не придумаете. Не зная, откуда взялись, вы умрете, не зная, зачем жили». Актуально и в наше время, не правда ли?

Фото 4.jpg

Так как же воспитывать ребенка?

Человек в процессе воспитания всегда усваивает определенные представления о смысле и цели существования. Согласно Пирогову, эти представления зависят от психического склада человека, его социального окружения, влияния окружающих.

Большинство в обществе только принимает общепринятые цели, которые соответствуют особенностям психики людей. Если человек от природы энергичен, активен, чувственен, то он склоняется к принятию в качестве цели жизни наслаждения и поиск чувственных удовольствий.

Если у человека разум преобладает над инстинктами, рассудок – над чувствами, а влияние со стороны взрослых в детстве давало образец благоразумия, то такой человек будет иметь практический склад натуры, он будет сторонником прагматического взгляда на жизненные цели.

Когда же воображение перевешивает трезвое мышление, в характере преобладает мечтательность и воспитание отгораживает человека от реальной жизни, то в представлениях о смысле жизни преобладает «печальный» взгляд.

Но есть «люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю». Как правило, они не принимают покорно все то, что является общепринятым. Они ясно видят несоответствие между идеалами и реальной жизнью, между религиозно-нравственными устоями и повседневной практикой. Эти люди не смиряются перед такого рода противоречиями и хотят что-то изменить. Пирогов анализирует пути разрешения таких противоречий: «Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой».

Приспособление идеала к действительности, искажение святого и высокого в соответствии с потребностями этой действительности – это лицемерие. Изменение самого общества и его реального развития – не под силу человеку, потому что это дело Промысла и времени.

Необходимо приготовить ребенка к борьбе, как с общественными идеалами, так и с личными искушениями

Тогда, по мнению Пирогова, остается только третий путь – воспитать человека. Поэтому необходимо приготовить ребенка к борьбе, как с общественными идеалами, так и с личными искушениями. Н. И. Пирогов писал, что воспитание должно подготовить нас «к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдержать неравный бой». Это и есть высшая задача воспитания, которая и делает ученика человеком и полезным членом общества. По мнению Пирогова, подготовить человека на искреннюю борьбу с самим собой и с жизнью – вот главная цель воспитания.

Фото 5.jpg

«Поверьте мне. Я испытал эту внутреннюю, роковую борьбу, к которой мне хочется приготовить, исподволь и заранее, наших детей; мне делается страшно за них, когда я подумаю, что им предстоят те же опасности и, не знаю, тот ли же успех. Молитесь и не осуждайте», – говорил Пирогов.

«Припомните, читатели, что это говорит один из знаменитейших хирургов Европы, который много жил, много думал, много чувствовал, много видел человеческих страданий, наблюдал человека в те минуты, когда спадает с него всякая маска, всякий оттенок притворства и тщеславия, что это говорит человек, который видел, как страдают и умирают люди, – и вы придадите этим простым… словам глубокое значение. По всему видно, что вначале эта статья была написана не для публики; но именно эта-то непосредственность и придает ей особенно значение: она вырывается здесь сама из души, много пережившей и перечувствовавшей, много любившей и много любящей», – писал Константин Ушинский, анализируя статью Пирогова «Вопросы жизни».

«Молитесь и не осуждайте», – говорил Николай Пирогов

Говоря о внутренней борьбе с общественными идеалами и собственными искушениями, полезно вспомнить историю XX века. Тогда весь общественный строй, вся государственная политика были настроены против религии. И что же? Ведь находились люди, которые и сами в храм ходили, и детей в вере воспитывали. Конечно, этот путь труден, но возможен. Но, по словам Пирогова, для того, чтобы воспитывать других, многим воспитателям необходимо для начала перевоспитать самого себя. И только после этого начинать воспитывать другого: не навязывать своих убеждений и идей ребенку, но пробуждать в нем жажду этих убеждений и мужество к их защите как от собственных низких стремлений, так и от внешних нападений.

Для того, чтобы воспитывать других, многим воспитателям необходимо для начала перевоспитать самого себя
Фото 6.jpg

Пирогов писал: «Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать… Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане».

По мысли Николая Ивановича Пирогова, «все, готовящиеся стать полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми».

Дети рождались и рождаются во все времена, следовательно, они нуждались и нуждаются в воспитании. В педагогических сочинениях Пирогова затронуты вечные вопросы о цели и смысле жизни, об идеале воспитания. Эти вопросы актуальны всегда, вот почему до этого дня статьи Николая Ивановича Пирогова не теряют своего большого воспитательного значения.

Анна Власова 5 декабря 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить