Лица Синодального училища церковного пения

К 165-летию Александра Дмитриевича Кастальского

Здание Синодального училища по Большой Никитской улице, дом Колычевых. Из книги «Русская
духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения.
Воспоминания. Дневники. Письма».

За более чем тысячелетнюю историю существования русской духовной музыки сформировалось множество хоровых коллективов. Некоторые из них хранили свои традиции на протяжении столетий, сохраняли преемственность, из поколения в поколение передавая опыт мастеров певческого дела.

Одним из старейших и известнейших хоровых коллективов был Синодальных хор, который был создан на базе хора Патриарших певчих дьяков после упразднения патриаршества в 1721 году. Этот мужской хоровой коллектив унаследовал многовековой опыт церковного пения и с годами только приумножил его.

Синодальный хор, 1900 год.

Важнейшей целью Синодального хора, наряду с блестящим мастерством и духовно-просветительской деятельностью, была преемственность между певчими. Руководители хора стремились, чтобы все певчие в хоре были не только глубоко верующими людьми и мастерами хорового пения, но и разделяли те традиции и устои, что свято хранились в коллективе. Это привело к решению, что воспитывать певчих для хора нужно сызмальства, чтобы мальчики с самого юного возраста готовились стать певцами Синодального хора. Таким образом, опыт старших передавался младшим, хор стал для певчих не только хором, но и семьей, где вера, искусство и преемственность шли рука об руку. В 1830 году было открыто училище для малолетних певчих, и к 1857 году Синодальное училище церковного пения стало полноценным учебным заведением, готовившим певчих для Синодального хора.

Опыт старших передавался младшим, хор стал для певчих не только хором, но и семьей

Масштабы училища разрастались, и спустя годы оно было преобразовано в многоступенчатое учебное заведение, включая высшие ступени образования, которые по программам обучения ни в чем не уступали консерваторским. Синодальное училище воспитало огромную плеяду хоровых дирижеров, регентов, композиторов, певчих и учителей церковного пения. Все они наследовали и развивали древние традиции церковного пения, совмещая их с новейшими веяниями музыкально-теоретических исследований.

Синодальное училище воспитало огромную плеяду хоровых дирижеров, регентов, композиторов, певчих

Среди попечителей Синодального училища были известнейшие московские музыканты того времени, среди которых П.И. Чайковский, Д.В. Разумовский, А.С. Аренский, С.И. Танеев и многие другие. По их рекомендациям для преподавания в училище стали привлекаться одаренные опытные педагоги, среди которых особенно можно выделить блестящего директора училища С.В. Смоленского, одаренного регента Синодального хора В.С. Орлова и одного из основоположников «нового направления» в русской духовной музыке конца XIX века А.Д. Кастальского.

А. Д. Кастальский

Последнее имя особенно дорого для нас, так как сегодня мы отмечаем 165-летие со дня рождения Александра Дмитриевича Кастальского и с благодарностью вспоминаем его труды по развитию русской духовной музыки.

Александр Дмитриевич Кастальский родился в семье священника и с раннего детства был знаком с церковным пением. Еще во время обучения в Московской консерватории Кастальский начал исследовать русский музыкальный фольклор и древнерусскую церковную музыку, в основе которой лежал знаменный распев. Русская музыкальная культура в то время резко шагала вперед, и церковные распевы допетровской эпохи порой считались пережитком прошлого. Подобные исследования привели Кастальского к идее реставрации древних распевов, к научному обращению к истокам и певческим традициям древней Руси, что было с энтузиазмом принято в московских кругах, в особенности директором Синодального училища Смоленским, который в своей деятельности был вдохновлен теми же идеями и был знатоком древнерусского церковного пения.

Исследования привели Кастальского к идее реставрации древних распевов, к научному обращению к певческим традициям древней Руси

Надо сказать, что в то время среди московских музыкантов, особенно среди синодалов, были своеобразные поиски русского церковного пения. Несмотря на то, что церковное пение было и развивалось, многих не устраивали его излишняя «западность» и отсутствие исконно русских мелодий. Кастальский же предлагал не пренебрегать мелодиями, которые сложились в эпоху знаменного распева, преподнося их как истинно русские, неповторимые по своей природе. Эти мелодии Кастальский гармонизовал, стремясь уйти от общепринятых европейских правил и музыкальных форм, при этом опираясь не на классические мажор и минор, а на «церковный лад».

Церковные песнопения превратились в синергию древнецерковных распевов, русских народных мотивов и новых музыкальных форм и законов гармонизации.

Эти труды Кастальского были с большим энтузиазмом приняты многими музыкантами, что привело к возникновению целого направления, которое получило название «новая московская школа».

А.Д. Кастальский оказал огромное влияние на своих современников и их последователей и снискал славу общепризнанного авторитета в области церковной музыки. И, разумеется, главным интерпретатором духовной музыки Кастальского был Синодальных хор, регентом которого он был на протяжении 10 лет, пока не стал директором училища.

К моменту трагического перелома в судьбе Русской Православной Церкви, событий революции 1917 года, церковно-певческая культура достигала своего наивысшего расцвета. Было создано огромное количество высокохудожественной духовной хоровой музыки, выработаны разнообразные методы гармонизации обиходных и древнерусских распевов, сложились большие церковные хоры, состоящие из одаренных и образованных певчих. Значительную роль в деле созидания хорового дела в России сыграли выпускники и преподаватели Синодального училища.

Преподаватели Синодального училища, в центре – Кастальский. Из книги «Русская духовная музыка
в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения.
Воспоминания. Дневники. Письма».

Революционные события в нашей стране привели к закрытию Синодального училища. Преемственность и драгоценный опыт церковного пения оказались на грани исчезновения. Кастальский, будучи директором, всеми силами старался спасти всё наследие синодалов, певческие традиции и многолетние кропотливые труды по развитию церковной музыки. Сохранить училище не удалось, но в марте 1918-го оно было переформировано в Государственную народную хоровую академию. А затем, в 1923 году, по инициативе Кастальского Академию присоединили к Московской консерватории в качестве хорового отделения.

Благодаря этому, хоровые традиции, опыт регентов и церковных композиторов были сохранены в стенах консерватории и до сих пор имеют свое блестящее развитие. На этом поприще потрудилось изрядное количество великих людей, и мы можем вспомнить множество имен, которые должен помнить каждый, кто неравнодушен к церковному пению и регентскому делу. Мы с благодарностью несем те традиции, которые в свое непростое время сохранили для нас и вспоминаемый сегодня Александр Дмитриевич Кастальский, и его многочисленные, верные духовной музыке соратники.

Ангелина Пигарь 29 ноября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить