Церковь апостольская

DSC08334.jpg
Дорогие братья и сестры, сегодня мы совершаем память первоверховных апостолов Петра и Павла, один из четырех великих праздников годового круга, перед которыми положен более или менее продолжительный пост. Это говорит об особой значимости этого праздника для Православной Церкви. Сегодняшнее Евангелие праздника содержит две основные темы, достаточно тесно связанные друг с другом. Это исповедание Христа как Сына Бога Живого и указание Господа на то, что именно на этом исповедании, озвученном апостолом Петром, зиждется Церковь. И коль скоро сегодня мы празднуем память апостолов, нам несомненно следует особенно задуматься над таким свойством Церкви, упоминаемом в Символе веры, как апостоличность. Мы веруем и исповедуем, что Православная Церковь есть Церковь апостольская. Но каков именно этот аспект учения Церкви о собственно Церкви? Или, иными словами, какой смысл вкладывает в это Церковь, и какое отношение это имеет к нам с вами?

Если постараться вникнуть в понятие об апостоличности Церкви, то можно выделить три смысловых уровня, тесно переплетенных друг с другом, имеющих самое прямое отношение к нам. 

Первый и, вероятно, самый очевидный смысл — это историческая связь Церкви с самым ранним ее проявлением — апостольской общиной, собранной вокруг Христа. Прежде всего, это то, что принято называть апостольским преемством — передаваемым через возложение рук при совершении хиротонии и через помазание святым миром в Таинстве Миропомазания. Но это также говорит и о том, что историческая Церковь есть всё та же община, собранная вокруг Христа. Что мы, несмотря на все наши отличия, языковые, культурные, литургические, все мы, члены Православной Церкви, являемся учениками Христа, подобно тому как ими были святые апостолы. И это приводит нас к двум другим смыслам апостоличности.

Поскольку Церковь есть всё та же самая община, пусть и несколько изменившаяся внешним образом, то она должна соответствовать этой общине в своей духовной жизни и в своем вероучении. Именно в этом смысле стоит рассматривать Предание Церкви. Уже в самом слове «Предание» заложен этот смысл. Предание — это то, что было получено апостолами от Самого Христа и передается во времени последующим ученикам многоразличными средствами. Это, прежде всего, верность учению и духу апостольской общины. При этом это верность именно смысловому содержанию, а не его буквальному выражению. Мы говорим на другом языке, носим другую одежду, используем другие литургические формы, нежели апостолы и христиане других времен. В этом внешнем, как может показаться, мы достаточно сильно отличаемся от апостолов. И тем не менее наша вера является апостольской и отеческой, как об этом говорит чин Торжества Православия. Она не является мертвой доктриной или музейным экспонатом в отделе древности, но есть животворящая истина, постоянно преломляющаяся в культурных призмах различных времен и народов, но не теряющая своего содержания. Она, по выражению одного православного богослова, не «мертвая вера живых», но «живая вера мертвых»[1].

И третий смысловой уровень связан теснейшим образом с вероучением и духом апостольской общины. Это ее призвание — быть общиной, проповедующей Христа. Быть членом Церкви, быть христианином означает в том числе и быть апостолом, т.е. посланником Бога. Мы живем в мире и обязаны свидетельствовать миру о Христе.  По мысли митрополита Сурожского Антония, мы призваны разделить со всем миром ликующую радость открытого нами Бога, Бога, любящего нас столь беспредельно и глубоко, что Он не только разделил с нами наш смертный образ существования, но и принимает от человечества страдания, поругания, осмеяние, смерть и погребение, спускается на самое дно ада и опустошает его. И мы должны быть присутствием Самого Христа, быть там, где был бы Он Сам[2]. Наша проповедь и миссия могут быть выражены в словах, но прежде всего они должны быть выражены в действиях и образе жизни, а именно в верности духу и учению апостольской общины, т.е. духу любви и братства и учению Богооткровенной Истины.

Наконец, можно выделить еще один дополнительный уровень смысла, которому во многом служат все три предыдущие. Это устремленность туда, где ныне пребывают апостолы. Мы призваны стать святыми, достигнуть Царствия Божия. И для этого мы должны быть в единой общине с апостолами, разделять их веру, жить в их духе.

Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь не одолеют врата ада, по обещанию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И поэтому сегодня, молясь ко Господу и Творцу, прося молитвенного предстательства у Его первоверховных апостолов, давайте помолимся и о единстве членов Православной Церкви. Чтобы, несмотря на то, что враг рода человеческого предпринимает сильные попытки разделять нас по многоразличным поводам, мы всë же оставались едиными в нашей вере во Христа, Сына Бога Живого, Который один может исцелить все наши человеческие немощи и соединить Себе и друг другу в Святой Евхаристии, в Чаше с Телом и Кровью Своими, к которым мы сегодня по Его милости будем приступать.

// проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в день памяти апостолов Петра и Павла, 12 июля 2020 года

[1] Пеликан, Я. Христианская традиция: История развития вероучения / М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. — Т. 1: Возникновение кафолической традиции (100-600). — С. 9.

[2] Anthony (Bloom), metr. The Church as a Eucharistic Community // The Living Body of Christ / London: Darton Longman and Todd Ltd., 2008 — P. 234
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить