Молитва за усопших – неоценимая помощь отошедшим в мир иной

8 ноября (по новому стилю) Православная Церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в субботу накануне совершается поминовение всех усопших – Димитриевская родительская суббота.

Православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще один особый смысл. Установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие.

Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского.

В.П. Гурьянов. Святой Сергий Радонежский
благословляет князя Димитрия
Донского на Куликовскую битву, 1904

Более шести веков тому назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благословлен на бой с иноземцами игуменом Троице-Сергиевой обители Сергием Радонежским. В войско Донского по благословению Сергия вступили два инока обители – Александр Пересвет и Андрей Ослябя – которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симоновом монастыре.

После битвы на Куликовом поле 8/ 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября – днем памяти святого Димитрия Солунского.

Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была обагрена кровью тысяч православных воинов – утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи много горя.

Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская родительская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали поминальные трапезы.

– Мы собираемся в этот день, чтобы соборно помолиться о тех, кто ушел в вечность. Наша молитва соединяется с молитвой других христиан и становится сильней. И важно молиться не только за своих усопших родственников, но и за всех людей. Тем самым мы показываем, что верим в Единую, Святую и Апостольскую Церковь. У нас не должно быть своих и чужих – у нас все свои, – отметил клирик храма Спаса Нерукотворного Образа иерей Алексий Некрасов.

– Батюшка, начнем с самого простого и самого главного вопроса: зачем мы молимся об усопших?

– Уходя в мир иной, душа человека уже не может молиться, она, увы, бессильна. И тогда нужны наши молитвы, наши добрые дела за них.

– Заупокойная лития, панихида… Даже многим, ходящим в храм регулярно, не совсем ясна грань между этими формами богослужений. Помогите разобраться.

– Самая важное и главное в Церкви – это Литургия, когда на проскомидии мы вынимаем частицы за всех живых и усопших православных христиан. Как правило, панихида служится после Литургии, занимает 30–40 минут. Поются специальные песнопения. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Лития – самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, она длится всего несколько минут. Обычно после предания тела земле, после чина отпевания, священник служит литию. Также литию принято служить в дни рождения усопших, в дни смерти.

– Про отпевание… Сейчас появилось много желающих отпеть своих усопших заочно. Это допустимо, насколько я знаю, только если нет тела – например, человек сгорел или утонул.

– Заочное отпевание было актуально во время войны. Приходила похоронка родным, и они так провожали в мир иной своих воинов. Сейчас заочное отпевание неактуально, за очень-очень редким исключением. Знаю, что некоторые архиереи уже запретили заочное отпевание. Думаю, скоро это решение будет принято на уровне Патриарха. Отпевание – это обряд, не таинство. Мы просто провожаем человека в жизнь вечную. Он скоро встретится с Богом. Родные помогают преодолеть этот момент перехода из временной жизни в вечную. Если вспомним, сколько священников было расстреляно в первые годы советской власти, их ведь никто не отпевал. Родные подчас не знали, жив ли он или уже расстрелян. Но посмотрите, многие из них сейчас причислены к лику святых. 

– Увы, в советские атеистические годы, когда храмы в большинстве своем были закрыты, люди на Пасху ехали на кладбище. Пусть хотя бы таким, совсем неправильным с точки зрения веры, образом они несли свои усопшим весть о Воскресшем Христе. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Храмы открыты, колокольный звон зовет всех на Литургию, но люди упорно продолжают ехать на кладбище…

– Для поминовения усопших есть специальный день – Радоница. Это восьмой день после Пасхи. В Светлую седмицу в храме отошедших в вечность не поминают. Канун в храме обычно закрыт, свечи на него мы не ставим. Господь воскрес, и мы прославляем Бога. Празднуют и живые, и мертвые. Совершая в эти дни панихиду, мы будем лишать усопших радости. И если человек умирает на Светлой седмице, его отпевают специальным чином, поются пасхальные песнопения.

– Поминовение самоубийц. Их в храме не поминают никогда?

– Нужно разбираться, как человек ушел из жизни. Если суицид стал результатом психического заболевания, то обычно родственники собирают все необходимые бумаги, что человек состоял на учете, принимал таблетки, пишут прошение на имя правящего архиерея. Комиссия, рассмотрев все обстоятельства, принимает то или иное решение. Таким образом, иногда самовольно ушедших из жизни людей мы поминаем и в храме. Если же человек решил покончить с жизнью из-за несчастной любви, например, то за него в храме не молятся, но поминают дома, келейно. Господь даровал человеку жизнь, и завершить ее может только Он. Совершая самоубийство, человек идет против воли Божией.

Господь даровал человеку жизнь, и завершить ее может только Он

– Часто можно услышать, что есть один день в году, когда в храме можно поминать самоубийц. Есть такой день?

– Нет. Самоубийц мы поминаем только в домашних молитвах. Также мы не поминаем некрещеных. Такие люди не были в лоне Церкви. Недавно отошедший в вечность протоиерей Валентин Радугин говорил, что каждый человек будет спасаться своей верой. И если человек не был крещен, это не значит, что он будет гореть в аду. Если человек делал добрые дела, заботился о других, Господь обязательно воздаст ему. А мы с вами должны благодарить Господа за то, что мы в Православии. Это милость Божия к нам.

– Народ точно подметил, что есть люди, которые приходят в храм три раза в жизни: сначала их приносят крестить, потом привозят венчать, потом – отпевать…

– Да, их еще колясочниками называют. Их сначала привозят в колясках, потом в автомобилях со свадебными шарами, потом – на катафалках. Увы...

– Отцы по-разному относятся к поминовению таких христиан на проскомидии, ведь христианами они были формально. Как Вы считаете, нужно ли в записках писать имена таких людей?

– Если человек не исповедовался, не причащался, то я не поминаю таких людей на проскомидии. Так благословил мой духовник, и я это выполняю. О крещеных, но не ходивших в храм, можно молиться на Литургии во время ектении, во время молебна, на панихиде. Но есть и противоположное мнение, согласно которому нужно обязательно поминать всех крещеных на проскомидии, если они не отошли от Церкви, не впали в богоборчество или ересь.

– Очень часто родственники новопреставленного подают сорокоуст об упокоении, но сами при этом на Литургию не ходят, дома не молятся. Они считают, что поданная записка и молящийся в алтаре священнослужитель помогут их усопшему «услышать добрый ответ на Страшном судище»…

– Если человек заказывает, например, панихиду, то он должен на ней присутствовать. Часто в суете будней нам некогда зайти в храм. Как считается, денежки отдал – проблему решил. Но повторюсь, человек должен молиться сам. Но есть, конечно, люди, которые все сорок Литургий ходят в храм, чтобы молиться о своих упокоившихся родственниках.

Если человек заказывает, например, панихиду, то он должен на ней присутствовать

– По усопшим принято читать Псалтирь. Как правильно это делать?

– Если человек церковный, состоял в приходе, то за него, конечно, молится весь храм. Собираются двадцать человек и читают по кафизме в день. Получается, что за усопшего каждый день прочитывается Псалтирь. Если «двадцатка» не собирается, то кто-то просит чтецов, которые за плату читают Псалтирь. Даже если и такой возможности нет, то молиться за усопших все равно нужно. Пусть не полностью кафизму прочитывать. Дело ведь не в многословии. По чуть-чуть, понемногу, по одной молитве, но со всей душой.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Усопший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить