Бесплодная смоковница

Слово в Великий Понедельник

1.jpeg

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангелие насыщено событиями, образами и притчами.

Спаситель наш Иисус Христос, утром, возвращаясь из Вифании в Иерусалимский Храм, проклял бесплодную смоковницу. Путь этот составляет около трех километров, или одного часа нормальной ходьбы. И если это событие произошло в середине пути, то навряд ли сильный голод заставил Христа обратиться к дереву в поиске плодов. Наверняка Он ужинал в доме воскресшего Лазаря, Марфы и Марии, где ночевал. Также вспомним сорокадневный пост Спасителя, во время которого Он ничего вообще не вкушал и лишь под конец взалкал.

Значит, этот голод был иного характера. Значит, смоковница – это не просто дерево с листьями и без плодов. Она является, по толкованию святых отцов, образом избранного народа иудейского, который обладал спасительным законом, образом которого была зеленая листва, но не принес доброго плода веры, милости и любви.

Смоковница – образ избранного народа иудейского, который обладал спасительным законом, но не принес доброго плода веры

И в первую очередь, как ни странно, это касалось его ближайших учеников – апостолов. Когда смоковница тут же после проклятия усохла, они начали удивляться «... и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» (Мф. 21: 20). Как будто позавчера они своими глазами не видели воскрешение четырехдневного мертвеца! Как будто сами не осязали его руками, не обнимали друга Лазаря с радостью и не торжествовали!

В очередной раз, рассеивая сомнение апостолов, Христос уверяет их: «…истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет» (Мф. 21: 21).

Это бесплодие явили и те, кто должны были лично являть плоды духовные и народ Божий учить этому плодоношению, но также явились пустыми, лицемерными и жестокими. Речь идет о законоучителях: книжниках и фарисеях, издалека казавшихся живыми и красивыми, как смоковница, но на деле явивших жестокосердие, духовное бесплодие и в итоге убивших своего долгожданного Мессию и Бога. Да, они были ревнителями Закона на словах, но ни один из них не исполнил этот самый Закон. Ведь каждый из них знал, что нравственное содержание важнее внешнего исполнения установлений. Вспомним, как Господь похвалил законника, который признал важнейшими заповеди о любви к Богу и человеку. Однако раз за разом слышался укор в сторону Спасителя, когда Он исцелял страждущих в субботу.

2.jpeg

Вот и сегодня, в Храме Господь Иисус по Своему обычаю учил народ о Царстве Божием, а архиереи и старейшины начали вопрошать Его о важном для себя: «… какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21: 23) – ведь обладателями духовной власти над народом Божиим они считали себя и не могли терпеть посягательства на свое превосходство.

Христос не отвечает им прямо, но задает встречный вопрос о крещении Иоанновом, было ли оно «с Небес или от человеков». На что совопросники лицемерно уклонились от ответа, сказав: «Не знаем». Хотя знали они ответ на оба вопроса. С Небес была власть у Спасителя, с Небес было крещение Иоанна.

И в этот момент Иисус начинает говорить притчами. Он говорит о предназначении избранного народа, о иных народах, о Себе.

В притче о двух сыновьях, один из которых казался послушным, но не исполнил воли отца, а непослушный раскаялся и вышел в поле на работу, Господь обличает законоучителей и старейшин в том, что они не слушают свою совесть. Они первыми должны были бежать к Иоанну, каяться и креститься для очищения от своих неправд и грехов, но не сделали этого, тогда как мытари (то есть воры и вымогатели) и блудницы поверили Иоанну и крестились в Иордане во оставление грехов. Они приносили плоды покаяния: отвращались от греховной жизни, возвращали украденное.

Еще приводит притчу о винограднике и злых виноградарях, которые побивали слуг, присланных от хозяина, и присваивали себе плоды, затем убили и сына хозяина как наследника виноградника. «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21: 39–41). Таким образом архиереи и старейшины произнесли суд над собой.

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 42–43).

3.jpeg

Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует это место Евангелия: «Камнем (Христос) называет Себя Самого, а строителями – учителей иудейских, которые отвергли Его, как непотребного, сказав: “Ты самарянин, и бес в Тебе”. Но Он, восстав из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою Церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою. Как камень, положенный под угол в здании, одновременно поддерживает ту и другую стену, так и Христос соединил всех единой верою. Этот угол дивен, и от Господа, ибо Церковь, содержащая и объединяющая нас верою, – Божественного происхождения».

Он, восстав из мертвых, стал Главою Церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою

Итак, Господь в этот день еще много поучал народ и отвечал на вопросы фарисеев, саддукеев, архиереев и старейшин. К вечеру же, сидя на Елеонской горе, глядя издали на Храм, стал беседовать с апостолами и возвещать им о судьбах Иерусалима и мира. О скорбях и бедствиях, которые неминуемо придут, но закончатся с Его Вторым славным Пришествием: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30). В чем же эта сила и слава проявятся? В том, что Господь Иисус Христос явится не кротким странствующим учителем и чудотворцем, а великим Царем Вседержителем вселенной, Которым и был всегда, но умалил Себя, приняв рабский вид, чтобы приблизится к человечеству и принять все тяготы падшего естества. Еще Он явится как Судия для последнего и Страшного суда, когда каждый будет оправдан или осужден своими делами – плодами этой временной жизни.

В Свое смиренное Первое Пришествие Господь Иисус не выносил суда ни над кем. Как на Фаворе Он приоткрыл перед учениками Свою будущую Божественную славу, как это могли воспринять апостолы, так и сегодня приоткрывает нам Христос Свою силу как Судии, осуждая на усыхание бесплодную смоковницу как образ жестокого народа, готовящегося распять Богочеловека.

В эту последнюю неделю Великого поста у нас еще есть время воспрянуть, собраться с духовными силами, если мы этого не смогли сделать за предыдущие шесть недель, принести добрые плоды покаяния, веры, милости и любви, чтобы смоковница нашей души зацвела, заблагоухала и принесла сладкие плоды, так вожделенные нашим Господом и Спасителем. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить