Больше, чем Учитель

Наш Господь, Иисус из Назарета, – важнейшая фигура в истории человечества. Его влияние на человечество невозможно переоценить. От года Его рождения начинает свой отсчет наша эра. Законы многих государств, ценности, система образования в них строились вокруг Его учения; Ему более, чем кому-либо в мире, посвящались произведения изобразительного искусства, музыки, философии и литературы. Его учение поражало воображение современников. Всем было известно, что Он не имеет специального образования, как книжники и фарисеи, однако люди следовали за Ним повсюду, ведь Он учил так, как никто другой ни до, ни после. Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф. 7: 29).

Превью, фото 1 (10).jpg
К. Г. Блох. «Нагорная проповедь»

И в свете сегодняшнего прекрасного праздника, Дня учителя, давайте рассмотрим, как именно Он учил, какие приемы и методы использовал в Своей проповеди. Ведь не просто так Ориген, Климент Александрийский и многие другие мыслители начала эры называли Господа истинным Педагогом.

Многие учителя подстраиваются под уровень знаний и зрелости своих учеников, чтобы их слова были более понятны слушателю. Но Христос, наоборот, ведет учеников к Своему уровню. Причем делает это так, что Его ученики не чувствуют себя неуютно или ущербно, но с восторгом и радостью повышают свой уровень, шаг за шагом, слово за словом восходя от земного мышления к небесному. В Евангелии от Иоанна, в третьей и четвертой главах показаны беседы с Никодимом и самарянкой, где это видно очень отчетливо:

…а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин. 4: 14–16).

Одной из самых заметных и частых особенностей проповеди Господа является использование притч. Сам жанр использовался еще в Ветхом Завете, то есть задолго до Рождества Христова. Но Христос преобразовал этот жанр, усовершенствовал его до такой степени, что более никто из Его последователей даже не пытался использовать притчи в регулярной проповеди.

Притчи – это что-то среднее между поэзией и прозой, когда форма повествования прозаическая, но ее строй, игра слов, метафоры и образы, емкость каждой фразы очень близки к поэзии. И яркие присказки, словно припев в песне, добавляют ей поэтичности: много званных, но мало избранных (Мф. 22: 14); будут последние первыми, и первые последними (Мк. 10: 31); кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 13: 9).

Конечно, при переводе с языка на язык теряются игра слов и строй предложений, уже не говоря о том, как ярко, по сравнению с нами, слушатели воспринимали живое повествование, с понижением и повышением голоса, эмоциональным окрасом слов, жестами и мимикой Самого говорящего Господа.

И если для нас, читающих их в переводе, виден просто текст с глубоким духовным смыслом, моралью и выводами, то живые слушатели на своем родном языке воспринимали притчи как поэзию: не только умом, но и сердцем, с настроем на осмысление себя и своей жизни с ее ценностями.

И особо стоит сказать об отношениях между Христом и учениками. С самого начала Его проповеди мы видим, как Иисус собирает вокруг Себя учеников. Сначала двух братьев: Андрея и Симона – затем Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, и далее. Он призывает их следовать за Ним, что может толковаться как в прямом смысле – идти за Ним, так и в переносном – следовать Его учению.

Трудно осознать, что именно апостолы почувствовали, ведь трудно представить, как можно бросить вдруг свою жизнь, свою семью – и просто пойти в неизвестность. Но очевидно, что они ощутили Его Божественную благодать, так как не колебались ни секунды.

Учениками были не только двенадцать апостолов. В их число входили и апостолы от семидесяти, тайные ученики, как фарисей Никодим, и многие простые мужчины и женщины. Чьи-то имена хотя бы вскользь упоминаются в Евангелии, но большинство из них нам неизвестно.

Фото 2 (53).jpg
М. Боткин. «Беседа Христа с учениками на Елеонской горе»

Важно отметить, что есть разница между учениками и слушателями. Весь следовавший за Господом народ, порой толпа из многих тысяч людей, была нерегулярной. А ученики всегда шли за своим Учителем.

Отношения между Христом и учениками часто показаны нам в Евангелии. Немалая часть поучений адресована не всему народу, а только ученикам. Он общается с ними наедине; дает поучения перед тем, как начать проповедь к народу; разъясняет непонятные моменты из притч и отвечает на вопросы. Зачастую говорит апостолам то, что не говорит народу, доверяет им тайны Небесного Царства.

И, приступивши, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13: 10–14).

Их община с Господом во главе по сути была школой. Школой, где ученики постигали откровение от Самого Бога, воплотившегося на Земле. Они принимали Его знания и полноту Истины, о чем свидетельствует и апостол Иоанн: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 16–18).

Господь зачастую говорит апостолам то, что не говорит народу, доверяет им тайны Небесного Царства

Они называли Его своим Господом и Учителем, и Христос этого не отрицал. Более того, Он указывал, что они должны стараться Ему подражать. Умыв ноги ученикам на Тайной Вечери, Он говорит: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я» (Ин. 13: 14–15). И в то же время, не отрицая Своего учительского и господского статуса, Он говорил: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15). Через эти слова Господь учит нас, что между учителем и учениками должны быть отношения дружеские и доверительные. И печально, что в современном мире учителей обязывают лишь «оказывать образовательные услуги», зачастую даже порицая открытое и доверительное общение между педагогом и учащимися.

Отношения между учениками и Христом не всегда просты и безоблачны. На страницах Евангелия мы видим не только радостное удивление и восхищение Учителем, но и непонимание, страх, недоверие. Они переспрашивают Его, спорят с Ним. Однако, несмотря на недопонимание, они продолжают оставаться с Ним, сохраняя и сберегая Его учение и наставления. Уважение и любовь к Учителю превосходит все разногласия.

И ученики, и простые слушатели шли за Ним, поскольку слышали от Него то, что не слышали ни от кого другого. Он учил не как наученный кем-то, а как источник всех законов и истины.

Фото 3 (54).jpg
А. Иванов. «Явление Христа народу»

Господь учил по-другому воспринимать законы веры. Если в иудейском обществе эти законы сводились к подробным правилам, что и как можно делать и что нельзя, то Иисус заставлял переосмыслить все, сказанное в этом своде правил. От слепого подчинения правилам, «потому что так положено», к осмыслению причин и сути отношений между Богом и человеком. Неоднократно мы слышим из Его уст: «Вы слышали, что сказано… а Я говорю вам…» Многим может показаться, что Он противоречил устоям, но нет: он объяснял их более глубоко, до самой сути, открывая саму причину появления того или иного закона.

Община апостолов с Господом во главе была школой, где ученики постигали откровение от Самого Бога, воплотившегося на Земле

Его наставление «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5: 44) кажется спорным и невозможным для исполнения, но Он Сам же и показывает нам многочисленные примеры, как кротость и смирение обезоруживало озлобленных и агрессивных оппонентов. Так, когда Ему поднесли римскую монету и спросили, нужно ли иудеям платить дань кесарю (цезарю), они надеялись либо обвинить Его в лояльности к языческому правителю, вызвав недовольство народа; либо обвинить в неподчинении властям и отдать Его под стражу римским легионерам. И Господь ответил мудрейшим изречением, которое навеки определило отношение христиан к любой местной власти: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).

Он не только учил людей, но и Сам всецело исполнял законы любви. Уча, что высшее благо – отдать жизнь за близких, Он Сам так и поступил. Уча, что надо любить своих врагов, Он прощает тех, кто в озлоблении распинал Его, и даже молился о них: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34).

И ученики шли за ним. Несмотря на смертельную опасность, они шли, чтобы разделять Его труды, слушать и хранить Его наставления, а после – продолжить то, что Он начал. Он и Сам велит ученикам после Воскресения: «Идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20).

Примечательно, что повеление учить здесь сказано дважды. Именно педагогическая миссия стала главным делом Его учеников. После того, как в день Пятидесятницы на них нисходит Святой Дух, они из учеников становятся учителями. И, подобно Господу, идут с проповедью, уча Закону Божьему по домам и синагогам, продолжая Его дело.

И это учение Истины в Любви находило и по сей день находит ответ в сердцах самых разных людей: скептиков, политиков, крестьян, военных; богатых и нищих. И иногда меняет сердце даже самых ярых противников христианства, таких как Савл из Тарса, который из самого яростного гонителя стал самым ревностным апостолом Павлом.

Господь показал нам, что труд учителей – это не просто передача информации, но великое дело, способное изменить и преобразить само сердце человека. А через него – и саму жизнь каждого из нас.

Иерей Алексий Таах 4 октября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить