«Дочь Сиона – как шатер в винограднике»

Книга пророка Исаии. Беседа 7-я

Вместе с пророком Исаией мы продолжаем оплакивать духовное состояние иудейского общества перед вавилонским пленом.

В разговоре о будущем Исаия использует время «прошедшее пророческое», характерное для пророческих речей. Для Исаии грядущее разрушение Иерусалима настолько очевидно, как и события прошлого.

«Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город» (Ис. 1: 7–8).

Пророк рисует печальную картину разоренной неприятелем страны. Опустошенные земли, разграбленные запасы продовольствия, сожженные города – вот то, что ожидает непокорную Богу Иудею.

Святитель Василий Великий, используя аллегорическое толкование, считает возможным применять эти стихи к человеку, находящемуся в грехе. Пустая земля – душа, не имеющая в себе любви к Богу и Его заповедям. Сожженные города – это суетные дела человека, которые сгорят в день Страшного суда. Съедение плодов поля чужими – расхищение нечистыми помыслами всего того, что приобретено прежними духовными трудами.

Такого рода параллелизм мы часто будем встречать далее у наших толкователей: иудейское общество воспринимается как один человек, а духовные болезни Израиля – как недуги человеческой души. Смыслы Священного Писания вечны и работают как в отношении целого общества, так и отдельного человека.

Дочь Сиона – как шатер в винограднике

«Дщерь Сиона» – персонифицированный образ Иерусалима. «Дочерью Сиона пророк называет Иерусалим, потому что он лежит при этой горе», – замечает Златоуст. Можно сказать, что Сион в данном случае символизирует весь народ Иудеи.

«И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике». Шалаши в виноградниках предназначались для сторожей. Они поселялись в шалашах, когда созревал к уборке урожай. Плоды собирали, и шалаши оставались пустыми. Они одиноко стояли посреди голого поля. Таким же опустевшим и беззащитным изображается Иерусалим.

«Для охранения плодов в виноградниках ставятся кущи. Посему, когда виноградник изобилен свойственными ему плодами, о куще заботятся и прилагают всякое попечение, чтобы сторож смотрел из нее, не обирают ли винограда проходящие мимо; когда же виноградник бесплоден, то необходимо небрегут об охранении винограда. Посему Бог угрожает израильскому народу оставлением за то, что не приносит надлежащих плодов», – пишет святитель Василий Великий.

В антропологическом же смысле виноградник «есть душа, от которой требуется плодоношение» (святитель Василий Великий). И нам нужно бояться стать бесплодными, чтобы не остаться без Божиего охранения. Наш страж – Святой Дух. Когда душа приносит духовные плоды, Дух пребывает с ней и охраняет ее. Когда душа грешит, Дух оставляет ее, и она попирается нечистыми мыслями и желаниями.

Интересный вариант такого же толкования предлагает блаженный Иероним Стридонский: «В иносказательном смысле виноградником Божиим и плодовым садом может быть названа душа наша, которою, если будет управлять ум, то есть νοῦς, то она имеет стражем ума Бога. Если же будут опустошать нас пороки, как некие зверьки, то мы оставляемся стражем – Богом, и все наше придет в запустение».

Господь Саваоф

Пророк продолжает свою печальную речь:

«Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1: 9).

«Господь Саваоф». Это имя Божие впервые встречается в 1 Цар. 1: 3. Саваоф – слово еврейское (zebaoth – множ. число от слова zoba), которое может значить:

а) воинские отряды;

б) небесное (ангельское) воинство или небесные светила (с прибавлением haschamaim – «небес»).

«Поэтому одни толкователи в словосочетании “Господь Саваоф” видят указание на Господа как на национального еврейского бога войны. Другие под “воинствами” разумеют совокупность творений Божиих как проявление Божественной силы, и выражение “Сущий – воинство” считают синонимом выражению “Вседержитель”. Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м стихе, как Промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как “бог войны”. Поэтому лучше толковать словосочетание “Сущий – воинство” в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти “воинства” на служение Своим высоким целям» (Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах).

В Писании это имя Божие открывалось Израилю, когда народ оказывался в стесненных обстоятельствах. Оно не встречается в Пятикнижии и исторических книгах, лишь изредка упоминается в псалмах. При этом Иеремия, пророчествуя о наказании Божием, употребляет это имя около 80 раз; Захария в 14 главах призывает имя «Господа сил» более 50 раз.

Священный остаток

«Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка…» (Ис. 1: 9).

О каком «остатке» идет речь?

В буквальном смысле это немногочисленные жители Иерусалима и другие иудеи, спасшиеся от нашествия врагов. Но кроме того пророк имел здесь в виду и тот остаток святого семени, ради которого Господь щадил преступный еврейский народ: небольшое общество благочестивых людей, группировавшихся вокруг пророка Исаии.

Господь, храня верность Своим обещаниям, продолжает осуществлять замысел об искуплении всего человечества. Учение Исаии об остатке Израиля, призыв стать частью этого остатка и надежда, которая дается остатку, красной нитью проходят через всю книгу.

Иудеи, несмотря на их вину, будут пощажены Господом Саваофом ради «остатка святого семени». Столетия спустя aпостол Павел сошлется на это место: «А Исаия провозглашает об Израиле: “хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле”. И, как предсказал Исаия: “если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре”» (Рим. 9: 27–29).

Если бы не праведники «остатка», иудеи уподобились бы Содому и Гоморре (которые, как известно, настолько прогневили Господа, что Он полностью уничтожил их).

Можно сказать, что и сегодня Бог терпит нас ради молитвы праведников. Хотя мы порой достойны, по грехам нашим, полного уничтожения. На молитве святых держится весь мир.

И сегодня Бог терпит нас ради молитв праведников

Дальнейшие слова пророка адресованы высшему обществу Иерусалима, аристократии. Эти слова должны были привести их в шок. Они звучали, как звонкая пощечина. Но об этом – в следующей статье.

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров 24 декабря 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить