Дом Пресвятой Богородицы преподобного Пафнутия Боровского

Пафнутий Боровский – смиренный и усердный молитвенник, труженик, человеколюбивый и мудрый – создал на калужской земле обитель, сердце которой – Дом Пресвятой Богородицы. Святой сподобился от Господа заранее узнать об окончании своего земного пути. 14 мая 1477 года преподобный отошел в жизнь вечную.    

Попадаешь в обитель – и она мгновенно заключает тебя в крепкие отеческие объятья. Города, суета, проблемы, заботы остаются за статными стенами Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Время застывает, как мотылек в янтаре. Здесь хочется бродить неспешно, прикасаться к старинным камням в кладке храмов, удивляться чистым, полувоздушным краскам древних фресок и словно на глазах оживающим изразцам, радоваться шуму множества разрезающих воздух проворных птичьих крыльев. Небольшой островок среди современной жизни дышит нашей историей, и можно много раз перечитывать летописи, учебники и монографии, но только среди этих стен почувствовать, как оно было.  И еще то, что промыслом Господним проникнута наша жизнь на века вперед…

Прадед, а потом и дед основателя обители Пафнутия Боровского были баскаками – татарами, оставленными ханом для сбора подати с русских. А когда русичи восстали против татар, дед принял христианскую веру и крестился. Верующие и благочестивые родители воспитывали сына, при крещении названного Парфением, православным христианином. Он рос кротким, добрым, способным и целомудренным. В двадцать лет юноша ушел в Высоко-Покровский монастырь недалеко от дома и принял постриг с именем Пафнутий. Молодой монах был отдан в послушание старцу Никите, ранее бывшему в послушании у преподобного Сергия Радонежского. Вот так правнука татарского воина, вскоре ставшего настоятелем той самой обители, взял под покров сам «игумен земли русской».

Из века в век передают воспоминания о преподобном Пафнутии – труженике и молитвеннике. В дар от Господа он получил рассудительность, прозорливость, дивные откровения, возможность видеть вещие сны, способность исцелять страждущих и больных и много других духовных наград. Века прошли – и до сих пор идут люди к преподобному за помощью и благодатью Божией.

Века прошли – и до сих пор идут люди к преподобному за помощью и благодатью Божией.

Через него явил Отец Наш Небесный чудо – исцелил от тяжелой болезни – и как послушное и мудрое чадо Пафнутий, уже будучи в великой схиме,  покинул монастырь и уединился на противоположном берегу реки Протвы. А когда к нему начали собираться братья (и собралось их немало – более 90 человек), основал в 1444 году на этом месте обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сам преподобный называл ее Домом Пресвятой Богородицы.

Впечатляет сердце обители – церковь Рождества Пресвятой Богородицы – изначально возведенная из дерева. Через тридцать лет на ее месте появился белокаменный храм, который расписали иконописцы Митрофан и Дионисий. В конце XVI века царь Федор Иоаннович, который часто приезжал молиться в обитель, повелел построить вместо старого белокаменного новый кирпичный собор, который освятили в 1589 году. При строительстве использовали балки из старого храма, так удалось сохранить фрески искусных мастеров.

Этот статный красавец сегодня встречает прихожан пятью шлемовидными куполами, которые венчают царские короны и охраняют крылатые насельники обители – птицы. Величественный и грандиозный, храм в честь рождества Пресвятой Богородицы многое пережил. В южной стороне алтаря устроили придел Федора Стратилата, а с севера у наружной стены церковь Великомученицы Ирины – в честь Небесных покровителей царя Федора и его супруги царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Потом на западной, северной и южной стороне построили паперти, изменили форму окон, возвели высокую колокольню и на шлемовидные окончания глав поставили восьмерички. Уже в XIX веке к задней стене пристроили кирпичную трапезную, которая сильно отличалась  от основного здания, – она стала самой поздней из всех монастырских сооружений. В этом помещении устроили придел в честь преподобного Пафнутия. Фундамент, цоколь и порталы собора выложены из белого камня, белокаменные бруски кое-где встречаются и в стенах из толстого тяжеловесного обожженного кирпича.

Когда-то собор был расписан и снаружи: прихожан встречали икона Рождества Пресвятой Богородицы, митрополиты московские – святители Петр и Алексий, святые Антоний и Феодосий Печерские и, конечно, преподобный Пафнутий Боровский. Если приглядеться, и сейчас кое-где можно увидеть следы этих изображений.

В соборе хранится рака с частицей мощей преподобного, а сюжеты из жития Пафнутия Боровского изображены на нижней части северной и южной стен. За несколько веков красивейшую фресковую роспись дважды записали маслом, и только после возвращения монастыря Церкви в конце ХХ века реставраторы восстановили великолепное письмо. Фрески словно оживают во время службы – особенное устройство голосников создает великолепную акустику, и звуки наполняют все пространство собора.

Фрески словно оживают во время службы – особенное устройство голосников создает великолепную акустику, и звуки наполняют все пространство собора.

А под самой крышей на среднем алтарном своде расположен тайник, вход в него находится около западного внутреннего угла собора и проходит в толще стены. Когда-то в нем хранили казну и другие ценности, а во время  сражений монахи спасали в нем мощи преподобного Пафнутия.  В соборе начиналась и древняя система подземных ходов.

Сколько видели эти стены, сколько тайн они хранят! Обитель словно едва слышно звучит на разные голоса… Почитали и посещали монастырь великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иоаннович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Репнины, Волконские, Лыковы-Оболенские. Во времена смуты на обитель напали польско-литовские войска, которые вел Лжедмитрий II, защитники святой обители прославились, а город Боровск обрел новый герб. Известно, что Лупп Клешнин, приближенный Бориса Годунова, раздал имущество, удалился в монастырь,  принял схиму, дал обет молчания и унес тайну о гибели царевича Дмитрия с собой.

    

В XVII веке здесь дважды был в заточении борец за старую веру протопоп Аввакум. В музее Боровского монастыря есть каменный мешок, в котором несколько лет жил известный старовер.

Монастырь преграждал путь армии Наполеона в 1812 году, фашистским захватчикам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В советское время здесь была исправительная колония, ремонтно-строительные мастерские, а в соборе – ангар хозяйственного назначения при сельскохозяйственном училище, краеведческий музей. Ансамбль старинного монастыря находился в аварийном состоянии – сказались время и отсутствие должного ухода за постройками. Но Преподобный обитель не оставил. В 1954 году ночью с 13 на 14 мая, когда православные отмечают день памяти преподобного Пафнутия, обрушился центральный барабан собора. С этого момента началась реставрация и постепенно обитель восстанавливалась. Реставраторы полностью укрепили фундамент, заменив разрушившиеся сваи, закрыли в стенах и сводах трещины, выложили заново центральный барабан и главу, но самое главное – вернули храму первоначальный вид. Убрали восьмерики и восстановили шлемовидные верхушки всех пяти глав, изменили форму кровли, восстановили украшения, а в стенах обнаружили белокаменные блоки с остатками фресок кисти Дионисия,  принадлежавших  белокаменной церкви, построенной при преподобном Пафнутии. Несколько из них сейчас находятся в музее Андрея Рублева.

Насельники монастыря рассказывают, что при раскопке фундамента в Южной части собора возле алтаря, в том месте, где находится рака с частичкой мощей Преподобного, техника вдруг перестала подчиняться, а рабочих охватил ужас. И до сих пор это сокровенное место никто не трогает. Во время битвы с поляками, спасая мощи от поругания, их спрятали где-то на территории монастыря и они до сих пор находятся под спудом. Но и та частица, что хранится в раке, являет чудеса и дарит утешение.

Техника вдруг перестала подчиняться, а рабочих охватил ужас. И до сих пор это сокровенное место никто не трогает.

Пафнутий Боровский был человеком сильной веры, целомудренным, смиренным и строгим постником, довольствовался самым малым, был первым на послушаниях и молитве, брался за самую сложную и тяжелую работу, много читал. Он любил людей, утешал, жалел, лечил как искусный лекарь, кормил бедняков, был безмерно терпелив и никогда не переставал уповать на помощь Божью и … кормил птиц. И в современную обитель прихожане спешат все за тем же – утешением и исцелением. В 1991 году преподобный Пафнутий «позвал» к себе в монастырь отца Власия (Перегонцева). О схиархимандрите Власии сегодня знают во всех уголках России и, как и несколько веков назад, постоянно люди едут в обитель с верой и надеждой за мудрым советом и наставлением, с просьбой о молитвах и предстательстве. Батюшка терпелив, внимателен и, как и преподобный Пафнутий Боровский, часто напоминает о том, что молитва и живая вера – вот наше лекарство от всех болезней и горестей.

Так же, как при преподобном Пафнутии, в обители оберегают и кормят птиц. У этих крылатых насельников даже есть свои особенные «трапезные».

Сегодня в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре дети посещают воскресную школу, для взрослых прихожан батюшки проводят беседы, летом работает палаточный лагерь для молодежи.  И так же, как при преподобном Пафнутии, в обители оберегают и кормят птиц. У этих крылатых насельников даже есть свои особенные «трапезные»  и отдельное довольствие. Все стремятся в отеческие объятия старинного русского «православного богатыря», поближе к Дому Пресвятой Богородицы.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить