Два апостола, два мира, одна задача

1.jpg
Византия. 16 век. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.

Классическая икона благословенного праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла изображает двух апостолов, обнимающих и целующих друг друга. Этот апостольский поцелуй разные люди понимают по-разному. Некоторым он кажется примирением двух апостолов после того, как они разошлись во мнениях в Антиохии. Другим апостольский поцелуй представляется встречей Востока (в лице апостола Павла) и Запада (в лице апостола Петра). Третьи видят в нем символ общей судьбы двух апостолов, которые были замучены в Риме: первый был обезглавлен, а второй распят, как его Учитель.

Несмотря на то, что эти теории различаются по точности толкования, некоторые из них, особенно последняя, ​​предлагают здравое и конструктивное решение. В любом случае ясно, что два апостола представляют два разных мира, или, лучше сказать, они представляют собой две очень важные библейские личности. Каждый из них обладал особыми достоинствами, которыми они просияли. Апостол Павел отличался тремя особыми добродетелями, и апостол Петр в равной степени обладал другими тремя.

Начнем с апостола Павла. В текстах Нового Завета мы замечаем, что он обладал определенными характеристиками, которые существенно помогли ему в его миссии и трудах.

Во-первых, он был римским гражданином. Это означает, что он обладал уникальными гражданскими и политическими правами и неоднократно пользовался ими при необходимости. Например, мы можем указать на его освобождение из тюрьмы в Филиппах, когда он сообщил о своем римском гражданстве.

Во-вторых, апостол Павел был знатоком греческого языка и философии. По этой причине Бог увидел в нем «избранный сосуд» и послал его к язычникам. Посредством греческого языка апостол смог уловить для Христа великий и цивилизованный греческий мир. Он вложил в служение Слову Божьему силу философии и лингвистических знаний как средство для диалога, встреч и общения.

В-третьих, апостол Павел горячо исповедовал иудейскую религию. Он был одним из евреев диаспоры. Он гордился тем, что был фарисеем, обучавшимся у Гамалиила.

У апостола Петра мы также замечаем три особых добродетели.

Во-первых, Иисус назвал Петра пастырем. Когда Петр трижды утвердительно ответил на вопрос Христа: «Любишь ли ты Меня?», Иисус послал Петра пасти Своих овец. Итак, любовь – это пастырское служение.

Во-вторых, Петр исповедал самую важную истину. Самым значительным и определяющим событием в жизни святого Петра было его поразительное признание: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 15). Эту истину Господь считал камнем, на котором будет построена Его Церковь.

В-третьих, Петр отличался рвением в любви. Мы замечаем в текстах Нового Завета, что Петр всегда хотел продемонстрировать, что его любовь ко Христу более ревностная, чем у других апостолов. Это рвение побудило его пообещать Иисусу, что он последует за Ним даже на смерть, побудило его отсечь ухо рабу первосвященника, а также немедленно броситься в Тивериадское море, чтобы первым встретить Христа, когда Он воскрес из мертвых. Итак, апостол Петр отличался праведным рвением.

4.jpg

Эти добродетели двух апостолов дополняют друг друга, когда мы совмещаем их. Да, авторитет должен быть пастырским, философия – истинной, а религия – пылким рвением.

Верно, что истинное предназначение власти – пасти людей. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10: 43–44). Это и есть «путь».

Действительно, настоящая философия – это христианская истина, а истинное знание содержится в христианской вере. Это и есть «истина».

Поистине, религия без ревностного пламени любви теряет свою жизнеспособность и становится просто мертвым, формальным, статичным фарисейством. Истинная религия и есть «жизнь».

Это то, что символизируют объятия Петра и Павла. То есть власть в Павле обнимает пастырство в Петре. Науки в Павле встречаются с истиной в Петре. Наконец, религия у Павла реализуется в ревностной любви у Петра.

Когда обнимаются добродетели Петра и добродетели Павла, когда эти два мира переплетаются, и встречаются характеристики обоих апостолов, слова Иисуса Христа: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6) реализуются на практике.

Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить