«Если мы собираемся с Отцом Небесным общаться, нужно простить наших должников»

Беседа с протоиереем Павлом Гумеровым

Прощеное воскресение – добрая и благочестивая традиция, которая помогает христианам войти в Великий пост. Как не превратить этот чин в простую формальность? Можно ли примириться с человеком в одностороннем порядке? Как попросить прощения у усопших близких? На эти и другие вопросы ответил настоятель храма святых Петра и Февронии в Марьине протоиерей Павел Гумеров.

– Отец Павел, что значит простить человека с христианской точки зрения?

– Прощение – это важнейшая христианская добродетель. В Евангелии сказано: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6: 15). И мы читаем молитву «Отче наш», в которой есть слова: И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим. Под этими словами подразумеваются наши грехи, а не долги. Есть и другие слова: если ты хочешь молиться, принести дар твой к алтарю, но прежде пойди и примирись с братом твоим, тогда и принесешь дар твой (ср.: Мф. 5: 23–24). Если мы не прощаем обиды нашим обидчикам, нашим родственникам или людям, с которыми мы лично не знакомы, олигархам, президентам, на которых мы обижаемся, которых осуждаем, тогда мы просто не можем молиться.

Почему люди начинают пост с Прощеного воскресения? Потому что, вообще говоря, была такая традиция, по которой монахи монастыря, в котором они подвизались, просили друг у друга прощение перед молитвой. То есть молитва не совершается, если ты не примирился с людьми, против которых ты что-то имеешь. Или если на тебя кто-то обижается. И когда нет возможности лично встретиться, можно хотя бы по телефону испросить прощения, а если нет возможности и по телефону, можно в душе своей примириться с этими людьми. Потому что без этого нельзя. Если не прощаете людям согрешений, то и Отец ваш небесный не простит согрешения ваши: мы не можем тогда рассчитывать на прощение наших грехов.

Знаю некоего батюшку, он очень милостивый и добрый, в одном храме прослужил 50 лет. Единственный случай, когда он мог не допустить людей до Причастия и когда бывал очень строг, это когда люди говорили, что не могут простить. Кто-то не мог простить своего зятя, свою дочь… Он отвечал: «Как же ты собираешься причащаться? Как же ты собираешься к Святым Христовым Тайнам приступать, если ты не простил(а) человека? Ты не можешь подходить к Чаше».

Если мы собираемся молиться, если мы собираемся с Отцом Небесным общаться, нужно простить наших должников. Это аксиома. Без этого просто нельзя.

– А возможно ли примирение в одностороннем порядке, без участия второй стороны?

– Хороший вопрос. Потому что действительно бывают такие ситуации, когда мы просим прощения, а человек нас не прощает. На это нам апостол Павел отвечает: если возможно с вашей стороны, будьте со всеми в мире (ср.: Рим. 12: 18). Так что мы должны приложить все усилия к примирению. И помолиться перед этим: если мы идем с человеком мириться, нужно перед этим помолиться внутренне, чтобы Господь управил ситуацию. Если мы использовали эту возможность, попробовали примириться, говорили добрые слова, значит, мы сделали все, что могли. Бывают ситуации, когда человек просто не хочет общаться и все.

Когда идем с человеком мириться, нужно помолиться внутренне, чтобы Господь управил ситуацию

– Возможно ли примирение с усопшими родственниками, с которыми не получилось примириться при жизни?

– Я думаю, что наши усопшие и так нас простили, потому что там совершенно другое видение. Что такое обида? Что такое гнев? Это неудовлетворенность наших чаяний, наших амбиций, которые мы имеем. А на том свете совершенно другие идеалы, совершенно другое видение ситуации. Человек прекрасно понимает, что он из себя представляет.

Есть другое: чувство вины перед нашими усопшими родственниками. Это чувство испытывают 99% людей, когда они теряют близкого человека. У нас всегда есть чувство, что мы чем-то обидели, что-то не сделали для родного человека. Это чувство вины преодолевается тем, что мы действительно можем дать усопшему человеку. Что мы делаем для человека, перед которым мы виноваты, если такой человек находится в больнице, например? Если мы действительно его любим? Мы приносим ему гостинцы, лекарства, говорим добрые слова. А если человек от нас уже ушел, ему нужно только одно – молитва. Потому что сами усопшие уже за себя помолиться не могут. Им нужна усердная и регулярная молитва. До сорокового дня особенно. И потом тоже. Наши усопшие на нас точно не будут обижаться, если мы будем за них молиться. Если они будут ощущать эту молитвенную связь. Этим мы искупим вину, которую чувствуем.

– Как быть, когда человек манипулирует обидой? Как правильно реагировать на эту ситуацию?

– Ситуации бывают разные. Лучше всего действовать по принципу: не навреди. Если мы будем слишком надоедать человеку, который не идет на контакт, будем заваливать его подарками, цветами, смс-ками, поздравлениями – ничего из этого не получится. Можно отойти в сторону, дистанцироваться от человека, чтобы какая-то тропинка оставалась. Потому что такая обида не длится вечно. Если чувствуешь, что есть связь, тебя, например, «обиженный» поздравляет с праздниками, тогда можно предпринимать другие аккуратные шаги. А бесконечно признаваться в своих ошибках, каяться, биться головой о стену – это не всегда разумно. Нужно время. Большое видится на расстоянии. Наши чувства иногда должны пережить какую-то разлуку, но при этом нужно человеку показать, что от нас идет доброжелательность, любовь, хорошее к нему отношение. Но не нужно быть навязчивым: насильно мил не будешь.

– Апостол Павел говорит: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2 Тим. 4: 14). Можем ли просить у Бога, чтобы Он воздал обидчику?

– Мне кажется, апостол Павел имеет в виду другое. Апостол не хочет мстить, платить злом за зло. Зло не побеждают злом, зло побеждается добром. Здесь просто он оставляет этого человека, сам не мстит ему. Это в Ветхом Завете было: око за око, зуб за зуб. Апостол оставляет этого человека суду Божиему. А как Господь распорядится, мы не знаем. Это тайна Промысла Божия, как Он воздаст грешнику. Может быть, Бог обратит во благо какие-то обстоятельства.

– Как нужно преодолевать повышенную обидчивость, которая мешает человеку жить?

– Обидчивость происходит от самолюбия. Человек слишком себя любит. Нужно понимать, что 90% наших обид, обид, которые нам наносят люди, не происходят потому, что кто-то хочет нас специально обидеть, уязвить, унизить. Это происходит по случайности. Сказал, например, человеку что-то резкое, не подумав, что это может быть обидным. А может, это случилось из-за недостатка воспитания. Может быть, у человека было плохое настроение. Может быть, эти обиды, как говорят американцы, – только бизнес и ничего личного. А не потому, что люди как-то над нами хотели поиздеваться и нас обидеть. Это просто обстоятельства, которые нас заставили обидеться.

Обиделся – глагол с возвратной частицей. Мы обидели сами себя. Представьте себе, что значит «ударился». Ударил кулаком по столу, и тебе больно. Ударился и обиделся. «Ся» – обида сама к тебе возвращается.

Нужно понять, как бороться с обидчивостью, с раздражением. Нужно понять, что сама эта привычка обижаться направлена на нас самих. Это оружие обоюдоострое. Оно разрушает прежде всего самого обижающегося. Человек, может быть, и не думал обижать нас. А мы потом еще неделю переживаем, солим наши обиды, погружаемся в пучину уныния, в планы мести какие-то. Это совершенно неправильно и деструктивно. Когда мы обижаемся, мы вредим себе. Ведь мы начинаем переживать из-за этого.

Обида разрушает прежде всего самого обижающегося

– В воскресенье накануне Великого поста в храмах идет служба с Чином прощения. Как разумно к нему подойти? Как войти в пост правильно, не игнорируя эту традицию, но и не останавливаясь на примирении с теми, кого на самом деле мало знаем?

– Я рекомендую прийти на Чин прощения в свой приходской храм. Это будет искренне. Может быть, мы батюшку во время исповеди задели, нужно будет попросить прощение. У меня самый трогательный и искренний Чин прощения был в семинарии. Там многие семинаристы плакали. Кого-то мы обидели, что-то нехорошее сказали. Но очень важно войти в Великий пост, не имея груза на душе.

С протоиереем Павлом Гумеровым
беседовал Никита Филатов


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить