Господь бодрствует! Не сомневайся

4/17 сентября Церковь вспоминает священномученика Григория (Лебедева; 1878–1937), епископа Шлиссельбургского, – архипастыря, проповедника, духовного наставника, исповедника.

«Задача моя одна: неизменно пребывать в русле Божественного Промысла, отдаться Богу безраздельно, всем существом», – эти слова, сказанные при наречении во епископа в 1923 году, были правилом жизни владыки Григория. И этому правилу он следовал, и когда принимал решение о монашеском пути, и когда подвизался в московском Даниловом монастыре, и когда управлял Александро-Невской Лаврой, и когда, оставаясь верным Церкви, но не принимая Декларацию 1927 года, подал прошение об удалении на покой.

Владыка вел оживленную переписку со своими духовными чадами. Одно из его писем мы и публикуем сегодня. Он напоминает нам о самом важном: Господь нас никогда не оставляет.

Священномученик Григорий (Лебедев) был арестован НКВД 16 апреля 1937 года, а 17 сентября расстрелян.

Молитва. Худ. Неринга Моргунова.jpg
Молитва. Худ. Неринга Моргунова

Вера!

Господь с Вами!

Я пишу Вам только поздравление. Примите его.

А писать Вам хорошее письмо сейчас не могу. А мне хотелось бы писать Вам, потому что Ваше последнее письмо было хорошее. Я боялся худшего.

Как дар моего сердца примите пожелание: «Господь с Вами».

О, если б Вы глубоко, глубоко восприняли Его в свое сердце!

Молитесь, или не так: будем молиться, чтобы Христос Сам и совершил это!

В качестве подарка посылаю Вам выписку из рассуждения о Божием Промысле.

Ты знаешь о жизни Христа, что она подчинялась общим законам человеческих жизней.

А вот жизни Божиих избранников, Божиих святых.

Припомни те из них, о которых ты читала и которые остались в твоей памяти. Вглядись в них…

Ты без труда подметишь, что во всех трех исключительных жизнях за покоряющей стороной духовного подвига видятся самые обычные формы человеческой жизни.

Люди родятся, переживают все этапы человеческого развития, занимают свое положение в жизни, несут тяжелый будничный труд, в поте лица изыскивают кусок хлеба, несут лишения, борясь с природой, окружаются всеми условностями человеческого общества, страдают от зависти, клеветы, насилия, преследований, терпят все бедствия жизни, бывают изгоняемы, изнемогают от непосильных лишений, обессиливают, подвергаются всевозможным болезням, многие испытывают муки неисцельных болезней и, наконец, умирают.

Как видишь, ничего сверхжизненного! (Я не говорю о стороне духовного подвига, духовных восхищений или моментах чрезвычайного Божиего вмешательства в жизнь Своих угодников.) Никакой исключительности! Земля оставалась землей. Тело оставалось телом. Бренная жизнь оставалась бренной жизнью.

Значит, оболочка жизни праведника была, как у всех. Та же борьба за жизнь, те же лишения и невзгоды, те же болезни и та же смерть, которой причастны все люди.

А разве Бог не был силен устроить жизнь Своих подвижников?

Зачем Он допускал им страдать, когда в Его власти было обеспечить им гладкий путь жизни, при котором, казалось, сильнее бы раскрылся их духовный подвиг?

Остановись для примера хотя бы на телесных страданиях святых, на болезнях их тела. Припомни две-три жизни из последних русских подвижников.

Вот святой Иннокентий Иркутский, боримый физической слабостью и умирающий 40 с небольшим лет. Вот преподобный Серафим, согбенный долгим физическим недугом. Вот старец Оптинский Амвросий, живший десятки лет в ежедневном умирании от крайней немощности. И таких примеров можно набрать множество из одной русской истории.

И Бог не избавлял святых Своих! Почему? Да потому, что тело есть тело, и оно естественно может быть немощно, и оно подвержено болезням, и оно дряхлеет, и оно умирает! Это же закон!

И зачем Господу освобождать даже Своих избранников от подчинения этому закону?

Подумай: если бы Господь для каждого угождающего Ему стал делать изъятие из обычного хода жизни и делал бы это соответственно немощности каждого из них, то пришлось бы совсем прекратить естественный порядок жизни, заменив его сверхъестественным!

Родная о Христе, но ведь такой порядок будет в новом горнем Иерусалиме, а сейчас мы живем, живем с тобой в мире ограниченности.

Вот ты и умири свои мысли, не ставь Господу ненужных задач, прими жизнь, как она есть, спокойно подчинись ее законам. А в себе не допускай лукавых мыслей.

Все видит Его любящее око, и с любовью все опекает Господня милующая рука
Господь бодрствует! Не сомневайся. И все видит Его любящее око и за всем любовно надзирает, и с той же любовью все опекает Господня милующая рука. И могут ли помешать Божиему водительству законы мира, даже когда они искажены злой волей человека?!

Итак, спокойно отдадимся промыслительной Господней руке.

А Божию волю о мире, Божии промыслительные законы жизни будем «проразумевать».

Каковы же они? Ты думала о них?

Вера! Прошу прощения за плохой почерк. Пишу в неудобном положении: в постели.

Но сегодня, накануне св. Воздвижения, мне лучше. Сегодня яркий солнечный день. А мокрота и дождь болезненно отзываются на ноге и отражаются на всем организме.

Вера! Помните, что у Вас тоже болела нога? Прошла? Операции не было? А вот теперь и я захромал. Должно быть, это – ревматизм.

Еще раз прошу не сетовать, что не пишу Вам надлежащего письма. Считайте меня должником. Потерпите! С Божией помощью расквитаюсь.

Берегите свое доброе настроение и не соскальзывайте в черствость, нравственную апатию, безразличие и грубость. Избави, Господи.

Конечно, этого у Вас нет. А у меня сильно желание уберечь Вас навсегда от него. Господь с Вами.

13 сентября 1930 г.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить