Иудейский народ в образе безнадежного больного

Книга пророка Исаии. Беседа 6-я

«Нет у него здорового места…»

В следующих стихах иудейское общество представляется пророку в образе больного тела. Голова в ранах, сердце измождено и не ощущает заболевания тела. В организме государства не осталось здорового места, он безнадежно поражен.

«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1: 5–6).

Пророк рисует портрет инвалида, больного с ног до головы. Язвы у него такие, что их уже невозможно очистить (т.е. выжать из них гной). Раны нельзя перевязать – слишком они велики и глубоки. Пятна (т.е. ушибы, кровоподтеки) бесполезно смазывать, смягчать елеем (в древности масло употреблялось для исцеления ушибов и ран).

Что означают голова и сердце, о болезни которых свидетельствует пророк? «Исаия называет царей и князей – главою, а священников и учителей – сердцем. Ибо чем является сердце для тела, тем священники и учителя – для народа, и чем глава – телу, тем цари и князья – подданным», – пишет блаженный Феодорит Кирский.

Все эти плачевные метафоры указывают на бедственное положение Иудейского царства. Оно при смерти, обречено на разрушение и погибель. Самое трагичное, что, очевидно, иудейские правители и аристократия этого не ощущали. Не было самого главного, что дает надежду отдельному человеку и всему обществу: видения своих грехов и покаяния. В усыновленной Богом Иудее не было того, что пророк Иона нашел некогда в языческой Ниневии, – раскаяния, плача о своих грехах, перемены жизни.

Не было самого главного: видения своих грехов и покаяния

Ах, как много современных аналогий встает перед глазами! Со времен Исаии мало что поменялось. Люди остаются такими же, их грехи тоже. Если рыба гниет, то все так же с головы. И все так же народы и правительства могут не слышать пророческого голоса Церкви, предупреждающей общество об опасности греха.

Раны и язвы порока не сходят с организма человечества и еще больше загнаиваются. Человечество все ближе и ближе подходит к тому итогу, который описан в книге Откровения…

Кто изранил больного?

Можно спросить: а кто же изранил этого страшного больного? – Ответ: он сам себя искалечил. Грех имеет наказание сам в себе. Когда мы грешим, то превращаемся в духовных самоубийц. «Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови», – писал преподобный Исаак Сирин.

Поэтому и восклицает Исаия:

«Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие»? – церковнославянский перевод.

В синодальном тексте немного не так:

«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?»

Получается, раны человеку нанес Бог? – Да, и Господь может поражать государственный организм и отдельного человека – но только ради его покаяния и спасения. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19), – говорит Христос Лаодикийской Церкви.

«Величайшее нечестие, когда и от наказаний не делаются лучшими. Впрочем, и наказание есть вид благодеяния. Они не могли сказать, что Бог только почтил и облагодетельствовал их, а согрешивших оставил, но Он и почестями привлекал их, и страхом наказаний вразумлял», – пишет Златоуст.

Поврежденное человечество

Святитель Игнатий (Брянчанинов) видит в данном образе картину духовной поврежденности человечества после грехопадения: «Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву – ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Это значит, по изъяснению отцов, что язва – грех – не частная, не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2: 17)».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Таковы язвы, составляющие собою великую язву – ветхость ветхого Адама»

Вспоминается притча о милосердном самарянине. Ведь и там в образе избитого разбойниками человека мы узнаем израненное бесами и грехами человечество…

Святитель Василий Великий считает, что данную картину можно понимать и как указание на болезни частей церковного тела, в частности расколы: «Струп – расколы в Церкви, язвы – лживые сердца, воспаление – превозношение души, надмевающейся неразумным самомнением и потому взимающейся на разум Христов (ср.: 2 Кор. 10: 5). Пластырь же есть слово, которое с кротостью и тихостью смиряет суетное надмение; а елей есть слово, которое с милосердием и состраданием смягчает коварство, лживость и жестокость в лицемерии говорящих ложь; и обязание есть слово, которое сдерживает стремящихся к разделению».

Раны греха могут быть смертельными

В толкованиях святителя Василия Великого можно найти мысль, что перечисленные раны уже неисцелимы и неизбежно ведут к гибели: «Из случающихся же с нами бедствий иные постигают в наказание за грехи, другие – для исправления нравственности в искушаемых и иные – для истребления безнадежных, как было с фараоном. Посему иудеям, как безнадежным, Пророк угрожает не ударами, не бичами, но истреблением».

Ему вторит и Златоуст: «Они остались неисцельно больными. Он (Бог. – С.К.) употреблял все виды врачевания, отсекая и прижигая; но боль не уступала, а это особенно и служит знаком неисцельной болезни, когда не могут даже принимать врачевства».

Очевидно, иудеи уже перешли ту грань, до которой покаяние было возможным. Так случается и в наше время, если человек за годы беззаконной жизни ожесточился сердцем настолько, что уже не может стать другим. Он психологически не способен к покаянию. Это страшное состояние в молитвенных текстах называется «окамененным нечувствием».

Каяться нужно спешить. «Кайтесь в своих грехах за день до смерти», – говорит старая еврейская мудрость. Действительно, никто не знает дня своей смерти – может быть, он наступит и завтра. В таком случае покаяться за день до смерти означает сделать это сегодня.

Нужно спешить каяться: никто не знает дня своей смерти – может быть, он наступит и завтра

Многолетняя жизнь в беззакониях не проходит бесследно. В постоянных согрешениях душа изнашивается, воля слабеет, рабство диаволу упрочняется. И со временем мы рискуем перешагнуть ту черту, за которой изменение станет уже невозможным. «Поэтому не будем допускать падения неисцельного; пока мы только хромаем, то легко исправиться; а когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами?» – советует Златоуст.

***

Бог милостив, но Его милосердие не стоит искушать. Он терпит очень долго и ждет обращения грешника. Но способен ли будешь ты в том далеком завтра, на которое откладываешь свое покаяние, ответить на Его милосердие своим личным усилием по перемене жизни? Не превратят ли страсти и грехи твое сердце в выжженное мертвое поле? Неизвестно.

Для всего в жизни существует наилучшее время, в том числе для покаяния. И это наилучшее время – сегодняшний день. То самое сегодня, которое может не наступить завтра.

(Продолжение следует.)


Сергей Комаров 9 декабря 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить